Библиографическое описание:

Клецкая А. А. Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 395-397.



 

На основе анализа данных конъюнктуры рынка сделан вывод о текущей ситуации на рынке, соотношении спроса и предложения на фармацевтическом рынке Российской Федерации. Выявлено, что фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике. Однако, доля реализуемых отечественных лекарственных средств в натуральном объеме превосходит долю импортных лекарственных средств, практически в три раза, а их доля в стоимостном выражении показывает обратную зависимость.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, конъюнктура рынка, дженерики, рецептурные и безрецептурные лекарственные средства, социальная значимость.

 

Актуальность изучения фармацевтического рынка Российской Федерации, связана, прежде всего, с возрастающей социальной значимостью [6, с. 32], которая проявляется в имманентной потребности населения в выздоровлении [5, с. 41] и ограниченной возможностью производителей и поставщиков удовлетворить эту потребность [7, с. 28]. Конъюнктура любого рынка складывается на основе взаимодействия факторов и условий, которые определяют структуру и динамику развития рынка [4, с. 32]. Поэтому анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации является необходимым в процессе изучения его основных параметров развития.

Фармацевтический рынок Российской Федерации состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики без учета продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Государственный сегмент фармацевтического рынка включает в себя аптечные продажи ЛП по программе ДЛО, а также реализацию через лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

Фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике [8, с. 3]. Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации показал, что на нем преобладают дженерики [1, с. 59], а доля оригинальных лекарственных средств в общем количестве лекарственных средств находится на незначительном уровне. Необходимо отметить, что невысокая доля оригинальных лекарственных средств является характерной особенностью не только фармацевтического рынка Российской Федерации, но и рынков других стран [9, с. 1402]. По данным DSM Group в январе 2015 года объем коммерческого рынка лекарственных препаратов в Российской Федерации составил 46 317 млрд. руб., что примерно на 15,6 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В натуральных единицах измерения емкость рынка в январе 2015 года составила 337,8 млн. упаковок, что на 26,3 % меньше, чем в декабре 2014 года, и на 4,0 % меньше, чем в январе 2014 года. При этом средневзвешенная стоимость упаковки ЛП увеличилась на 23,2 руб. (20,4 %). В целом, в динамике объемов продаж коммерческого сектора за 2014 год не наблюдается резких спадов или скачков, беспрецедентным с точки зрения спроса на лекарства можно назвать только декабрь месяц, что объясняется определенными экономическими трудностями, возникшими в стране.

В структуре коммерческого рынка по ценовым секторам не наблюдается кардинальных изменений по сравнению с 2014 годом. Тем не менее, заметна тенденция ухода от дешевых лекарственных средств к более дорогим. Так доля «недорогих лекарств» (средняя стоимость упаковки которых ниже 50 руб.) сократилась на 0,5 % относительно января 2014 года. Более заметно сокращение потребления ЛП в ценовой категории от 50 руб. до 150 руб., здесь разница между первым месяцем 2015 года и январем 2014 года составила 4,8 %. Что же касается «дорогих препаратов», как отмечалось выше, их потребление неизменно растет. Доля препаратов в категории 150–500 руб. по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2,6 %. Аналогичные показатели у лекарств со средней ценой упаковки от 500 руб.

Наиболее емким в стоимостном выражении является сегмент со средней ценой упаковки от 150 руб. до 500 руб., его доля в январе 2015 года составила практически половину от всего рынка (49,4 %). Более чем в 7 раз уступает ему нижний ценовой сегмент (менее 50 руб.), его доля составила всего 6,7 %. Средняя стоимость упаковки при этом увеличилась на 6,6 %, составив в итоге 19,8 руб. за упаковку. Доля препаратов от 50 руб. до 150 руб. и более 500 руб. составляют 15,8 % и 28,1 % соответственно. Средняя стоимость упаковки на коммерческом рынке ЛП лекарств стоимостью 50–150 руб. за упаковку, при этом, снизилась на 4,4 % и составила 94,1 руб.

На современном этапе ощутимо большая часть фармацевтического рынка Российской Федерации представлена импортными препаратами. По результатам исследований DSMGroup в январе 2015 г. доля лекарственных препаратов российского производства от общего объема коммерческого рынка по итогам январь 2015 г. составила 26 % в стоимостном выражении и 56 % в натуральном. За год сильнее подорожали лекарства российского производства (на 28,1 % по сравнению с январем 2014 года), средняя стоимость упаковки которых в январе 2015 года была равна 63,4 руб. Увеличение цены импортных препаратов составило 18,4 % (средняя стоимость в январе 2015 года была равна 229,9 руб. за упаковку).

На фармацевтическом рынке Российской Федерации доля продаж препаратов с рецептурной и безрецептурной формами отпуска в стоимостном объеме практический равны, 48 % и 52 % соответственно (на январь 2015 г.). В натуральном же объеме доля лекарств безрецептурного отпуска значительно превалирует и составляет 69 % от общего объема продаж. Заметен рост продаж безрецептурных препаратов в январе 2015 года по отношению к аналогичному периоду в 2014 году, разница составила 19,2 % (+3,8 млрд. руб.). Продажи рецептурных лекарств также выросли, но только на 11,9 % (+2,4 млрд. руб.). Если сравнить цену на Rx-препараты и OTC-препараты, то можно отметить разницу более чем в два раза. По сравнению с 2014 годом средняя цена упаковки выросла в обеих группах препаратов. Цены на безрецептурные лекарства выросли на 25 % и составили в среднем 102,0 руб. В группе рецептурных препаратов рост цен несколько ниже, около 15 %, но при этом средняя цена за упаковку составила 216,9 руб., что ощутимее выше по сравнению со средней ценой на OTC-препараты.

На фармацевтическом рынке Российской Федерации в аптечном секторе присутствует 976 фирм-производителей ЛП (данные за январь 2015 год). В таблице 1 представлен рейтинг корпораций, производящих лекарственные препараты, по объему продаж в декабре 2014-январе 2015 года.

Таблица 1

ТОP-10 производителей лекарственных препаратов по доле аптечных продаж в Российской Федерации (в стоимостном выражении).

Рейтинг

Корпорация производитель

Доля от стоимостного объема продаж, руб., %

Доля от натурального объема продаж, уп., %

Декабрь 2014 г.

Январь

2015 г.

Декабрь 2014 г.

Январь 2015 г.

Декабрь 2014 г.

Январь 2015 г.

1

1

NOVARTIS

6,51 %

6,01 %

3,24 %

2,93 %

2

2

SANOFI

5,51 %

4,96 %

2,38 %

2,22 %

3

3

BAYER

4,18 %

3,95 %

1,33 %

1,25 %

4

4

TAKEDA

3,23 %

3,37 %

2,04 %

2,04 %

5

5

TEVA

3,01 %

3,06 %

2,33 %

2,29 %

7

6

BERLIN-CHEMIE

2,80 %

2,89 %

1,87 %

1,92 %

6

7

ОТИСИФАРМ

2,96 %

2,63 %

2,83 %

2,61 %

8

8

SERVIER

2,66 %

2,47 %

0,80 %

0,73 %

10

9

GEDEON RICHTER

2,22 %

2,44 %

1,44 %

1,51 %

9

10

ABBOTT

2,41 %

2,42 %

0,68 %

0,71 %

Общая доля TOP -10

35,48 %

34,20 %

18,95 %

18,21 %

 

Первое место среди компаний-производителей, лидирующих по объемам продаж на коммерческом рынке ЛП, сохранила за собой компания NOVARTIS, несмотря на сокращение продаж на 0,5 % за последний год. При этом следует отметить, что у всех компаний, присутствующих в таблице наблюдается уменьшение продаж в первом месяце 2015 года.

Лидером продаж среди лекарственных препаратов, как и в прошлом году, стал ЭССЕНЦИАЛЕ. Сохранил свои позиции КАГОЦЕЛ, оставив за собой второе место, а НУРОФЕН уступил третье место КОНКОРУ, заняв в январе 2015 г. четвертую позицию. Следует заметить снижение доли от стоимостного объема продаж у всех названных препаратов, как и снижение доли TOP-20 препаратов лидеров продаж в целом, в первом месяце 2015 г. их доля от всего коммерческого аптечного рынка ЛП составила 11, 57 %. Максимальные среди препаратов TOP-20 брендов коммерческого рынка лекарств сокращения продаж наблюдались у лекарственных препаратов ИНГАВИРИН (-33,1 %), ЛОЗАП (-33,9 %), ЛАЗОЛВАН (-35,3 %), ЛИНЕКС (-44,7 %), АЛФЛУТОП (-36,8 %), ПЕНТАЛГИН (-31,1 %) и АРБИДОЛ (-39,2 %).

Таким образом, в результате проведенного анализа конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации, автором было выявлено, что фармрынок, несмотря на высокие среднегодовые темпы роста, имеет существенные проблемы. Например, доля реализуемых отечественных лекарственных средств в натуральном объеме превосходит долю импортных ЛС почти в три раза, а их доля в стоимостном выражении показывает обратную зависимость. Это объясняется присутствием на фармацевтическом рынке Российской Федерации дорогих оригинальных лекарственных средств, в то время как отечественное производство лекарственных средств, представлено, в основном дженериками.

 

Литература:

 

  1. Бельских, И. Е. Особенности российского фармацевтического рынка / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2010. — Т. 10. — № 13 (73). — С. 56–66.
  2. Бельских, И. Е. Реклама лекарственных препаратов в фармацевтическом маркетинге / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 74–80.
  3. Бельских, И. Е. Особенности регулирования цен на фармацевтическом рынке / И. Е. Бельских, С. В. Кулагина // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 14. — С. 37–45.
  4. Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.
  5. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.
  6. Евстратов, А. В. Структурные параметры фармацевтического рынка Российской Федерации в 2001–2014 годах: закономерности формирования и тенденции развития / А. В. Евстратов // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 3 (158). — С. 31–43.
  7. Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.
  8. Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.
  9. Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.
Основные термины: Российской Федерации, фармацевтического рынка Российской, рынка Российской Федерации, лекарственных средств, лекарственных препаратов, рынке Российской Федерации, конъюнктуры фармацевтического рынка, фармацевтическом рынке Российской, коммерческого рынка, рынок Российской Федерации, сегмент фармацевтического рынка, оригинальных лекарственных средств, стоимость упаковки, Анализ конъюнктуры фармацевтического, в стоимостном выражении, рынка лекарственных препаратов, доля в стоимостном выражении, Российской Федерации доля, лекарственных средств в натуральном, отечественных лекарственных средств

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle