Библиографическое описание:

Коваленко О. Г., Шишкина Н. А. Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 790-792.



 

В данной статье рассматривается изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в экономическом обучении в высшей школе. А также рассматриваются требования к содержанию, организации и методике процесса обучения студентов по экономическим дисциплинам.

Ключевые слова: педагогика; экономика; методика подготовки; принципы; педагогическая деятельность.

 

Обязанность преподавателя любой дисциплины — научить студентов активно мыслить, сформировать у них умение самим находить знания. Знания только тогда прочны, когда «приобретаются» усилиями своей мысли, а не просто памятью. В этом специфика познавательного процесса. Экспериментально установлено, что при равных условиях в памяти человека запечатлевается лишь 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, 90 % того, что он делает. Отсюда следует, что наиболее эффективной формой обучения является форма, которая основывается на активном включении студента в действие, связанное с самостоятельным поиском знаний. Актуальной проблемой в настоящее время в системе образования является изучение структуры профессиональной педагогической деятельности педагога в обучении в высшей школе. Данная педагогическая деятельность является моделью подготовки магистрантов и молодых преподавателей к научно-педагогической деятельности на высоких уровнях профессионализма. Это в свою очередь является условием эффективного формирования студента как будущего специалиста. Проблемы общественного развития, рост объема информации, повышение требований студенческой аудитории — все это обязывает и самых опытных преподавателей систематически совершенствовать свое педагогическое мастерство.

При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принципы обучения. Принципы определяют требования к содержанию, организации и методике процесса обучения.

Система принципов такова:

          принцип научности преподавания — это научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов;

          принцип практической направленности учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития соответствующей области знаний в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;

          принцип систематичности и последовательности изложения материала;

          принцип доступности обучения по глубине, объему и наглядности с учетом экономической грамотности обучаемых;

          принцип наглядности;

          принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых.

Так же основной составляющей педагогической деятельности в обучении является личность преподавателя. Преподаватель должен быть профессионалом своего дела. То есть, он должен глубоко знать дисциплину, которую излагает и преподает, владеть методикой преподавания этой дисциплины, применять знания по таким направлениям как, психология, педагогика, социология и физиология человека. Педагог должен постоянно совершенствовать ораторское технику, то есть обладать силой звука, тембром, дикцией, темпом речи, работать над дикцией. Кроме этого, преподаватель должен уметь делать самопрезентацию.

Так же преподаватель должен соблюдать определенные требования к современной лекции. С учетом этих требований каждая лекция в вузе:

          должна иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

          твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

          законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

          быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

          проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед курсантами и слушателями вопросы для размышления;

          обладать силой логической аргументации и вызывать у обучающихся необходимый интерес познания, давать направление для самостоятельной работы;

          находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

          отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

          быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

          излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;

          быть доступной для восприятия данной аудиторией [1].

Реализация данных требований обеспечивает высокий научно-методический уровень лекции преподавателя и практических занятий со студентами.

Помимо соблюдения перечисленных выше требований преподаватель дисциплины должен постоянно проводить мониторинг о разнообразии видов практических занятий и лекций. На современном этапе развития дидактики имеются такие подходы к определению видов лекции. В учебных заведениях наиболее распространенными являются вводная, тематическая, обзорная и заключительная лекции. В наше время, когда часто практикуется дистанционное образование, преподаватели используют тиражирование дисков для распространения необходимой студентам информации или даже создают научные Интернет-порталы [6].

Если рассматривать инновационный подход к учебному процессу, то наиболее распространенными считают такие виды нетрадиционной лекций, как проблемная, мотивационная, подготовительная, интегрирующая, учредительная, лекция-провокация, лекция-вдвоем, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция или бинарная лекция, лекция-информация, лекция-воспоминание, лекция-показ, лекция-репортаж, лекция-инструктаж, лекция с применением дидактических методов (метод мозговой атаки, кейс-метод, метод дискуссии, разработка интеллект-карты и т. п..

Так же преподаватель должен владеть методикой подготовки и проведения лекции. Если лекция проведена методически грамотно, то она вызовет интерес не только к определенной теме предмета, но и к самому процессу обучения, что является важным стимулом к самообразованию и творческому саморазвитию студентов.

Преподаватель дисциплины должен обладать следующими профессионально важными качествами:

          направленность на педагогическую деятельность в вузе (основные мотивы и цели выбора педагогической профессии: стремление работать со студентами, обучать и воспитывать их, интерес к предмету) психическая устойчивость; гибкость, мобильность (способность быстро реагировать и «переключаться»)

          черты характера: активность, целеустремленность, воля, настойчивость, решительность, смелость; самообладание и выдержка, социальная нормативность (соответствие нравственных установок общепринятым нормам поведения и взаимоотношения с другими людьми),

          способность к правильной самооценке;

          нравственные качества: чувство долга, честность, порядочность, патриотизм, аккуратность, способность к работе в команде; чувство юмора любознательность,

          социальные качества: общительность, тактичность, терпимость;

          требовательность к себе и к студентам,

          способность к предупреждению (превентивные мероприятия по решения скрытого конфликта) и решения конфликтных ситуаций; коммуникабельность и т.д [2].

Эффективность работы преподавателя дисциплины определяется следующими критериями:

          высоким уровнем психолого-педагогической и профильной подготовки;

          грамотностью и осведомленностью в соответствующих вопросах;

          моделированием педагогических ситуаций и умением творчески организовывать учебно-воспитательный процесс в условиях учебного заведения [5];

          прогнозированием последствий определенных событий, инцидентов, ситуаций в целом;

          количеством студентов, поддающихся обучению;

          количеством студентов, положительно и с интересом относящихся к изучению дисциплины [4].

Перспективами дальнейшего развития исследования педагогической деятельности преподавателя в обучении должны быть:

  1.      Ведущим аспектом педагогической деятельности преподавателя в обучении любого учебного заведения должно стать внедрение инновационных дидактических технологии на лекционных, семинарско-практических занятиях и во время подготовки студентов к практике [5];
  2.      Перспективы дальнейшего развития лекционных занятий должно состоять в обеспечении преподавателем рационального соотношения традиционных и нетрадиционных видов лекции и развития субъект-субъект объектные взаимодействия преподавателя и студента [5];
  3.      Преподаватель должен на семинарско-практических занятиях обеспечивать развитие профессиональных компетенций будущих специалистов благодаря широкому использованию различных современных педагогических технологий, которые постоянно дополняться новыми авторскими открытием и находками преподавателей; сочетать индивидуальную и групповую работу со студенческой молодежью, создавая условия для их творческого развития;
  4.      Применение современных технологий обучения в процессе подготовки студентов к прохождению практики должно способствовать формированию личностно значимых умений и навыков основных составляющих преподавательской деятельности, воспитанию потребности систематически самосовершенствоваться, которые являются инвариативными для многих сфер будущей практической деятельности специалиста [3].

Следовательно, в условиях современных высших учебных заведений преподаватель дисциплин отвечает за выполнение поставленных педагогических задач и несет полную ответственность за принятые решения.

 

Литература:

 

  1. Клепиков, В. Н. Методика построения и проведения современного этического занятия / В. Н. Клепиков // Педагогика: журнал. — 2014.— № 2.— С. 45–52.
  2. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2012. — 480 c.
  3. Скворцова С. А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — № 1. — 2011.
  4. Супрунова, Л. Л. Сравнительная педагогика в структуре современного научного знания / Л. Л. Супрунова // Педагогика: журнал. — 2014.— № 9.— С. 100–110.
  5. Шишкина Н. А. Построение модели обучения иностранному языку при многоуровневой системе профобразования в техническом вузе: Дис.... канд. пед. наук. -Ульяновск, 2004. -196 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle