Содержание предметно-ролевой деятельности специалистов технического профиля в обучении иноязычному общению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.11.2015

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Юшкевич, О. В. Содержание предметно-ролевой деятельности специалистов технического профиля в обучении иноязычному общению / О. В. Юшкевич, О. Э. Боярчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 846-848. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22933/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Статья посвящена проблематике содержания профессионально ориентированного общения на английском языке студентов втуза. Главное внимание сосредоточено на вопросах освещения ролевой структуры общения на иностранном языке современного инженера и ее адекватного моделирования в процессе обучения.

Ключевые слова: моделирование, роль, профессиональное общение, сферы общения, ситуации общения.

 

Исполняя профессиональную роль в системе функционирования реального общения, выпускники втуза выражают интересы общества в целом, которое обусловливает социальное и профессиональное содержание тех или иных ролей. При этом может быть обоснована возможность моделирования основ общения на иностранном языке (ИЯ), исходя из ролевой структуры участников данного общения. Поскольку статусно-ролевое общение основано на нормах и ожиданияx того, что каждый его участник будет соблюдать речевые нормы, свойственные его положению и определяемые характером взаимоотношений с собеседником, то такие представления могут быть представлены как типичные. На их основе складываются стереотипы ролевого поведения, что позволяет прогнозировать их содержание и закладывать их существенные характеристики при описании компонентов моделирования.

Поскольку, профессионально ориентированное общение студентов втуза всегда социально обусловлено, то набор профессиональных ролей (т. е. тех ролей, которые присущи специалистам в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей) предстает, прежде всего, как набор социальных ролей, только обусловленных особенностями и требованиями ролевого взаимодействия специалистов в системе их профессиональной деятельности. Если исходить из видового различия социальных ролей, принятого в социальной психологии, то в данном случае речь идет о конвенциональных/социальных ролях, связанных с определенным видом деятельности, профессией и социальным статусом обучаемых. Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Уровень данного вида социальных ролей — это уровень общественных (в том числе профессиональных) отношений индивидов.

Исходя из социальной природы ролевого взаимодействия специалистов, мы определяем понятие роли в предлагаемой методике обучения как социальную функцию выпускников втуза в области контактов на ИЯ, обусловленных при этом его социальным и профессиональным статусом как специалиста, и моделируемую в учебных условиях в процессе игрового взаимодействия обучаемых. В предлагаемом подходе понятие роли охватывает следующие аспекты:

          реестр функциональных областей, соответствующих профессиональному положению участников общения;

          требования по выполнению профессиональных обязанностей, т. е. те ролевые экспектации, которые заложены в данной роли;

          ассоциирование обучаемого с принятой на себя ролью в процессе взаимодействия участников общения;

          включение принятого ролевого поведения в кайму личностно-индивидуального поведения в русле тенденции взаимодополняемости и варьирования;

          реализация ролевого поведения в ходе игровых действий с учетом всех параметров моделирования.

С таких позиций мы рассматриваем сущность ролевого поведения студентов втуза, которое можно охарактеризовать как потенциальное социальное действие личности, развертывающееся в вербальной и невербальной деятельности. При этом подчеркнем, что в процессе выполнения совместных действий специалисты ведут себя и как общественные субъекты, и как личности, поэтому и социальное, и личностное представлены в любом акте общения. В этой связи ролевое поведение — это своеобразное единство, симбиоз социального и личностного в поведении специалиста. Ролевые ожидания и предписания определяют общие контуры роли, они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, зависящее от социального и профессионального содержания ролевого репертуара, тех ролевых позиций, которые характерны для данной отрасли профессиональной деятельности в текущий момент времени.

Деятельность современного инженера многофункциональна и выходит за рамки технической деятельности, т. е. непосредственно производства технических систем. В настоящее время немаловажное значение приобретает преобразовательная деятельность специалистов такого профиля, что, в принципе, характерно для техногенного общества. Как показывают всесторонние исследования характера профессиональной деятельности современных инженеров [1; 2; 3; 4; 5], их преобразовательная деятельность предусматривает владение профессиональными знаниями в области управления и менеджмента. В последние годы превалирует мнение, что в лице одного человека необходимо готовить и инженера, и управленца, и менеджера (инженер-управленец-менеджер).

В этой связи представляется необходимым предусматривать уже в обучении многогранную смену профессиональной деятельности и выполнение различных функциональных обязанностей. Однако для такого обучения требуется тщательный анализ всей структуры инженерного труда и профессиональных обязанностей специалистов.

Нами был проведен анализ характера профессиональной деятельности выпускников втуза, задачей которого была организация в методических целях ролевой структуры инженерной профессии в целом и выделение основной задачи деятельности отдельной категории инженеров. Представилось также методически справедливым для дальнейшего исследования конкретизировать должностные обязанности выделенных ролевых групп. Отметим, что эти категории — это обобщенный вариант ролевого распределения профессиональных функций инженера, а должностные обязанности даны в корреляции с квалифицированными требованиями к данной категории специалистов.

Итак, проведенный нами анализ продемонстрировал, что деятельность современного инженера носит многофункциональный характер, поэтому в структуре модели присутствует широкий спектр ролей с различным содержанием и степенью вовлеченности в устное иноязычное общение, что напрямую связано с различными функциональными обязанностями специалистов. Функциональные задачи предписываются участникам общения условиями осуществления их предметной деятельности. Поскольку в реальной практике обучения моделируются не все аспекты деятельности общения инженеров, то при различающихся функциональных обязанностях, функциональные ролевые установки могут иметь, на наш взгляд, более общий характер, раскрывающий, в первую очередь, главное содержание предметной деятельности специалиста. Так, ориентируясь на выделенные сферы общения специалистов инженерного профиля, нами был определен круг обобщенных ролей и содержание предмета их общения (таблица).

Таблица

Содержание предметного контекста ролей в зависимости от сферы общения

Сферы

Роли

Содержание предметной деятельности

Производственная

научно-производственная

инженер-участник производственного процесса и научно-технического общения

установление и поддержание контактов в производственной сфере; научное общение специалистов в рамках международных симпозиумов, конференций, семинаров и т. д.; обсуждение принятия решений о совместной производственной или научно-технической деятельности

коммерческая

покупатель/продавец научно-технического товара

обсуждение коммерческого содержания различного рода совместных соглашений; рекламная деятельность; выставочное общение

управленческая

организатор производства, руководитель, член коллектива

управление и обучение персонала; разработка учебных программ и обсуждение; инструктирование; консультативная деятельность; подготовка и реализация управленческих решений, приказов; деловые беседы, выступления

Общественно-политическая

представитель государства, предприятия, фирмы, научной организации

выражение и отстаивание интересов своих государств, предприятий, фирм, научных организаций; нахождение компромисса при принятии решений с учетом интересов участников общения

Правовая

участник заключения контракта, договора, лицензии

оформление юридических документов и их реализация; участие в подписании юридических документов; обсуждение правовых вопросов производственной и коммерческой деятельности

Культурологическая

представитель культурно-языковых общностей, стран, представитель профессиональной культуры

выражение в общении типичных черт культурно-языковых общностей, стран и профессиональной культуры; учет особенностей культуры страны и профессиональной культуры носителей языка

Быта/бытовых отношений

представитель социальных слоев, семейных отношений, различных возрастных категорий

выражение в общении типичных черт социальных слоев общества, семейных традиций и возрастной иерархии, учет особенностей повседневно-обиходного общения

 

Представленная таблица демонстрирует характеристику названных нами условно «глобальных» ролей. «Проигрывание» заданных обобщенных ролей в моделируемых условиях обеспечивает усвоение правил общения при обучении английскому языку и является одним из моментов социализации личности будущего специалиста. Очевидно, что при любом акте общения в профессиональной области, целью такого общения будет достижение конечного результата, при этом участники общения будут стремиться воздействовать на партнера по общению в своих интересах. Эффект такого воздействия зависит от выбора наиболее подходящих средств в конкретной коммуникативной ситуации в корреляции с исполняемым ролевым репертуаром.

 

Литература:

 

  1.                Лернер П. С. Инженер третьего тысячелетия. — М.: ИЦ Академия, 2005–304 с.
  2.                Мухамедшина А. В. Индивидуализация профессионального обучения будущих инженеров на основе модульной технологии/ А. В. Мухамедшина//Теория и практика образования в современном мире: материалы межд. научной конф-ции (г.Санкт-Петербург, февраль 2012) — СПб.: Реноме, 2012. — С.343–345
  3.                Орешников И. М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб.пособие. — Уфа: Изд-во УГ НТУ, 2008. — 109 с.
  4.                Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: учеб.пособие. — М.: Изд-во Гардарики, 1999. — 400 с.
  5.                Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Академия, Высшая школа, 2001. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): роль, профессиональная деятельность, ролевое поведение, современный инженер, акт общения, иностранный язык, предметная деятельность, профессиональная культура, профессиональное содержание, ролевое взаимодействие специалистов.


Ключевые слова

моделирование, профессиональное общение, роль, сферы общения, ситуации общения., ситуации общения

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

профессиональная культура, профессиональная деятельность, будущий специалист, качество, профессиональная культура будущих специалистов, знание, умение, уровень, культурная компетентность...

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Иностранный язык- явление социальное, в основе которого лежит деятельность людей, их взаимодействие и отношения. Обучение английскому языку в вузе имеет коммуникативную направленность, где студент - активный участник процесса общения.

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях...

иностранный язык, учебный процесс, ролевая игра, деловая игра, игра, студент, роль, профессиональная деятельность, подготовительный этап, атомная энергетика.

Роль коммуникативной компетентности...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, эффективное поведение, способность, социальная компетентность, профессиональная пригодность специалистов, специалист, характеристика.

О способах организации профессионально-ориентированного...

О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, профессиональная деятельность, область туризма...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Важно подчеркнуть профессиональный аспект педагогической деятельности — осмысление профессиональной среды, осознанное и адекватное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании...

Формирование навыков профессионально-ориентированного...

Аннотация: Цель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку состоит в развитии профессиональных иноязычных компетенций межкультурного общения. Успешная реализация этой цели подразумевает формирование лингвистической...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках...

Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории ролей. При овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком.

Базисные умения профессионально направленного иноязычного...

Овладение общением на иностранном языке в контексте выбранной специальности и будущей профессии становится обязательным компонентом профессиональной культуры любого специалиста.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

профессиональная культура, профессиональная деятельность, будущий специалист, качество, профессиональная культура будущих специалистов, знание, умение, уровень, культурная компетентность...

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Иностранный язык- явление социальное, в основе которого лежит деятельность людей, их взаимодействие и отношения. Обучение английскому языку в вузе имеет коммуникативную направленность, где студент - активный участник процесса общения.

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях...

иностранный язык, учебный процесс, ролевая игра, деловая игра, игра, студент, роль, профессиональная деятельность, подготовительный этап, атомная энергетика.

Роль коммуникативной компетентности...

коммуникативная компетентность, профессиональная деятельность, эффективное поведение, способность, социальная компетентность, профессиональная пригодность специалистов, специалист, характеристика.

О способах организации профессионально-ориентированного...

О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, профессиональная деятельность, область туризма...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Важно подчеркнуть профессиональный аспект педагогической деятельности — осмысление профессиональной среды, осознанное и адекватное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании...

Формирование навыков профессионально-ориентированного...

Аннотация: Цель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку состоит в развитии профессиональных иноязычных компетенций межкультурного общения. Успешная реализация этой цели подразумевает формирование лингвистической...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках...

Идея использования ролевого поведения получила подкрепление со стороны теории ролей. При овладении иностранным языком как средством общения необходимо воссоздать условия, подобные условиям, существующим при овладении родным языком.

Базисные умения профессионально направленного иноязычного...

Овладение общением на иностранном языке в контексте выбранной специальности и будущей профессии становится обязательным компонентом профессиональной культуры любого специалиста.

Задать вопрос