Библиографическое описание:

Кобзева Т. Я., Ястин М. Д. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 397-402.

 

В статье рассмотрена не только роль эффективного управления факторами, влияющими на спрос и предложение в рыночных условиях, применительно к условиям российского рынка, но, и особенности взаимодействия спроса и предложения, встречающиеся только в условиях экономики рынка. Детально представлен механизм рынка, посредством которого функционируют предъявители спроса и продавцов, обеспечивающих предложение на товары и услуги — как одно из приоритетных направлений преобразования отечественной экономики.

Ключевые слова: конкуренция, рациональная система потребления, товарно-денежные отношения,рациональное распределение ресурсов, система потребления, формирование цены, спрос и предложения, в конечном итоге, оздоровляет экономику, не равнозначное воздействие на факторы, социально-ориентированная рыночная экономика.

 

Актуальность темы определяется тем, что российский рынок является особым экономическим механизмом, который через конкуренцию влияет на объем и структуру производства, способствует рациональному распределению ресурсов, подталкивает потребителя выбирать рациональную систему потребления, формирует цену, спрос и предложения, и, в конечном итоге, оздоровляет экономику России, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. Социально-ориентированная рыночная российская экономика требует поиска новых вариантов при моделировании множества переменных, главные из которых это спрос, предложения и рыночная цена.

Развитие рыночных экономических преобразований в России, оказывает не равнозначное воздействие на факторы влияющие на уровень спроса, предложения и цены товарного рынка. Сложность формирования спроса и предложения на рынке обусловлена быстрой изменчивостью, трудностями точного определения учета, измерения и прогнозирования потребительского рынка, связанными с кризисами и падением производства потребительских товаров.

Традиционно категория взаимодействия спроса и предложения встречается только в условиях экономики рынка, механизм которого, сводит вместе предъявителей спроса и продавцов — отдельных физических и юридических лиц, обеспечивающих предложение необходимой массы товаров и услуг. Иными словами, как на рынке любого государства, так и в на российском рынке покупатели формируют спрос на товар, способный удовлетворять потребительские потребности.

Представим схематически российское рыночное хозяйство, которое базируется на использовании товарно — денежных отношений.

Рис. 1. Российский рынок, базирующийся на товарно-денежных отношениях

 

Схема, представленная на Рис. 1 даёт наиболее общее представление, что основой организации спроса на товар является потребности, для удовлетворения которых требуется разнообразные товары и услуги. Между тем, субъектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их равноправные цели, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг. Российская рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие классифицировать рыночную систему. Иными словами, структура рынка — это внутреннее строение отдельных элементов рынка; совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность, обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.

Традиционно на рынке взаимоотношения складываются между полностью независимыми субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес. Вступая в отношения обмена, каждый субъект рынка, уступая то или иное благо, стремится получить взамен другое благо.

Реализация экономических интересов множеством субъектов на рынке совершается посредством актов купли-продажи благ, которые приобретают форму товара. Поэтому товаром является то самое благо, предназначенное для удовлетворения той или иной потребности и имеющее меновую стоимость. Меновая стоимость характеризует такое свойство блага, как способность обмениваться в определенных пропорциях на другие блага.

Как правило, на рынках, в том числе и российском встречаются два контрагента, один из которых стремится продать товар подороже (продавец), а другой желает приобрести его подешевле (покупатель). Свободное проявление воли контрагентов и есть не что иное, как реализация экономических интересов, которые сводятся к максимизации извлекаемой контрагентами выгоды.

В целях такого волеизъявления, очевидно, на рынке должна царить атмосфера полной свободы и непринужденности, абсолютного равенства всех субъектов рынка. Подобное состояние рыночных отношений и характеризуется понятием «свободный рынок», который должен отвечать целому ряду требований (признаков).

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг, торговцы и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: семейные-домашние хозяйства; предприятия, организации: они же фирмы, банки и государство (правительство). Отдельно представим схематично «Рынок сферы производства» — стрелки представляют собой — систему взаимоотношений между множеством рыночных субъектов рынка, выражающих равноправные цели, встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Рис. 2. Российский рынок сферы производства

 

Представленная схема (Рис. 2), подтверждает, что одним из признаков российского рынка сферы производства является, прежде всего, свободный доступ на рынок любого товаропроизводителя и выход из него, что предполагает безграничность числа его участников. Благодаря такой открытости влияние отдельно взятого товаропроизводителя на рыночную ситуацию в целом оказывается столь незначительным, что им можно пренебречь. Данное состояние рынка характеризуется полным отсутствием проявления монополии — т. е. господства одного продавца, или власти монопсонии — что есть способность единственного покупателя оказывать влияние на цены ресурсов, которые он закупает.

Рассмотрим понятие «спрос» как экономическую категорию. Спрос — это потребность покупателей в данном товаре или услуге, выраженная в его покупательной способностью, т. е. потребность, подкрепленная деньгами; спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. По аналогии, категорию рыночного спроса представим схемой

«Спрос, предложение и прогнозирование поставки нефти в мире, в млн. баррель в сутки» за период 2012–2015г.г.

Рис. 3. Спрос, поставки и прогнозирование поставки нефти в мире

 

В целях обеспечения свободной рыночной экономики, в том числе входа и выхода в такой рынок необходимо, чтобы все субъекты свободного рынка принимали таковые решения на основе беспрепятственного полного доступа к многочисленной информации о рыночной ситуации. Необходимы сведения о реальном уровне цен и процентов, состояние спроса и предложения, о перемещении материальных и трудовых ресурсов из одних отраслей и сфер хозяйственной деятельности в другие и т. п. Исчерпывающая информация предоставляет возможность каждому субъекту процессы хозяйствующего рынка воспринимать с учетом рационального поведения. Иными словами, субъектам хозяйствующего рынка предоставляется свобода выбора с целью максимизации дохода при минимизации затрат.

Не маловажным признаком свободной рыночной экономики является исключительная мобильность факторов производства. Так, на основе полной свободы субъекты хозяйствующего рынка имели бы возможность в случае необходимости принимать решения о срочном внесении или изъятии своих капиталов, и перемещение таких капиталов в другие рыночные структуры по их индивидуальному усмотрению. Важным условием функционирования свободной рыночной экономики является не вмешательство государства в экономические отношения субъектов рынка.

Основным фактором, определяющим спрос и предложения, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость. Кроме цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей.

Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу.

Известно, что количество купленных товаров зависит от цены. Эта зависимость в экономике представляет закон спроса. При неизменности всех прочих параметров снижения цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Иначе говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса, при которой чем больше мы будем требовать денег за товар, тем меньше у нас будем покупателей и наоборот.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше количество людей, которые согласится купить данный товар, т. е. меньше уровень спроса при определенном уровне доходов, и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор. В цене товара фокусируются материальные интересы всех участников рынка. Цена — многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

        множеством покупателей и продавцов;

        отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

        однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

        равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

Если говорить о полной свободе конкуренции, то совершенно очевидно, что именно в результате неё одни товаропроизводители разоряются, другие укрепляют свои рыночные позиции, расширяют свой сегмент рынка и, в конечном счете, могут его монополизировать.

Фактически полное выполнение вышеперечисленных условий свободной рыночной экономики в российских условиях представляется сложной задачей из-за негативных факторов, воздействующих на сложившиеся в условиях российской экономики рыночные отношения, и, как правило, в реальной действительности выполнение условий свободной рыночной экономики на российском рынке маловероятны.

Среди негативных факторов в экономике российского рынка в последнее время все более значимыми являются внешние [1].

К факторам внешнего отрицательного воздействия можно отнести тот факт, что в 2014 году ряд европейский стран ввели санкции против нашей страны, тем самым значительно перекрыв поток предложений на российский рынок необходимого импорта машин и оборудования, которые обеспечивают функционирование главных субъектов российского хозяйствующего рынка — это субъекты газовой, нефтехимической и металлургической отраслей. При этом следует отметить, что рыночная экономика нашей страны по большей части базируется на экспорте топливных продуктов (рис. 4 и 5). Так, в 2014 году газ, нефть и их производных дали 79 % всего экспорта, при том, что доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности составили 37 %. [2].

Рис. 4. Структура доходов России, базирующаяся на экспорте топливных продуктов

 

Рис. 5. Экспорт России важнейших товаров за 2014 год

 

По данным Минпромторга России, наиболее внешнее отрицательное воздействие коснулось станкостроения — доля внешних поставок в этой отрасли составляет более 90 %, тяжелое машиностроение — до 80 %, легкая промышленность — до 90 %, радиоэлектронная промышленность — до 90 %, фармацевтическая и медицинская промышленность — до 80 %. По утверждению Минпромторга, рассчитывать на повышение эффективности экономики в случае осуществления успешной реализации политики по импортозамещению в наиболее важных отраслях с 70–90 % до 50–60 % можно только к 2020 г. [2].

Санкции 2014 года нанесли тяжелый удар нашей промышленности: оборудование нефтегазового и металлургического секторов устарело на 70–80 % и через несколько лет может стать совсем непригодным. На момент предъявления санкций Россия своего оборудования производила в крайне малых количествах.

Кроме того, российская экономика сильно зависит от иностранного капитала. У наших предпринимателей просто не хватит денег на модернизацию производства (в ближайшие несколько лет на эти цели потребуется около 20 трлн. рублей) [2]. Санкции же отпугнули иностранных инвесторов и пресекли начавшее развиваться сотрудничество между отечественными и европейскими производителями.

Следует также отметить снизившуюся покупательную способность физических лиц как собственно граждан России, так и физических лиц индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, рассматриваемых в этой связи как отдельных субъектов рыночной экономики. В условиях международной политической и экономической нестабильности хаотично изменились реальные денежные доходы населения России [3].

Иными словами, из-за угрозы экономических санкций со стороны США и Евросоюза перед государством остро встал вопрос решения проблем импортозамещения в нефтегазовом комплексе металлургии. Особенно важной государственной задачей стала проблема импортозамещения в сфере освоения шельфа и нефтепереработки, поскольку в этой отрасли используется более 80 % западной техники и технологий.

В заключении отметим, что несмотря на существенное сокращение материального производства, кризисные ситуации в финансово-банковской системе, российская рыночная экономика медленно набирая темпы, совершенствуется, в частности за счет притока импортозамещенных материальных ресурсов, товаров и услуг. В структуре материального производства, все отчетливей проявляются создание интегрированных компаний; развитие новых технологических процессов; совершенствование систем управления, организации производства и труда; Все это способствует укреплению государственного производственного потенциала, достижению необходимого уровня здоровой рыночной экономики.

 

Литература:

 

  1.                Литвинова О. В. статья «Идентификация и оценка факторов, влияющих на развитие розничного рынка» //Управление экономическими системами. 2011. — № 2;
  2.                Кобзева Т. Я., Сучков В. А. статья «Российский менеджмент в борьбе с импортозависимостью на современном этапе» //Сборник докладов межвузовской студенческой научно-практической конференции. РЭУ им Г. В. Плеханова. Апрель 2015г.;
  3.                Каращук О. С., Доан М. Л. статья «Актуальные проблемы розничной торговли России и пути их решения» //Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Экономика и инновации». РЭУ им Г. В. Плеханова. Ноябрь 2014г.;
  4.                http://www.gks.ru — Росстат — ФCГC РФ (дата обращения 28.05.2015);
  5.                http://www.gks.ru/free_doc/nev_site/finans/dinkz.htm — Росстат: финансы организаций;
  6.                Березин И. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России // Практический Маркетинг. 2012. № 108.
  7.                Материалы Форума и выступление Председателя Правительства РФ Д. Медведева «Открытые инновации» Москва, 28.10.2015г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle