Библиографическое описание:

Юшкевич О. В., Боярчук О. Э. Содержание предметно-ролевой деятельности специалистов технического профиля в обучении иноязычному общению // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 846-848.



 

Статья посвящена проблематике содержания профессионально ориентированного общения на английском языке студентов втуза. Главное внимание сосредоточено на вопросах освещения ролевой структуры общения на иностранном языке современного инженера и ее адекватного моделирования в процессе обучения.

Ключевые слова: моделирование, роль, профессиональное общение, сферы общения, ситуации общения.

 

Исполняя профессиональную роль в системе функционирования реального общения, выпускники втуза выражают интересы общества в целом, которое обусловливает социальное и профессиональное содержание тех или иных ролей. При этом может быть обоснована возможность моделирования основ общения на иностранном языке (ИЯ), исходя из ролевой структуры участников данного общения. Поскольку статусно-ролевое общение основано на нормах и ожиданияx того, что каждый его участник будет соблюдать речевые нормы, свойственные его положению и определяемые характером взаимоотношений с собеседником, то такие представления могут быть представлены как типичные. На их основе складываются стереотипы ролевого поведения, что позволяет прогнозировать их содержание и закладывать их существенные характеристики при описании компонентов моделирования.

Поскольку, профессионально ориентированное общение студентов втуза всегда социально обусловлено, то набор профессиональных ролей (т. е. тех ролей, которые присущи специалистам в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей) предстает, прежде всего, как набор социальных ролей, только обусловленных особенностями и требованиями ролевого взаимодействия специалистов в системе их профессиональной деятельности. Если исходить из видового различия социальных ролей, принятого в социальной психологии, то в данном случае речь идет о конвенциональных/социальных ролях, связанных с определенным видом деятельности, профессией и социальным статусом обучаемых. Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Уровень данного вида социальных ролей — это уровень общественных (в том числе профессиональных) отношений индивидов.

Исходя из социальной природы ролевого взаимодействия специалистов, мы определяем понятие роли в предлагаемой методике обучения как социальную функцию выпускников втуза в области контактов на ИЯ, обусловленных при этом его социальным и профессиональным статусом как специалиста, и моделируемую в учебных условиях в процессе игрового взаимодействия обучаемых. В предлагаемом подходе понятие роли охватывает следующие аспекты:

          реестр функциональных областей, соответствующих профессиональному положению участников общения;

          требования по выполнению профессиональных обязанностей, т. е. те ролевые экспектации, которые заложены в данной роли;

          ассоциирование обучаемого с принятой на себя ролью в процессе взаимодействия участников общения;

          включение принятого ролевого поведения в кайму личностно-индивидуального поведения в русле тенденции взаимодополняемости и варьирования;

          реализация ролевого поведения в ходе игровых действий с учетом всех параметров моделирования.

С таких позиций мы рассматриваем сущность ролевого поведения студентов втуза, которое можно охарактеризовать как потенциальное социальное действие личности, развертывающееся в вербальной и невербальной деятельности. При этом подчеркнем, что в процессе выполнения совместных действий специалисты ведут себя и как общественные субъекты, и как личности, поэтому и социальное, и личностное представлены в любом акте общения. В этой связи ролевое поведение — это своеобразное единство, симбиоз социального и личностного в поведении специалиста. Ролевые ожидания и предписания определяют общие контуры роли, они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, зависящее от социального и профессионального содержания ролевого репертуара, тех ролевых позиций, которые характерны для данной отрасли профессиональной деятельности в текущий момент времени.

Деятельность современного инженера многофункциональна и выходит за рамки технической деятельности, т. е. непосредственно производства технических систем. В настоящее время немаловажное значение приобретает преобразовательная деятельность специалистов такого профиля, что, в принципе, характерно для техногенного общества. Как показывают всесторонние исследования характера профессиональной деятельности современных инженеров [1; 2; 3; 4; 5], их преобразовательная деятельность предусматривает владение профессиональными знаниями в области управления и менеджмента. В последние годы превалирует мнение, что в лице одного человека необходимо готовить и инженера, и управленца, и менеджера (инженер-управленец-менеджер).

В этой связи представляется необходимым предусматривать уже в обучении многогранную смену профессиональной деятельности и выполнение различных функциональных обязанностей. Однако для такого обучения требуется тщательный анализ всей структуры инженерного труда и профессиональных обязанностей специалистов.

Нами был проведен анализ характера профессиональной деятельности выпускников втуза, задачей которого была организация в методических целях ролевой структуры инженерной профессии в целом и выделение основной задачи деятельности отдельной категории инженеров. Представилось также методически справедливым для дальнейшего исследования конкретизировать должностные обязанности выделенных ролевых групп. Отметим, что эти категории — это обобщенный вариант ролевого распределения профессиональных функций инженера, а должностные обязанности даны в корреляции с квалифицированными требованиями к данной категории специалистов.

Итак, проведенный нами анализ продемонстрировал, что деятельность современного инженера носит многофункциональный характер, поэтому в структуре модели присутствует широкий спектр ролей с различным содержанием и степенью вовлеченности в устное иноязычное общение, что напрямую связано с различными функциональными обязанностями специалистов. Функциональные задачи предписываются участникам общения условиями осуществления их предметной деятельности. Поскольку в реальной практике обучения моделируются не все аспекты деятельности общения инженеров, то при различающихся функциональных обязанностях, функциональные ролевые установки могут иметь, на наш взгляд, более общий характер, раскрывающий, в первую очередь, главное содержание предметной деятельности специалиста. Так, ориентируясь на выделенные сферы общения специалистов инженерного профиля, нами был определен круг обобщенных ролей и содержание предмета их общения (таблица).

Таблица

Содержание предметного контекста ролей в зависимости от сферы общения

Сферы

Роли

Содержание предметной деятельности

Производственная

научно-производственная

инженер-участник производственного процесса и научно-технического общения

установление и поддержание контактов в производственной сфере; научное общение специалистов в рамках международных симпозиумов, конференций, семинаров и т. д.; обсуждение принятия решений о совместной производственной или научно-технической деятельности

коммерческая

покупатель/продавец научно-технического товара

обсуждение коммерческого содержания различного рода совместных соглашений; рекламная деятельность; выставочное общение

управленческая

организатор производства, руководитель, член коллектива

управление и обучение персонала; разработка учебных программ и обсуждение; инструктирование; консультативная деятельность; подготовка и реализация управленческих решений, приказов; деловые беседы, выступления

Общественно-политическая

представитель государства, предприятия, фирмы, научной организации

выражение и отстаивание интересов своих государств, предприятий, фирм, научных организаций; нахождение компромисса при принятии решений с учетом интересов участников общения

Правовая

участник заключения контракта, договора, лицензии

оформление юридических документов и их реализация; участие в подписании юридических документов; обсуждение правовых вопросов производственной и коммерческой деятельности

Культурологическая

представитель культурно-языковых общностей, стран, представитель профессиональной культуры

выражение в общении типичных черт культурно-языковых общностей, стран и профессиональной культуры; учет особенностей культуры страны и профессиональной культуры носителей языка

Быта/бытовых отношений

представитель социальных слоев, семейных отношений, различных возрастных категорий

выражение в общении типичных черт социальных слоев общества, семейных традиций и возрастной иерархии, учет особенностей повседневно-обиходного общения

 

Представленная таблица демонстрирует характеристику названных нами условно «глобальных» ролей. «Проигрывание» заданных обобщенных ролей в моделируемых условиях обеспечивает усвоение правил общения при обучении английскому языку и является одним из моментов социализации личности будущего специалиста. Очевидно, что при любом акте общения в профессиональной области, целью такого общения будет достижение конечного результата, при этом участники общения будут стремиться воздействовать на партнера по общению в своих интересах. Эффект такого воздействия зависит от выбора наиболее подходящих средств в конкретной коммуникативной ситуации в корреляции с исполняемым ролевым репертуаром.

 

Литература:

 

  1.                Лернер П. С. Инженер третьего тысячелетия. — М.: ИЦ Академия, 2005–304 с.
  2.                Мухамедшина А. В. Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии/ А. В. Мухамедшина//Теория и практика образования в современном мире: материалы межд. научной конф-ции (г.Санкт-Петербург, февраль 2012) — СПб.: Реноме, 2012. — С.343–345
  3.                Орешников И. М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб.пособие. — Уфа: Изд-во УГ НТУ, 2008. — 109 с.
  4.                Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: учеб.пособие. — М.: Изд-во Гардарики, 1999. — 400 с.
  5.                Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Академия, Высшая школа, 2001. — 360 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle