Библиографическое описание:

Аверьянова Г. А. Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 749-751.



Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

 

The article examines the problem of preparation of students of psychological and pedagogical disciplines in the development of creative activity of students, as a way of harmonization of interethnic relations. It describes the basic psychological and pedagogical conditions of development of creative potential of students.

Keywords: creation, creative activity, the development of students, system-activity approach.

 

С появлением постиндустриального общества развитие техники, торговли, политики привело к активному взаимному обмену информацией между обществами. Появились международные компании, чья деятельность охватывает несколько государств. Культуры народов насыщаются элементами других культур, их индивидуальность постепенно исчезает. Вышеописанные процессы в современном мире принято называть глобализацией. При её усилении общества становятся всё более и более похожи друг на друга.

Проблема заключается в том, что по мере усложнения человеческого общества возрастает нагрузка не только на природную среду и биосферу, но и на ноосферу, неотъемлемой частью которых является Человек разумный. Происходит разрушение сложных связей не только внутри биосферы, но и внутри всего человеческого общества, а, следовательно, ноосфера теряет свою устойчивость. Поэтому работы, нацеленные на формирование гармонизации межнациональных отношений в условиях глобального общества через развитие творческой активности обучающихся, являются на сегодняшний день особенно актуальными.

В своей речи на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблее ООН президент Российской федерации В. В. Путин отмечал, что современное развитие общества должно стремиться к государственному суверенитету, что должно прежде отражается всего в вопросах свободы, свободного выбора своей судьбы для каждого человека, для народа, для государства. «Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем-то раз и навсегда единственно правильной» [3].

С учётом выше сказанного, на наш взгляд важно отметить, что современное образование должно соответствовать основным тенденциям развития мирового сообщества. Из фундаментального ядра содержания общего образования видно, что оно нацелено на систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смыслу человеческой жизни. Иными словами, фундаментальное ядро содержания общего образования нормирует содержание воспитания, организацию воспитательной и учебной деятельности, определяя элементы культуры и функциональной грамотности [1].

Проблема структуры учебной деятельности учащихся, в том числе и творческой деятельности, а также основные психолого-педагогические условия развития учащихся и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова [2].

Творчество — психологически сложный процесс. Он существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Творчество школьника — это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого [4,5].

Проблема активности междисциплинарна. Следует обратиться к психологической трактовке понятия активности, соответственно под активностью понимают некую характеристику личности индивида, которая определяет продолжительность, интенсивность, частоту и разнообразие осуществляемых деятельностей или действий различного рода.

Процесс творчества и творческая активность — понятия, которые не всегда совпадают. Творческая активность способна проявляться в разнообразной деятельности, которая не обязательно носит творческий характер. В тоже время без активности не бывает творчества. Творчество в практике и науке рассматривается как процесс по созданию чего-то нового и необычного, а творческая активность как способность по созданию нового и общественно значимого, а также способность к самореализации.

Развитие творческой активности нацелено не только формирование системы знаний, умений и навыков, но и на накопление различных операций, умственных приемов, прочно закрепленных и хорошо отработанных: сравнение, анализ и синтез, операции мышления (абстракция, анализирующее наблюдение, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (составление тезисов, планов, смысловая группировка); общие способы учебной работы (умение слушать, умение работать с книгой, планировать свою деятельность, наблюдать, контролировать свою деятельность); перенос усвоенных умений, знаний и навыков на решение креативных творческих задач межпредметного и внутрипредметного характера.

Однако, на современном этапе уделяется не достаточно внимания психолого-педагогической подготовке будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся. Проблему развития творческой активности учащихся рассматривали и отечественные, и зарубежные исследователи (Д. Дьюи, A. Маслоу, И. Я. Лернер, В. Д. Путилин, В. А. Сластенин). Они указывали на то, что эта проблема может быть решена путём создания определённых психолого-педагогических условий в ходе образовательного процесса.

Добиться успеха можно при помощи правильно подобранных средств и методов, таковыми на наш взгляд являются: деятельностный подход в обучении; различные методики по работе с текстами, в том числе кейсы и ситуационные задачи. Выявленные психолого-педагогические условия составляют содержательную основу обеспечения эффективной подготовки будущих педагогов к развитию творческой активности школьников, обуславливают направления индивидуальной помощи ученикам через систему соответствующих рекомендаций для преподавателей, родителей и самих учащихся.

Со своей стороны мы предлагаем решать проблему гармонизации межнациональных отношений через формирование внутренней эмоционально-волевой сферы обучающихся, а именно посредством развития творческой активности школьника. Только творческая и гармонично развитая личность способна понимать и принимать национальные особенности, традиции современного сообщества, вписывать их в контекст общечеловеческих ценностей.

Необходимо учитывать и изменения внешней сферы, то есть создавать оптимальные условия для развития творческого потенциала школьников. К таковым на наш взгляд относятся: тьюторское сопровождение учебного процесса; грамотная психолого-педагогическая поддержка учащихся; а также, выстроенная система дополнительного образования, в частности различного рода курсы по выбору, предпрофильные курсы и кружковая работа и т. д.

В экспериментальном исследовании для определения значимости творческих и креативных способностей приняли участие студенты психолого-педагогического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (Арзамасский филиал): 22 студента второго года обучения, так же были опрошены 16 студентов четвёртого — выпускного курса. Основным методом сбора фактических данных выступил метод анкетирование. Студентам был предложен ряд вопросов, нацеленных на определение понимания будущими педагогами таких понятий, как творчество, творческая активность, системно-деятельностный подход, психолого-педагогическое и тьюторское сопровождение учебного процесса.

Необходимо отметить, что в ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что не все будущие студенты готовы к развитию творческой активности школьников. И не имеют чёткого представления, как реализовывать свою работу в этом направлении.

Смена парадигмы образования предполагает «субъект-субъектное» взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе и при развитии творческой активности обучающихся. Данное взаимодействие подразумевает личное развитие и саморазвитие не только обучающихся, но и педагогов. На наш взгляд, для того, чтобы, взаимодействие с обучающимися стало более продуктивным необходимо сломать стереотип мышления у будущих педагогов, который нацелен в основном на репродуктивное, а не на проблемно-поисковое, исследовательское или творческое изложение материала.

Итогом нашей деятельности станет разработанная модель и программа по подготовке будущих педагогов к развитию творческой активности обучающихся.

Следует отметить, что большие возможности развития творческой активности в формировании личности учащихся в повышении их познавательных способностей, а также в приобретении знаний на новом качественном уровне, несомненно, должны быть взяты на вооружение будущими педагогами, как один из способов гармонизации межнациональных отношений в условиях глобального общества.

 

Литература:

 

1.                  Козлов, В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 3 изд. — М.: Просвящение, 2011. — 59 с.

2.                  Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 186 с.

3.                  Речь В. В. Путина на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://russian.rt.com/article/119712

4.                  Щелина Т. Т. Проблема подготовки учителей к развитию творческой активности обучающихся [Текст] / Т. Т. Щелина, Г. А. Аверьянова // Молодой ученый. — 2014. –№ 21.1. — С. 231–233.

5.                  Щелина, Т. Т. Технологии воспитания профессионально-компетентной, творческой и социально активной личности социального педагога в процессе духовно-ценностной ориентации в вузе / Т. Т. Щелина // Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, соискателей, студентов (20 декабря 2005 г.). — Н.Новгород: ВГИПУ, 2005. — С.42–45.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle