Библиографическое описание:

Ялмаев Р. А., Эскиев М. А., Аслаханова С. А. Аутсорсинг как фактор повышения эффективности в сфере малого бизнеса // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 521-523.



 

По мере развития кризисных явлений в экономике, необходимость формирования условий для устойчивого и эффективного развития малого бизнеса становится одной из приоритетных задач. В статье автор рассматривает, как важное направление повышения эффективности малых предприятий, передачу непрофильных функций предприятия и связанных с ними активов в управлении профессиональному подрядчику или аутсорсинговой компании.

Ключевые слова: аутсорсинг, непрофильная деятельность, малый бизнес

 

В настоящее время тема поддержки малого бизнеса приобретает особую популярность в средствах массовой информации. В последние годы постоянному обсуждению подвергаются различные проблемы в этой области: неудовлетворительность темпов развития малого предпринимательства, необходимость реформирования систем налогообложения, снижения бюрократических барьеров.

Всецело раскрыть свой потенциал субъектам малого бизнеса не позволяет целый набор проблем, с которыми сталкиваются его представители при осуществлении своей деятельности. Особое место среди этих проблем занимает проблема инвестиций, связанная с недостаточностью первоначального капитала и собственных оборотных средств, а также труднодоступностью банковских кредитов.

В настоящее время существуют различные формы поддержки малого предпринимательства: финансовая, имущественная, информационное обеспечение, подготовка кадров. Для поддержки малого бизнеса создана разветвленная инфраструктура, включающая консалтинговые компании, банковские учреждения, страховые, лизинговые, факторинговые компании, венчурные фонды и т. д.

Одним из важных направлений создания и развития эффективных, высокоустойчивых малых предприятий, ориентированных на выпуск высококачественных конкурентоспособных товаров, является повсеместное внедрение механизма аутсорсинга, который обеспечивает оптимизацию возможностей предприятий сферы малого бизнеса по выпуску продукции с целью оптимизации затрат производства, повышения качества продукции, специализации малых предприятий производственной сферы.

В широком смысле аутсорсинг определяют, как передачу на коммерческих началах непрофильных видов деятельности предприятия и задействованных в этой деятельности активов в управление сторонней компании.

Деятельность предприятия можно условно разделить на две части: основная деятельность, за счет которого предприятие зарабатывает; дополнительные виды деятельности — непосредственно не касаются процесса производства и реализации, но обеспечивают и являются необходимыми для их эффективного осуществления. Такие виды деятельности получили название непрофильных видов деятельности.

Исследования показали, что наиболее востребованным для предприятий малого бизнеса становится аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг производственно-хозяйственных функций, а также найм и обучение персонала.

Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся причины передачи малыми предприятиями части своих функций аутсорсинговым компаниям:

Желание сократить общее количество занятых на предприятии. Персонал, задействованный в непрофильных для предприятия бизнес-процессах, может составлять 30–40 % от общего числа работников.

Значительное улучшение качества, повышение эффективности использования собственных ресурсов, которые требуют дополнительных затрат и управленческого ресурса.

Принимая в управление неосновные сферы деятельности, аутсорсинговая компания привносит на предприятие достижения и передовые технологии, что увеличивает ценность услуги. Аутсорсинговая компания способствует снижению управленческих расходов, поскольку имеет единую штаб-квартиру. Особое значение приобретают возможности аутсорсеров, если малые предприятия работают в регионах. Они способны предоставить обслуживание всех сетевых единиц по одинаковым стандартам качества.

В масштабе экономики страны: рост предпринимательской активности, новые рабочие места и достойная зарплата, рост капитализации предприятия, развитие малого бизнеса. На уровне предприятия: сокращение издержек производства и контроль над ними, доступ к лучшим мировым производственным технологиям, освобождение внутренних ресурсов для других целей. Использование аутсорсинга эффективно при отсутствии в структуре предприятия нужного оборудования, знаний, технологий.

По данным анкетного опроса компании причины, по которым субъекты малого предпринимательства выбрали аутсорсинг, следующие (процент к числу опрошенных):

                    для сокращения затрат на операции — 35 %;

                    для улучшения использования капитала — 6 %;

                    для ускорения роста доходов — 7 %;

                    для улучшения качества обслуживания клиентов -17 %;

                    для сосредоточения на основных направлениях деятельности -31 %.

Однако можно выделить ряд факторов, которые ограничивают широкое использование аутсорсинга:

                    риск оказаться зависимым от аутсорсера;

                    снижение кадрового потенциала предприятия;

                    риск утечки коммерческой информации на сторону;

                    опасность передачи слишком многих важных бизнес-процессов в «одни руки».

Схемы реализации аутсорсинга очень логичны и просты, но обязательно необходимо иметь четкие план, задачу и сведения компании. Чтобы легко справиться с трудностями, с которыми придется столкнуться при внедрении аутсорсинга, компания должна прояснить поставленные цели и определить функции, которые будут переданы на аутсорсинг. Необходимо изучить потенциальных аутсорсеров и сделать выбор, с кем сотрудничать. Выбор аутсорсеров и характеристик контракта имеет огромное значение, ведь оптимальные условия контракта позволяют найти баланс интересов участников системы, преследующих собственные цели.

Усложнение бизнес-процессов создает неприемлемую для компаний нагрузку. Передавая непрофильные функции сторонним специалистам, компания получает возможность концентрировать свой потенциал на основных видах деятельности. При этом компания может рассчитывать, что реализация переданных функций будет менее затратным и на более высоком качественном уровне, чем при сохранении внутри компании.

 

Литература:

 

  1.                Воронина А. М., Воронина Н. В. Аутсорсинг: оффшорная разработка программного обеспечения // ЭКО. 2006. № 6. С. 106.
  2.                Леденева И. Ю. Нормативно-правовое регулирование отношений аутсорсинга.-- 2013. -- № 1. — С. 146–150.
  3.                Хейвуд Дж. Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: пер. с англ. М.: Изд. Дом «Вильяме», 2012, с. 93.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle