Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 1772 раза

Библиографическое описание:

Овчелупова, Ю. А. Роль воспитательной системы классного руководителя в развитии младшего школьника в условиях современной школы / Ю. А. Овчелупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 815-818. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22882/ (дата обращения: 25.04.2024).

 

Жить — вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет-соглашаюсь с этим- не судьёй, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ. Всем чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости также хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте.

Ж. Ж. Руссо

 

Всем нам хорошо известно, что ребёнок не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, что личность ребёнка формируется под влиянием семьи, школы, социума. Ещё А. С. Макаренко говорил, что "…воспитывает не только и не столько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом. Человеческая жизнь — это поиск реальных путей к нравственному здоровью и полноценной жизни, стремление быть физически сильным, психически устойчивым, творчески активным, духовно нравственным. Всё это ставит перед современной школой и учителем ряд качественно новых требований и определяет особое внимание к решению задачи становления личности обучающегося.

Общешкольная методическая тема «Развитие творческой индивидуальности учащихся на основе компетентностного подхода в обучении и воспитании».

В ней отмечена необходимость создания условий для становления и раскрытия личности ребенка, развития и проявления его способностей, развития социально-адаптированной личности.

Я учитель начальных классов. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть — своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, как будут складываться взаимоотношения с учителями, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, классного руководителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка, как родители будут относиться к школе, станут ли моими единомышленниками.

Созданная мною модель «Детство — это я и ты!» помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу в условиях ФГОС, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителей, воспитателей, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В чем заключается роль ученика. Он выступает как полноценный партнёр, сотрудничающий со всеми субъектами образовательной среды. Этот подход обеспечивает использование следующих способов общения: сотрудничество, признание и принятие другого, позитивное взаимодействие, поэтому основными принципами своей воспитательной деятельности считаю: принцип уважения индивидуальности личности; принцип коллективной деятельности; принцип разумной требовательности; принцип возрастного подхода; принцип диалога; принцип педагогической поддержки; принцип стимулирования самовоспитания; принцип связи с реальной жизнью; принцип согласования.

Моя задача, как классного руководителя, воспитателя состоит в том, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы основы культуры общения в коллективе; трудолюбие; понимание ценности личного здоровья; осознание природы как живого мира и бережное отношение к ней; уважение к книге, знаниям, гимназии; уважительное отношение к ценностям семьи; первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.

В системе воспитательной работы использую следующие функции: Организаторская (проведение работ по всем педагогическим аспектам); Воспитательная (формирование личности и коллектива); коррекционная (преобразование, изменение личности); административная (ведение личных дел учащихся, других официальных документов).

Моя работа в классе основывается на направлениях воспитательной работы школы, в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

 

Воспитательный план на весь период обучения составляю по одним и тем же направлениям. По мере перехода из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляю и расширяю.

В своей работе использую технологию “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы — С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак. В основе технологии следующие принципы:

«Воспитание — это жизнь рядом и вместе.

Для того чтобы дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно самим стать таким.

Все дети талантливы.

Плох не ребенок, плох его поступок.

В каждом ребенке чудо, ожидай его».

Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе.

Воля и труд дивные всходы дают.

Всякий человек по делу познается.

По мере трудов и награда.

Доброе исполняем, а худое искореняем.

Веселье делу не помеха.

С кем живешь, с тем и слывешь.

Здоров будешь — все добудешь.

Свои взаимоотношения с учащимися я стараюсь строить по этому высказыванию:

          быть рядом с детьми и чуть-чуть впереди;

          уважать личность ученика, его интересы и чувства;

          хвалить ребенка прилюдно, а порицать наедине.

Для меня всегда наиболее приоритетной была индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. В первую очередь я уделяю внимание созданию положительного психологического климата в классе, развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных отношений.

Так одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление в классе. «Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в одиночку.

Цель: создание единого сплоченного коллектива класса.

Девиз: «Действуй! Организуй!»

С первого дня обучения в школе дети любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В процессе игровой ситуации «Если бы министром был я, то какое министерство захотел бы возглавлять…»в сентябре каждого года обучения распределяются обязанности. Каждый ученик отвечает за работу одного из министерств. Высший орган самоуправления- классное собрание. Оно планирует, обсуждает и оценивает работу. Такая организация самоуправления дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

Министерство образования «Знатоки» — контролируют выполнение домашнего задания, наличие учебных принадлежностей, проверка дневников.

Министерство экологии «Экологи» — отвечают за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание), озеленение кабинета.

Министерство здоровья и спорта «Олимпийцы»  отвечают за зрительную гимнастику и физкультминутки на уроках, проведение зарядки, участие в спортивных мероприятиях школы.

Министерство общественного порядка «Трудовики»  отвечают за дисциплину в классе, дежурство.

Министерство культуры «Затейники»  отвечают за организацию досуговых мероприятий.

Внутри министерств сменность поручений происходит один раз в четверть, тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

Большую помощь в данной работе оказывает классный уголок, который с любовью оформлен совместными усилиями родителей и обучающихся. В нём отражается вся жизнь класса: рейды, дежурство, выставка поделок, результаты побед в различных номинациях. Очень популярны у детей съёмные стенды: «Победитель конкурса «Дед-Буквоед», «Самый умный ученик»…, потому что такие соревнования проходят ежемесячно и всегда можно увидеть себя в качестве победителя в какой — либо номинации.

Я стараюсь сформировать у детей положительное отношение к природе в рамках направление«Экология» «Я познаю мир»

Походы, экскурсии, прогулки, праздники служат воспитанию экологического сознания и чувства природы, повышению экологической культуры школьников, развитию эстетической и нравственной культуры; воспитывают у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, вырабатывают потребность в общении с природой. Мир природы учит его быть добрым, смелым, стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию. Наиболее успешно проходят следующие мероприятия: конкурс «Фотографии моей Родины»; летопись природы родного края; часы общения «Проблемы окружающей среды. Как я их вижу», «Любить свой город — значит быть ему полезным», День Земли; «Зеленый патруль»; конкурсы рисунков, газет, плакатов, экологические акции «Посадим дерево», «Синичкин день». Смотр-конкурс по номинациям:«Самое доброе сердце», «Золотые руки», «Умелые руки» и т. д.

В рамках направление «Патриотизм» «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы» успешно проходят конкурс чтецов и исполнителей патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», смотр строя и песни;благотворительные акции: «Любить свой город — значит быть ему полезным»,

«Вам, защитники Отечества», «Вахта памяти», встречи, лекции, беседы с музейными работниками на темы: «Патриотическое воспитание в семье казаков», «Новочеркасск в годы Великой Отечественной войны»;

Ежегодно на уроках труда делаем поздравительные открытки к 9 Мая.

Я прививаю детям любовь к родному городу. Знакомлю с архитектурой «Столицы Донского казачества». Объясняю, что не только внешний вид города определяет его характер. Но и жители города, новочеркассцы должны с честью носить это имя. Систематически мы посещаем музеи, ходим в театр, ездим на автобусные экскурсии по городу и по пригородам, слушаем цикл лекций по истории города с использованием слайдов.

Также моя работа направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников «Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его». «Мое здоровье  мое будущее». В рамках работы по этому направлению я провожу беседы по теме «Азбука здоровья», спортивные праздники («Веселые старты», «Планета игр», «Малые олимпийские игры», шахматно-шашечный турнир, «Поляна силачей», «Эх, ты, удаль молодецкая!», «Зимние забавы», «Рыцарские турниры»), дни здоровья; «Веселые старты» с участием родителей, спортивные соревнования;

Организация внеклассной деятельности по развитию познавательных интересов учащихся: интеллектуальные игры, конкурсы любознательных, классные часы в библиотеке, вечер веселых задач, устный журнал «Что, где, почему?», анкетирование «Я — ученик», «Каков я в школе?» способствуют повышению мотивации к обучению

Широкое распространение в школе получило олимпиадное движение. Ребята принимают активное участие в различных интернет –конкурсах, классных и школьных олимпиадах. Успех в школьной олимпиаде– это хороший старт для победы на городских олимпиадах.

Взаимодействие учителя и родительской общественности способствует обеспечению прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитанию у школьников нравственных качеств, ответственности, организованности, дисциплины, культуры поведения, охране их здоровья.

Успешному достижению цели по формированию ценных мотивов учения способствует работа с родителями. «В дружбе взрослых и детей — сила школы и семьи»«Навстречу друг другу»

Разнообразная тематика родительских собраний взята из анкет, которые родители заполняют в начале учебного года. Такое взаимопонимание позволяет решать проблемы, возникающие в период работы. Ежегодно расширяется доля участия родителей в воспитательном процессе. Проводя совместные мероприятия, дети радуются тесному сотрудничеству: организация походов; праздник «Неразлучные друзья- взрослые и дети»; праздник «День Семьи», компьютерная презентация школьной жизни «Перелистывая страницы учебного года»; творческий отчёт о работе класса перед родителями; «Мама, папа и я- спортивная семья!» Проведение совместных мероприятий помогает лучше понять друг друга, поддерживать дух коллективизма.

Результаты работы показывают, что система используемых методов воспитательного взаимодействия не только формирует у учащихся высокие жизненные ценности и смыслы, но и обеспечивает условия и возможности для непрерывного саморазвития.

Считаю, что результаты достигаются демократическим стилем общения, ориентированием на личностную модель взаимодействия с детьми, оказанием постоянной помощи родителям, формированием активной жизненной позиции учащихся, созданием ситуации успеха, самореализации, доверия, радости общения.

Описанный мною опыт работы по воспитательной модели «Детство- это я и ты!» приносит свои плоды. За годы учебы в классе нет неуспевающих учащихся, не были совершены правонарушении и преступления. Кроме этого, хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, организованностью, инициативностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности, высокой самостоятельностью, дружелюбием. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью — это и есть цель обучения и воспитания.

Я горжусь своими воспитанниками и верю в их успех.

Завершить я хочу словами В. А. Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка”.

 

Литература:

 

  1.                Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Начальная школа.1–4 классы. М.: «ВАКО», 2004. 252 с.
  2.                Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под.ред. Е.Н Степанова.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-160 с. (воспитание в школе).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитательная работа, класс, родитель, активное участие, воспитание, классный руководитель, моя работа, направление, принцип.


Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Привлечение родителей к организации работы с классом. Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

Степанов Е. Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя /Воспитание школьников.-2003, № 7.

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы).

В классе, в котором я являюсь классным руководителем с 2014 года, 31 ребенок, 31 индивидуальность.

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов

Литература: 1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

Особенности воспитательной деятельности классного...

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью.

Содержание работы классного руководителя с родителями...

3. Организация учебно-воспитательной работы в школе, в классе с привлечением родителей учащихся первого класса.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Сотрудничество классного руководителя...

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы). Возможности использования современных компьютерных технологий в целях повышения качества реализации образовательной...

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Привлечение родителей к организации работы с классом. Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

Степанов Е. Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы классного руководителя /Воспитание школьников.-2003, № 7.

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы).

В классе, в котором я являюсь классным руководителем с 2014 года, 31 ребенок, 31 индивидуальность.

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов

Литература: 1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя: 5–9 классы / И. С. Артюхова. — М.: Эксмо, 2009. — 384с.

Особенности воспитательной деятельности классного...

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью.

Содержание работы классного руководителя с родителями...

3. Организация учебно-воспитательной работы в школе, в классе с привлечением родителей учащихся первого класса.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Сотрудничество классного руководителя...

Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании единого воспитательного пространства (из опыта работы). Возможности использования современных компьютерных технологий в целях повышения качества реализации образовательной...

Задать вопрос