Библиографическое описание:

Азимов Р. И., Гуломова Н. Р., Авезова Г. С. Заболеваемость по данным обращаемости учащихся колледжей // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 242-244.

 

Актуальность работы. Показатели здоровья отражают социальные и экономические процессы, происходящие в современном обществе, и сохранение здоровья детей — одна из важнейших проблем человечества [1,3,5].

Данные о заболеваемости представляют интерес не только как показатель здоровья населения, но и как «совокупный измеритель» объема и характера оказываемой медицинской помощи и её результатов в динамике. Кроме того, данные о заболеваемости представляют научный интерес с точки зрения познания закономерностей, определяющих большую или меньшую интенсивность обращений населения к врачам по поводу тех или иных заболеваний [2,4].

Материал и методы изучения. Заболеваемость учащихся изучена по обращаемости, а также материалам госпитализации в 2-х колледжах г. Ташкента. Первичным материалам для изучения заболеваемости по обращаемости служили: выписки из индивидуальных карт амбулаторного больного (Ф-025\у), статистические талоны для регистрации заключительных и уточненных диагнозов (форма 025–2\у), контрольные карты диспансерного наблюдения (Ф-30\у), карты стационарного больного (ф-003\у), выписки из историй болезни, журналы по оказанию экстренной медицинской помощи и журнал профилактических медицинских осмотров.

Выкопировка данных из всех первичных учетных документов лечебно- профилактических учреждений проводилась в специально разработанную нами «Карту изучения состояния здоровья учащихся колледжей», представляющую собой единицу изучаемой совокупности по каждой возрастной группе подростков.

Анализ данных индивидуальных карт амбулаторного больного и статистических талонов регистрации заключительных и уточненных диагнозов учащихся в двух исследованных колледжей показал, что во всех учебных заведениях для заболеваемости по обращаемости характерна общая особенность: в течение 3-х летнего периода обучения уровень заболеваемости снижается. С учетом этой основной характеристики мы рассчитали уровень заболеваемости по обращаемости в целом для всех исследованных учебных заведений.

Результаты и их обсуждения. В результате уровень заболеваемости по обращаемости на 1 курсе (подростки 16 лет) составил: 603,0 на 1000 учащихся соответствующего возраста; на 2 курсе (17 лет) эти показатели составили 518,2‰, на 3 курсе (18 лет) — 497,6‰, за период обучение заболеваемость по обращаемости снизилась на 17,5 % (рис.1).

Рис. 1. Уровень заболеваемости учащихся колледжей (на 1000 учащихся соответствующего курса)

 

Углубленное изучение заболеваемости по обращаемости учащейся молодежи колледжей г. Ташкента выявило некоторые особенности, характерные для данного региона. Чем старше возраст учащегося и курс, тем ниже уровень заболеваемости по обращаемости.

Таким образом, наши исследования свидетельствует о снижении уровня заболеваемости учащихся с увеличением возраста и курса. Это связано с тем, что, поступив в колледж, подростки стали больше уделять внимание своему здоровью и здоровью своих друзей, соблюдать режим дня и питания, заниматься физической культурой. По сравнению с периодом школьного обучения, у них повысился уровень санитарной и медицинской грамотности.

В структуре заболеваемости по обращаемости первые 6 мест в порядке значимости принадлежат болезням органов дыхания (55,8 %), болезням органов пищеварения (12,4 %), некоторым инфекционным и паразитарным заболеваниям (7,7 %), болезням крови и кроветворных органов (8,3 %), болезням нервной системы (2,4 %) и болезням глаза и его придаточного аппарата (2,1 %) (рис.2).

Рис. 2. Структура заболеваемости учащихся колледжей

 

Перечисленные классы болезней составляют 87,3 % всех случаев заболеваемости учащихся молодежи колледжей.

Характеризуя уровень заболеваемости учащихся подростков болезнями органов дыхания, следует отметить, что этот класс болезней во всех возрастных группах в количественном отношении формируется в основном за счет острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Интенсивность обращений по поводу ОРВИ в структуре болезней органов дыхания относительно велика во всех группах учащихся 58,1 %. Для их профилактики необходимо прежде всего выявлять причины, способствующие возникновению заболеваний этого класса, а также разрабатывать мероприятия по их нивелированию. Это позволить существенно уменьшить уровень заболеваемости подростков в возрасте 15–17 лет.

Второе место по обращаемости заболеваемости учащихся коледжей занимали болезни органов пищеварения. Значительное место в заболеваемости учащихся этим классам заболеваний принадлежит болезням полости рта. Второе место среди болезней органов пищеварения у учащихся занимает гастроэнтерит.

Третье место в структуре заболеваемости занимают болезни крови и кроветворных органов. На всех курсах у девушек заболеваемость болезнями крови и кроветворных органов (железодефицитная анемия) была статистически значимо выше, чем у мальчиков. Следует отметить, что с увеличением возраста учащихся уровень заболеваемости железодефицитной анемией постепенно снижается. Выявленные особенности заболеваемости учащихся железодефицитной анемией требуют особого внимания в связи со значительной её распространенностью среди детей, учащихся и студентов. Учитывая высокий уровень заболеваемости железодефицитной анемией учащихся колледжей, необходимо уделять большее внимание их раннему выявлению, а также коррекции питания учащихся и проведению оздоровительного медикаментозного воздействия железосодержащими препаратами.

В структуре заболеваемости учащихся медицинских колледжей инфекционные и паразитарные болезни занимают 4-е место, однако с увеличением возраста и курса распространенность инфекционных и паразитарных болезней неуклонно снижается.

Уровень заболеваемости болезнями глаза и его придаточного аппарата колеблется в зависимости от курса, значительное место в заболеваемости учащихся этим классам заболеваний принадлежит миопиям в разной степени.

Значительную роль в формировании различных заболеваний играет образ жизни, который ведут подростки. Наиболее значимой для формирования здоровья является медицинская активность, так как она включает все виды деятельности, оказывающие самое непосредственное влияние на показатели здоровья. Это отношение подростка к питанию, режиму сна и отдыха, к гимнастике и прогулкам, к закаливающим процедурам, к вредным привычкам, к посещению врача с лечебной и профилактической целями, к рекомендациям медицинского персонала и т. д.

Выводы:

  1.                Определяющее значение в структуре и частоте заболеваемости по обращаемости учащихся колледжей имели болезни органов дыхания, органов пищеварения, крови и кроветворных органов, инфекционные и паразитарные болезни, болезни глаза и его придаточного аппарата. Перечисленные классы болезней составили 87,3 % от всех заболеваний, зарегистрированных у учащихся.
  2.      С увеличением возраста несколько меняется уровень заболеваемости отдельными классами болезней и нозологическими формами, однако на всех курсах основными формами заболеваний учащихся колледжей являются ОРВИ, бронхит, хронические болезни миндалин и аденоиды, болезни полости рта, гастродуоденит, гельминтозы, хронические отиты, миопия в разной степени и железодефицитная анемия.

 

Литература:

 

  1.                Маматкулов Б., Шенязов Р. Р. А. Роль комплексной оценки здоровья учащихся колледжей в улучшении качество медицинской помощи // Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. — Ташкент 2011.-№ 3. –С.74–76
  2.                Кучма В. Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического мониторинга // Гигиена и санитария. — М., 2004. — № 6. — C. 14–16
  3.                Медик В. А., Котова Т. Е., Сеченева Л. В. Особенности состояния здоровья детей (по результатам Всероссийской диспансеризации) // Здравоохранение Российской Федерации. — М., 2004. — № 2. — C. 46–49
  4.                Пономарева Л. А., Абдукадырова Л. К., Шарипова С. А. и др. Формирование основ здорового образа жизни у школьников.// Гиг. и сан.-2002.-№ 1.-С.44–45
  5.                Beekley MD, Byrne R, Yavorek T. Incidence, prevalence, and risk of eating disorder behaviors in military academy cadets. // Mil Med. 2009 Jun;174№ 6.-Р.637–41

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle