Библиографическое описание:

Поддуева И. С. Оценка эффективности реализации целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» на примере муниципального района Новосибирской области // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 434-438.



 

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Искитимском районе Новосибирской области на 2013–2020 годы» в рамках Областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013–2020 годы»

Ключевые слова: ведомственная целевая программа, федеральный бюджет, областной бюджет, агропромышленный комплекс (АПК).

 

The article analyzes the state of development of agricultural production in the district: the evaluation of the effectiveness of the implementation of the Municipal target program «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food of the RHD Foundation in Iskitim district of the Novosibirsk region for 2013–2020» in the framework of the Regional target program «Development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food in the Novosibirsk region for 2013–2020».

Keywords: municipal programs, subsidies, federal budget, regional budget, the agro-industrial complex (AIC).

 

Разработка государственных программ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ [9]. Основной федеральной целевой программой, направленной на поддержание сельского хозяйства, является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. Для АПК государством выделены различные антикризисные меры экономической поддержки, в том числе кредитование и сельскохозяйственное субсидирование [2,3].

Нормативной базой для разработки данной программы послужил ряд правовых актов, такие как Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120, а также Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р и Методические указания Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 690 [6,7,9].

Рассмотренные мероприятия, проводимые в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, разработаны на основе принципов [4]:

          стабильности — в новой программе сохранены эффективные направления и меры поддержки сельского хозяйства;

          системности — программа охватывает экономические, социальные и экологические аспекты развития отрасли и сочетает меры поддержки производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий;

          софинансирования — реализация мер программы предполагает софинансирование сельского хозяйства из федерального и региональных бюджетов, учитывая, что агропродовольственная политика является предметом совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации;

          государственно-частного партнерства — предполагает объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей программы (наиболее полно этот принцип проявляется в субсидировании кредитов).

Вцеляхмаксимальногопривлечениясредствфедеральногобюджетаструктурарегиональныхпрограммразработанав соответствиис государственнойпрограммой. В программывходятподпрограммыпоразвитиюрастениеводства, животноводства, в томчислепереработкии реализациипродукцииэтихподотраслей, приэтомвыделенаотдельнаяподпрограммапоразвитиюмясногоскотоводства. Такжепредусмотреныподпрограммыпоподдержкемалыхформхозяйствования, потехническойи технологическоймодернизации, инновационномуразвитию. Крометого, в региональныепрограммывключеныцелевыепрограммы, реализуемыев агропромышленномкомплексеобласти — поустойчивомуразвитиюсельскихтерриторий, посохранениюи восстановлениюплодородияпочвземельсельскохозяйственного назначения, поразвитиюкомплексноймелиорациисельскохозяйственныхземель [5].

Для организации выполнения государственной программы органы государственной власти субъектов Федерации разрабатывают региональные целевые программы с учетом общих тенденций развития АПК Российской Федерации и особенностей каждого региона [5]. Аналогичная муниципальная целевая Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013–2020 годы» разработана и утверждена в районах Новосибирской области, одним из таких является Искитимский.

Аграрная политика в районе осуществляется в рамках данной муниципальной целевой программы, в которой определены цели, задачи и мероприятия по их осуществлению как на ближайший год, так и на перспективу. Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса. Выделяются следующие приоритеты развития:

1)        в сфере производства — скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь, наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

2)        в экономической сфере — повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3)        в социальной сфере — устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности района, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

4)        в сфере развития производственного потенциала — мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

5)        в научной и кадровой сферах — обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

По всем направлениям программа предусматривает предоставление государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов.

Программа разработана на основании соглашения от 11 апреля 2013 года № 13/04–01–53 между министерством сельского хозяйства Новосибирской области и администрацией Искитимского района Новосибирской области, целевых индикаторов реализации мероприятий программы, письма Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 30.07.2013 № 936–06–01–09/23 «О предоставлении муниципальной программы развития сельского хозяйства на 2013–2020 гг»., рекомендаций по разработке муниципальной программы от 19.04.2013 № 497–06–01–09/23. Программа утверждена решением тридцать первой очередной сессии Совета депутатов Искитимского района Новосибирской области второго созыва от 09.07.2013 № 271.

Конкурентные преимущества и привлекательные стороны сельского хозяйства Искитимского района сложились в силу своего экономико-географического развития. Удобное географическое положение, непосредственная близость к городам Новосибирск, Бердск, Академгородок, Черепаново, транспортная сеть авто и железнодорожных дорог обеспечивают выходы к высокоемким рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции.

По объему производства валовой продукции сельского хозяйства, производству зерна, картофеля, молока, мяса и яиц район входит в первую пятерку районов Новосибирской области. Удельный вес валовой продукции сельского хозяйства Искитимского района в общем объеме по Новосибирской области составляет 9,4 %, во внутреннем валовом районном продукте 17 % [10].

Сильными сторонами являются:

          высокий спрос на производимую в районе сельскохозяйственную продукцию как в регионе, так и за его пределами;

          в районе сельхозпроизводством занимаются 23 предприятия, 326 крестьянских фермерских хозяйств, 1156 личных подсобных хозяйств населения;

          наличие в районе двух профессиональных училищ по подготовке массовых рабочих профессий для сельскохозяйственного производства;

          продолжается техническое переоснащение отрасти, что способствует увеличению производительности труда, улучшению условий и качеству работ;

          осуществляется деятельность по внедрению в производство наиболее прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, ежегодному обновлению семенного фонда в количестве 350–400 тонн семян высших репродукций и новых перспективных сортов.

Слабыми сторонами являются:

          район находится в зоне рискованного земледелия;

          недостаток собственных оборотных средств в отрасли, что в свою очередь является препятствием для успешной деятельности сельхозпредприятий;

          социальные и кадровые проблемы в отрасли; низкий уровень качества жилищных условий и инфраструктуры поселений, дорог способствует оттоку наиболее активной части сельского населения, особенно молодежи, в Новосибирск и пригород;

          проблемы сохранения и совершенствования генофонда сельскохозяйственных животных и растений;

          инвестиционная непривлекательность аграрного бизнеса на удаленных территориях.

Сельское хозяйство в современном мире не может существовать без участия государства. Основной механизм государственной поддержки — бюджетные ассигнования [5].

В рамках муниципальной программы указано финансирование из областного и федерального бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств является министерство сельского хозяйства Новосибирской области. Нормативной базой по регулированию выдачи бюджетных средств по Новосибирской области действует областной закон от 08.12.2006 № 61-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» [8].

На территории Искитимского района реализуются следующие ведомственные целевые программы Новосибирской области [1]:

  1.      «ВЦП «Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2014–2020 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 28.01.2014 № 10-нпа.
  2.      «ВЦП «Развитие молочного скотоводства в Новосибирской области на 2014–2020 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 27.12.2013 № 137-нпа.
  3.      «ВЦП «Развитие льняного комплекса в Новосибирской области на 2014–2020 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 27.12.2013 № 135-нпа.
  4.      «Государственная поддержка сельхозпроизводителей отрасли растениеводства (за исключением льняного комплекса)».
  5.      «Государственная поддержка сельхозпроизводителей отрасли животноводства (за исключением приобретения технических средств и оборудования)».
  6.      «Поддержка малых форм хозяйствования».
  7.      «Реализация мер, направленных на привлечение организациями агропромышленного комплекса кредитных ресурсов на развитие своей деятельности».
  8.      «Реализация мер государственной поддержки, направленных на снижение рисков в отраслях растениеводства и животноводства».

Об удовлетворительном уровне эффективности аграрного производства свидетельствует то, что количество прибыльных предприятий в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилось на 6 ед. (табл.1).

Таблица 1

Экономические показатели деятельности сельскохозяйственных организаций Искитимского района Новосибирской области в 2012–2014 гг.

Наименование показателя

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе, %

65,22

82,60

84,00

Число прибыльных сельскохозяйственных организаций (для муниципальных районов), ед.

15

19

21

Общее число сельскохозяйственных организаций (для муниципальных районов), ед.

23

23

25

 

Доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий по итогам работы за 2014 год составила 84 %, положительный результат получен в 21 предприятии из 25, в планах на последующие годы ожидается прибыль от всех сельскохозяйственных предприятий.

По данной муниципальной программе предусмотрен рост целевых показателей по району (табл.2).

Таблица 2

Индикаторы (показатели) Муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Искитимском районе Новосибирской области на 2013–2020 годы».

Показатели

2013 г.

2014 г.

Темп роста, %

Значение целевого показателя по муниципальной программе

Произведенная продукция в с/х предприятиях (в сопоставимых ценах 2012г.), млн руб.

6091,8

6385,5

104,8

6102,5

Производство молока в с/х предприятиях, тыс. тн

27,38

27,57

100,7

35,2

Производство мяса (привес) в с/х предприятиях, тыс. тн

42,136

49,9

118,4

40,2

Производство зерна (бункерный вес) в с/х предприятиях, тыс. тн

130,7

106,6

81,6

112,35

Среднемесячная заработная плата, руб.

18740

21851

116,6

20522

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

1796,2

1800

100,2

1904,1

 

Вместе с тем необходимо признать, что финансовые средства, направляемые на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013–2020 годы» (аналогичная муниципальная целевая Программа разработана и утверждена в районе), доводятся до сельскохозяйственных товаропроизводителей несвоевременно и не в полном объеме. Необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней положений, препятствующих эффективному, экономически выгодному функционированию сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также созданию условий для устойчивого развития сельских территорий.

На состояние экономики сельского хозяйства накладывают свой отпечаток недостаток инвестиций, плохая инфраструктура, бессистемность государственной политики в отношении села, нерентабельность сельскохозяйственного бизнеса, непрестижность труда в сельском хозяйстве, низкая квалификация или просто отсутствие кадров.

Таким образом, для выполнения поставленных в АПК района и области целей и задач, необходимо обеспечить безусловное исполнение требований Закона Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» в части ресурсного обеспечения ведомственных целевых программ по направлениям сельскохозяйственного производства.

 

Литература:

 

  1.                Ведомственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013–2020 годы»: утв. Приказом министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 03.08.2012 № 50-нпа//Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2015).
  2.                Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717-п //Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.10.2015).
  3.                Губанова Е. В. Государственное регулирование и поддержка сельского хозяйства региона (на примере Калужской области) / Е. В. Губанова // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 26. — С. 37–43.
  4.                Денисова И. В. Митин А. Н. Фролова О. А. Государственная программа развития сельского хозяйства и мероприятия ее реализации на 2013–2020 гг. / И. В. Денисова, А. Н. Митин, О. А. Фролова // Вестник НГИЭИ. — 2014. — № 7. — С. 53–62.
  5.                Измалков А. А. Формирование стратегии развития регионального АПК / А. А. Измалков // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. — 2014. — № 1–2. — С. 211–217.
  6.                Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р //Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.10.2015).
  7.                Методические указания Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 690//Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.10.2015).
  8.                О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области: Областной Закон от 08.12.2006 г. № 61-ОЗ //Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.10.2015).
  9.                О развитии сельского хозяйства: Федеральный Закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ //Консультант плюс: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.10.2015).
  10.            Сельское хозяйство в Новосибирской области. — [Электронный ресурс]: Новосибирскстат. — Режим доступа: novosibstat.gks.ru (дата обращения: 27.09.15).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle