Библиографическое описание:

Клецкая А. А. Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 395-397.



 

На основе анализа данных конъюнктуры рынка сделан вывод о текущей ситуации на рынке, соотношении спроса и предложения на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Выявлено, что фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике. Однако, доля реализуемых отечественных лекарственных средств в натуральном объеме превосходит долю импортных лекарственных средств, практически в три раза, а их доля в стоимостном выражении показывает обратную зависимость.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, конъюнктура рынка, дженерики, рецептурные и безрецептурные лекарственные средства, социальная значимость.

 

Актуальность изучения фармацевтического рынка Российской Федерации, связана, прежде всего, с возрастающей социальной значимостью [6, с. 32], которая проявляется в имманентной потребности населения в выздоровлении [5, с. 41] и ограниченной возможностью производителей и поставщиков удовлетворить эту потребность [7, с. 28]. Конъюнктура любого рынка складывается на основе взаимодействия факторов и условий, которые определяют структуру и динамику развития рынка [4, с. 32]. Поэтому анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации является необходимым в процессе изучения его основных параметров развития.

Фармацевтический рынок Российской Федерации состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики без учета продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Государственный сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи ЛП по программе ДЛО, а также реализацию через лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

Фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике [8, с. 3]. Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации показал, что на нем преобладают дженерики [1, с. 59], а доля оригинальных лекарственных средств в общем количестве лекарственных средств находится на незначительном уровне. Необходимо отметить, что невысокая доля оригинальных лекарственных средств является характерной особенностью не только фармацевтического рынка Российской Федерации, но и рынков других стран [9, с. 1402]. По данным DSM Group в январе 2015 года объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в Российской Федерации составил 46 317 млрд. руб., что примерно на 15,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В натуральных единицах измерения емкость рынка в январе 2015 года составила 337,8 млн. упаковок, что на 26,3 % меньше, чем в декабре 2014 года, и на 4,0 % меньше, чем в январе 2014 года. При этом средневзвешенная стоимость упаковки ЛП увеличилась на 23,2 руб. (20,4 %). В целом, в динамике объемов продаж коммерческого сектора за 2014 год не наблюдается резких спадов или скачков, беспрецедентным с точки зрения спроса на лекарства можно назвать только декабрь месяц, что объясняется определенными экономическими трудностями, возникшими в стране.

В структуре коммерческого рынка по ценовым секторам не наблюдается кардинальных изменений по сравнению с 2014 годом. Тем не менее, заметна тенденция ухода от дешевых лекарственных средств к более дорогим. Так доля «недорогих лекарств» (средняя стоимость упаковки которых ниже 50 руб.) сократилась на 0,5 % относительно января 2014 года. Более заметно сокращение потребления ЛП в ценовой категории от 50 руб. до 150 руб., здесь разница между первым месяцем 2015 года и январем 2014 года составила 4,8 %. Что же касается «дорогих препаратов», как отмечалось выше, их потребление неизменно растет. Доля препаратов в категории 150–500 руб. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2,6 %. Аналогичные показатели у лекарств со средней ценой упаковки от 500 руб.

Наиболее емким в стоимостном выражении является сегмент со средней ценой упаковки от 150 руб. до 500 руб., его доля в январе 2015 года составила практически половину от всего рынка (49,4 %). Более чем в 7 раз уступает ему нижний ценовой сегмент (менее 50 руб.), его доля составила всего 6,7 %. Средняя стоимость упаковки при этом увеличилась на 6,6 %, составив в итоге 19,8 руб. за упаковку. Доля препаратов от 50 руб. до 150 руб. и более 500 руб. составляют 15,8 % и 28,1 % соответственно. Средняя стоимость упаковки на коммерческом рынке ЛП лекарств стоимостью 50–150 руб. за упаковку, при этом, снизилась на 4,4 % и составила 94,1 руб.

На современном этапе ощутимо большая часть фармацевтического рынка Российской Федерации представлена импортными препаратами. По результатам исследований DSMGroup в январе 2015 г. доля лекарственных препаратов российского производства от общего объема коммерческого рынка по итогам январь 2015 г. составила 26 % в стоимостном выражении и 56 % в натуральном. За год сильнее подорожали лекарства российского производства (на 28,1 % по сравнению с январем 2014 года), средняя стоимость упаковки которых в январе 2015 года была равна 63,4 руб. Увеличение цены импортных препаратов составило 18,4 % (средняя стоимость в январе 2015 года была равна 229,9 руб. за упаковку).

На фармацевтическом рынке Российской Федерации доля продаж препаратов с рецептурной и безрецептурной формами отпуска в стоимостном объеме практический равны, 48 % и 52 % соответственно (на январь 2015 г.). В натуральном же объеме доля лекарств безрецептурного отпуска значительно превалирует и составляет 69 % от общего объема продаж. Заметен рост продаж безрецептурных препаратов в январе 2015 года по отношению к аналогичному периоду в 2014 году, разница составила 19,2 % (+3,8 млрд. руб.). Продажи рецептурных лекарств также выросли, но только на 11,9 % (+2,4 млрд. руб.). Если сравнить цену на Rx-препараты и OTC-препараты, то можно отметить разницу более чем в два раза. По сравнению с 2014 годом средняя цена упаковки выросла в обеих группах препаратов. Цены на безрецептурные лекарства выросли на 25 % и составили в среднем 102,0 руб. В группе рецептурных препаратов рост цен несколько ниже, около 15 %, но при этом средняя цена за упаковку составила 216,9 руб., что ощутимее выше по сравнению со средней ценой на OTC-препараты.

На фармацевтическом рынке Российской Федерации в аптечном секторе присутствует 976 фирм-производителей ЛП (данные за январь 2015 год). В таблице 1 представлен рейтинг корпораций, производящих лекарственные препараты, по объему продаж в декабре 2014-январе 2015 года.

Таблица 1

ТОP-10 производителей лекарственных препаратов по доле аптечных продаж в Российской Федерации (в стоимостном выражении).

Рейтинг

Корпорация производитель

Доля от стоимостного объема продаж, руб., %

Доля от натурального объема продаж, уп., %

Декабрь 2014 г.

Январь

2015 г.

Декабрь 2014 г.

Январь 2015 г.

Декабрь 2014 г.

Январь 2015 г.

1

1

NOVARTIS

6,51 %

6,01 %

3,24 %

2,93 %

2

2

SANOFI

5,51 %

4,96 %

2,38 %

2,22 %

3

3

BAYER

4,18 %

3,95 %

1,33 %

1,25 %

4

4

TAKEDA

3,23 %

3,37 %

2,04 %

2,04 %

5

5

TEVA

3,01 %

3,06 %

2,33 %

2,29 %

7

6

BERLIN-CHEMIE

2,80 %

2,89 %

1,87 %

1,92 %

6

7

ОТИСИФАРМ

2,96 %

2,63 %

2,83 %

2,61 %

8

8

SERVIER

2,66 %

2,47 %

0,80 %

0,73 %

10

9

GEDEON RICHTER

2,22 %

2,44 %

1,44 %

1,51 %

9

10

ABBOTT

2,41 %

2,42 %

0,68 %

0,71 %

Общая доля TOP -10

35,48 %

34,20 %

18,95 %

18,21 %

 

Первое место среди компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке ЛП, сохранила за собой компания NOVARTIS, несмотря на сокращение продаж на 0,5 % за последний год. При этом следует отметить, что у всех компаний, присутствующих в таблице наблюдается уменьшение продаж в первом месяце 2015 года.

Лидером продаж среди лекарственных препаратов, как и в прошлом году, стал ЭССЕНЦИАЛЕ. Сохранил свои позиции КАГОЦЕЛ, оставив за собой второе место, а НУРОФЕН уступил третье место КОНКОРУ, заняв в январе 2015 г. четвертую позицию. Следует заметить снижение доли от стоимостного объема продаж у всех названных препаратов, как и снижение доли TOP-20 препаратов лидеров продаж в целом, в первом месяце 2015 г. их доля от всего коммерческого аптечного рынка ЛП составила 11, 57 %. Максимальные среди препаратов TOP-20 брендов коммерческого рынка лекарств сокращения продаж наблюдались у лекарственных препаратов ИНГАВИРИН (-33,1 %), ЛОЗАП (-33,9 %), ЛАЗОЛВАН (-35,3 %), ЛИНЕКС (-44,7 %), АЛФЛУТОП (-36,8 %), ПЕНТАЛГИН (-31,1 %) и АРБИДОЛ (-39,2 %).

Таким образом, в результате проведенного анализа конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации, автором было выявлено, что фармрынок, несмотря на высокие среднегодовые темпы роста, имеет существенные проблемы. Например, доля реализуемых отечественных лекарственных средств в натуральном объеме превосходит долю импортных ЛС почти в три раза, а их доля в стоимостном выражении показывает обратную зависимость. Это объясняется присутствием на фармацевтическом рынке Российской Федерации дорогих оригинальных лекарственных средств, в то время как отечественное производство лекарственных средств, представлено, в основном дженериками.

 

Литература:

 

  1. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  2. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  3. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  4. Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.
  5. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  6. Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  7. Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.
  8. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  9. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle