Библиографическое описание:

Горбачева С. М., Стрижко И. И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 778-781.



 

Всегда перед учащимися старших классов стоял один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно в наше время данная проблема приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет задуматься школьников и их родителей над этим вопросом. Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в огромном мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для него, нужной обществу и соответствующей запросам и интересам рынка труда. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.

Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1–9-х классов сформировать умения и навыки, создавать условия для осознанного детьми выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе знаний, полученных при изучении предметов. В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий.

Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом профориентация тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее: воспитание интереса к рабочим профессиям, широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями. Всестороннее обучение подростков: выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей каждого ребенка. Необходимо помочь школьникам в приобретении тех умений, навыков, которые необходимы для выполнения выбранных ребенком видом трудовой деятельности.

Нужно ознакомить учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, а также с характером работы будущих специалистов. Консультация учащихся в отношении предлагаемых рынком труда профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть выбранными специальностями; помочь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями — это та помощь, которую школьники получают от педагогов.

На сегодняшний день во многих регионах еще существуют межшкольные учебные комбинаты, где ученик 10–11 классов имеет возможность получить профессию. Обучающемуся в комбинате, предлагают освоить азы выбранной профессии, он получает свидетельство о приобретенной профессии.

Таким образом, обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в любой из предложенной комбинатом профессии. Это очень важно правильно оценить свои способности и принять решение в выборе профессии. Это увеличивает шанс в будущем найти свое место в жизни, в специальности: он дает им право на ошибку, профессионально адаптироваться. Этот выбор важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На данном этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы ребенка оказались реальными. Поэтому такая адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью. Социальная адаптация старшеклассников при выборе профессии — важнейший этап процесса профессионального самоопределения современного человека. Именно в этот момент выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы ребенка оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы школы и родителей с молодежью.

Профессиональная адаптация — это «процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве». Многие психологи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода:

1)     подготовка к труду в школе,

2)     выбор профессии,

3)     профессиональная подготовка,

4)     начало трудовой деятельности.

Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе адаптации происходит активное включение самостоятельной личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе. Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: 1) профессиональную и 2) социально- психологическую.

Профессиональная адаптация включает в себя овладение знаниями, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и прогнозировать свои действия. Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами работы коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными. Так что же это такое. Профессиональная ориентация— это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности ребенка и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональная ориентация включает в себя:

1)                 Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2)                 Профессиональное консультирование оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

3)                 Психологическую поддержку— методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем. В психолого-педагогической литературе уделяется достаточно внимания определению понятия «профессиональная ориентация».

Однако большинство ученых психологов анализируют его с точки зрения социального смысла, где главным является вовлечение человека в профессиональную сферу где анализ этого понятия осуществляется с позиции установления соответствия между его потенциальными возможностями и требованиями, предъявляемыми характером выбираемой профессии. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное самоопределение и развитие выступает, как непременное условие обеспечения опережающей функции образования по отношению к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, средствах осуществления и формах организации. Исходя из этой, не требующей доказательства посылки можно уверенно утверждать, что образование и обучение, в частности, тесно связано с понятием «профессиональная ориентация», поскольку в результате обучения человек может получить возможность реализовать свои интересы, способности, склонности в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Вполне очевидно, что система мероприятий, в которой молодежь знакомится с миром профессий это комплекс психолого-педагогических и медицинских услуг в этой области только часть некоторой системы работы с молодежью, связанной с выбором профессии и жизненного пути. Проблема значимости выбора профессии для дальнейшего самоопределения и жизни рассматривалась такими авторами, как Э. Ф. Зеер, Д. А. Леонтьев, А. И. Смирнов, А. П. Чернявская и др. В. А. Худик и В. Г. Каташев отмечают, что адекватный выбор профессии можно считать залогом будущей положительной социальной адаптации, в том числе и трудовой, то есть, с одной стороны, предпосылкой высокой производительности труда, и, с другой стороны, условием успешной самореализации человека. Вместе с этим подчеркивается, что неверный выбор профессии может привести к нежелательным последствиям как в профессиональной, так и в других сферах жизни личности: неудовлетворенность профессией, частая смена работы, низкая производительность труда, разочарованность в жизни вообще, проблемы в семье, в межличностном общении, отсутствие возможности для самореализации и т. д. Именно поэтому так велика значимость исследований проблемы осознанного выбора профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации учащихся.

Главная задача сегодня, при рыночных отношениях — подготовка школьников по конкретной специальности, формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы. Творить, дерзать, искать — удел молодых, пытливых, знающих. Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям — одна из основных задач мастера производственного обучения. Цель профессиональной ориентации — оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения. От неправильно выбранной профессии — страдает и сам человек страдает и государство. Надо найти себя. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, инженерах, конструкторах, педагогах и других специалистах. Формирование системы знаний и представлений о мире профессий; способствовать выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество; способствовать осмыслению студентами процесса саморазвития и профессионального саморазвития, его ценностного аспекта и значимости в профессиональном становлении будущего специалиста; заложение студентам начальных основ умения проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие.

Необходимость ускоренного и планового включения выпускников средних школ в трудовую деятельность требует совместной работы и единства действий в области профориентации школ, учебных комбинатов и училищ профтехобразования и высших учебных заведений. В настоящее время практически все старшеклассники Белгородской области проходят трудовое обучение в учебных комбинатах, что создает наиболее благоприятные условия для профессиональной деятельности их совместно с средне специальными и высшими учеными учреждениями.

Такая работа может быть весьма результативной, если прикрепить техникумы и ВУЗы к определенным комбинатам с учетом родственных профессий. Практически уже к концу 10 класса старшеклассники окончательно определяют свою будущую трудовую деятельность и пути совершенствования по избранной специальности. В данном случае особенно повышает значение то, что часть старшеклассников получает первоначальные рабочие разряды в учебных комбинатах. Из этих выпускников школ и должны в первую очередь комплектоваться в техникумах группы ускоренной подготовки, а точнее сказать, повышение квалификации, обеспечивающий выпуск училищам рабочих кадров высокого уровня подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle