Библиографическое описание:

Гюлджян Г. Г., Тюренкова К. А. К вопросу о реформировании Организации Объединенных Наций // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 590-592.



 

В статье рассматриваются современные дискуссии о реформировании ООНв начале ХХI в.

Ключевые слова: ООН, Устав ООН, реформирование, Совет безопасности ООН.

 

«Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе…» [1]. С этих слов начинается Устав Организации Объединенных Наций — структуры, создание которой называют одним из главных итогов Второй мировой войны.

Сегодня международное право иногда принято называть «правом ООН». В 1945 году, после пережитых потрясений, страданий, лишений, преступлений против человечности Второй мировой войны международное сообщество выработало принципиально новую концепцию международного права — концепцию, согласно которой должны существовать нормы и принципы, имеющие надгосударственный универсальный характер. Для ее реализации в 1945 была создана принципиально новая организация — Организация Объединенных Наций.

ООН является одной из важнейших международных организаций, ознаменовавшей новую эру в отношениях между государствами. Созданная непосредственно после Второй мировой войны ввиду необходимости развития международных отношений в русле поддержания мировой безопасности и формирования условий для дальнейшего общеправового прогресса в каждом отдельно взятом государстве-члене, ООН заложила основы современных международных отношений — закрепила ряд основных принципов международного права, сохраняющих свою незыблемость на протяжении многих десятилетий.

Деятельность Организации носит масштабный характер, так как круг вопросов, который находится в ее ведении, необычайно велик и затрагивает все мировое сообщество в целом. В течение последующих семидесяти лет Организации Объединенных Наций удалось не допустить перехода «холодной войны» в мировую, и, пусть не всегда эффективно, но, в итоге, сдерживать эскалацию насилия и распространение разных видов наступательных вооружений на планете. Однако, несмотря на те достижения, которые были реализованы за годы существования ООН, ее основы были заложены в прошлом веке, что, несомненно, влияет на деятельность Организации в аспекте современных международных отношений. На рубеже тысячелетий человечество вступило в период серьезных перемен, отмеченный появлением новых вызовов: ростом количества участников международных отношений, появлением глобальных проблем, опасностей и угроз, в том числе невоенного характера (международный терроризм, энергетические и экологические проблемы, распространение оружия массового поражения, рост числа этнополитических конфликтов, незаконная миграция, продовольственный кризис, проблема пресной воды и др.) [2]. ООН также изменилась с момента своего основания: почти в четыре раза увеличилось число ее государств-членов, расширился круг рассматриваемых политических, экономических и других вопросов в области международных отношений. Необходимость дальнейшей успешной работы в области прав и свобод человека, установления приоритета права, а также возникновение новых угроз и проблем, характерных для нового этапа в отношениях между государствами, диктуют особую важность постоянного реформирования ООН.

Стоит отметить, что вопрос о реформировании ООН встал практически сразу с момента создания организации, когда среди политиков, юристов-международников начались разговоры о необходимости реформы ООН и Совета Безопасности, как одного из наиболее значимых ее органов. Основными предметами дискуссии о реформе стали: процедура принятия решений, включающая в себя «право вето», перспектива превращения ООН в «мировое правительство» как основного участника международных отношений. Однако целенаправленный процесс реформирования начался только в 1997 году с доклада Генерального секретаря «Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформы». В первой части доклада содержится тематический обзор основных элементов реформы, а во второй части — более подробное описание всего комплекса мер по реформе, в том числе конкретные предложения и рекомендации.

Наиболее острый характер дискуссия об изменении контуров ООН приняла после принятия Декларации тысячелетия 8 сентября 2000г., призвавшей активизировать усилия по проведению всеобъемлющей реформы Организации. Векторы развития, заданные в «Декларации тысячелетия ООН» нашли свое продолжение в докладе Генерального секретаря ООН 2004 г. «Укрепление Организации Объединенных Наций: программа дальнейших преобразований» [3] и создании Группы высокого уровня для подготовки доклада по угрозам, вызовам и переменам. В последующие годы проблема интенсификации реформирования ООН поднималась постоянно.

Реформа Организации Объединенных Наций, как и любая другая реформа, представляет собой процесс законодательных преобразований, не затрагивающих функциональных основ, необходимый для адаптации к новым реалиям. На протяжении всего существования Организации ее члены осознавали необходимость своевременных внутренних структурных и функциональных изменений. Обращаясь к истории реформирования ООН, необходимо отметить, что каждый шаг на пути к совершенствованию Организации предпринимался с учетом происходящих изменений в мировом сообществе, которые сами по себе обуславливали необходимость развития ООН для возможности благовременного реагирования на текущие события.

Так, Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1963 года A/RES/1991 [4] увеличилось количество непостоянных членов Совета Безопасности из-за роста количества стран-членов ООН, а в соответствии с Уставом ООН Советом Безопасности учреждались международные суды и трибуналы (МТБЮ) для преследования лиц, совершивших военные преступления. Реформированию также подвергся Экономический и Социальный Совет, количество членов которого изменялось дважды. Также в 2006 году был учрежден Совет по правам человека ООН из-за неспособности продолжения выполнения своих функций Комиссией по правам человека при ЭКОСОС. Реформы были предприняты и в сфере миротворческой деятельности, в ходе которых увеличилось количество предпринятых операций, расширились функции миротворцев, а сами миротворческие силы пополнили ряды специалистами различных сфер деятельности.

Для дальнейшей организации бесперебойной работы ООН необходимо решить ряд вопросов, непосредственно касающихся ее деятельности. Реформы в первую очередь должны затронуть такие ее аспекты, как роль бюрократии, время реагирования органов на проблемы и эффективность их работы. Основную ответственность за поддержание мировой безопасности несет Совет Безопасности, поэтому реформа в обязательном порядке должна затронуть его структуру и состав, так как действующие положения не соответствуют современным реалиям и затрудняют своевременное предотвращение и регулирование конфликтов. Необходимо увеличить количество постоянных ее членов, предоставив такое членство развитым промышленным странам (Германия, Япония), а также наиболее развитым странам в зависимости от географического положения: по одному представителю от государств Восточной Европы, Африки, Латинской Америки. Это позволит осуществлять поддержание постоянного международного порядка представителями всего мирового сообщества и в большей степени решит проблему финансирования дорогостоящих операций по установлению безопасности. А для уменьшения времени принятия решений и роста эффективности Совета Безопасности, необходимо лишить права вето всех ее членов, так как оно замедляет процесс принятия важных решений, которые могут наносить вред интересам члена, но направлены на прекращение нарушения прав человека.

Более того, членам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и участникам Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), необходимо продолжить работу в области распространения ядерного оружия. Реформа также должна коснуться деятельности МАГАТЭ для повышения эффективности использования атомной энергетики в мирных целях и нераспространения ядерного оружия. Для этого важно провести меры по обеспечению взаимодействия МАГАТЭ с национальными структурами, которые способствовали бы исключению возможности создания, размещения и использования ядерного оружия.

Кроме того, видится необходимой проведение реформы в области миротворческой деятельности Организации в целях увеличения ее силового потенциала, качества проведения операций и эффективности применения превентивных и реабилитационных мер. Для реализации таких целей необходимо увеличение финансирования миротворческой деятельности и формирование миротворческого контингента, локализация которого зависела бы от расположения «горячих точек».

Всем странам-участницам следует отнестись к проблеме реформирования ООН со всей ответственностью и серьезностью, так как ее разрешение составит основу дальнейшей деятельности Организации, а также предопределит условия взаимодействия всех государств мирового сообщества. Таким образом, проведение реформ — первоочередная задача ООН на пути достижения поставленных целей.

В заключение необходимо отметить следующее.

Как показывает опыт, альтернативы ООН как международного института по обеспечению безопасности в современных условиях не существует. ООН выступает уникальной площадкой для координации действий международного сообщества, поддержания мира и безопасности, Сегодня ООН — уникальная международная организация с самым большим количеством государств-членов и обладающая универсальной международной легитимностью. По сути, уже при ее создании в основу ООН был заложен принцип управления многополярной системой. Сейчас при наличии доброй воли ключевых игроков открываются перспективы для раскрытия ооновского потенциала в интересах формирования эффективных механизмов управления полицентричной архитектурой.

Несмотря на радикальные перемены в мире, ООН за семь десятилетий убедительно доказала свою востребованность, в том числе как платформа для продвижения в мировых делах ценностей равноправного партнерства, уверенно утвердилась в качестве действенного инструмента урегулирования региональных конфликтов, реагирования на глобальные вызовы, включая терроризм, оргпреступность, наркоугрозу.

Очевидно, что критика в адрес ООН была и будет всегда. По-другому не может быть в столь разноликом мире. Но Организация за 70 лет существования доказала свою способность меняться вместе с трансформацией международной системы.

На наш взгляд, итогом реформирования ООН должно стать создание принципиально новой модели синхронизации между региональными системами коллективной безопасности и универсальной системой коллективной безопасности в лице реформированного Совета Безопасности, которая бы отвечала современным угрозам, отображала существующее многообразие международных систем, моделей и институтов регионального уровня, сохраняя при этом полицентрический характер СБ ООН — главного координационного органа, защищающего принципы Устава ООН и права человека.

 

Литература:

 

1.                  Устав Организации Объединенных Наций, принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. — М., 1956. С. 14–47

2.                  Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, Принятарезолюцией 55/2Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года [Электронный ресурс] Режим доступаhttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

3.                  Выступление Генерального секретаря на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи по докладу «Укрепление ООН: программа дальнейших преобразований», 30 октября 2002 года [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.un.org/ru/sg/annan_messages/2002/a57pv38.shtml

  1.     Резолюция ГА ООН «Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и в Экономическом и Социальном Совете» № 1991 (XXIII) от 17 декабря 1963г. [Электронный ресурс] Режим доступа http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/188/92/IMG/NR018892.pdf?OpenElement

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle