Библиографическое описание:

Байгажанова Г. К. Предпосылки успеха учебной деятельности и самоорганизации студентов первого и второго года обучения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 766-769.



 

Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования в области педагогической психологии и собственный опыт практической работы на ИИМОП КНУ, автор развивает идею об успешности профессиональной деятельности студентов-психологов первых годов обучения В работе представлены результаты первого этапа исследования предпосылок успешности профессиональной деятельности студентов первых годов обучения ИИМОП КНУ Материал получен на основе анкеты «Умение учиться».

Ключевые слова: учебная деятельность, успешная профессионализация, самоорганизация, профессиональная деятельность, учебный интерес, познавательный интерес, самостоятельная работа, корреляция, самоконтроль.

 

Based on theoretical and experimental research in the field of educational psychology and hands-on experience with the Institute for Integration of International Educational Programs, Kyrgyz National University (IIIEP KNU), author develops the idea of success in the professional activity of the underclass students (1st /2nd year at university). The Survey presents the results of the first phase of study of the prerequisites for successful professional operations of the underclass students in their first year at IIIEP KNU. The material was obtained through the utilization of The Ability to Learn Questionnaire.

Keywords: educational activity, successful professional development, self-organization, professional activity, interest in learning (academic interest), cognitive interest, self-study, correlation, self-control.

 

В. Граф, И. И. Ильясов и В. Я. Ляудис (1981) рассматривают элементы самоорганизации в связи с выделяемым ими содержанием учебной деятельности. Данная работа, как и ряд других исследований, направлена на рационализацию учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается многими мотивами, среди которых главное место принадлежит учебному познавательному интересу, непосредственно связанному с ее содержанием и представляющему собой специфический внутренний мотив. При отсутствии такого интереса деятельность студентов теряет учебный характер и становится малоэффективной. Для развития учебного интереса необходимо: шире раскрывать перед студентами конечные результаты познания, обучать рациональным способам умственного труда, слушанию и записи лекций, работе с книгой, подготовке к семинарским и практическим занятиям, экзаменам и зачетам. Реализация учебного интереса связана с постановкой перспективных и промежуточных целей. Студент должен уметь ставить такие цели, определять способы и пути их достижения. Важную роль здесь играют вопросы оптимальной организации самостоятельной работы: установление режима дня, рациональное распределение времени, сочетание труда и отдыха. Большое значение имеет функция контроля. При этом контролируются конечный результат и способы его достижения. С контролем связана функция оценки. Положительная и адекватная оценка побуждает к активной деятельности по дальнейшему освоению материала, отрицательная оценка стимулирует возврат к пройденному, но недостаточно усвоенному материалу. Важной задачей является формирование у студентов стремление к самоконтролю. Выработка умений и навыков самоконтроля имеет два аспекта. Первый из них связан с контролем и объективной оценкой студентами своих знаний по изучаемым предметам (констатирующий). Второй аспект формирования самоконтроля (корректирующий), предполагает оценку и коррекцию используемых приемов умственного труда и познавательной деятельности в целом. Управление учебной деятельностью проводится на основе диагностики ее состояния. В каждой студенческой группе состояние учебной деятельности имеет свои особенности в зависимости от индивидуальных возможностей студентов и психологических свойств группы — норм, ценностей, традиций. Поэтому желательно систематически (в начале и в конце каждого курса) проводить диагностику состояния учебной деятельности в каждой группе. В нашей работе представлены результаты первого этапа исследования предпосылок успешности профессиональной деятельности студентов первых годов обучения. Материал получен на основе анкеты «Умение учиться». В качестве критериев оценки учебного интереса можно использовать следующие признаки: а) познавательный интерес б) умение и навыки учебной деятельности (культура умственного труда) в) успешность учебной деятельности г) характер самостоятельной работы. Использовали шкалу полярных проявлений такого интереса.

Шкалы проявлений познавательного интереса

1. Ставить вопросы на лекциях, практических и семинарских занятиях

54321

Ведет себя пассивно на занятиях, никогда не задает вопросов

2. Работает с дополнительной литературой

54321

Ограничивается только конспектом или учебником, ничего не читает дополнительно

3. Готов всегда обсуждать сложные проблемы

54321

Уходит от обсуждения сложных проблем, отмалчивается в общем разговоре

4. Участвует в научных экспериментах и исследованиях

54321

Никогда не принимает участие в научных экспериментах

5. Участвовать в научных кружках

54321

Избегает научной работы в студенческих кружках

 

Оценка происходит по пятибалльной системе, затем баллы суммируются и используются для сравнения студентов между собой по степени выраженности познавательного интереса.

Схема изучения познавательного интереса

Ф. И. О.

Учебные дисциплины

Ставит вопросы на лекциях, практических и семинарских занятиях

Показатели познавательного интереса

Готов всегда обсуждать сложные проблемы

Работает с дополнительной литературой

Участвует в научных кружках, экспериментах и т. д.

 

На основе анализа материала полученного в ходе исследования, определяется общая картина заинтересованности в учебе данной группы. В нашем исследовании принимали участие студенты 1 и 2 курса факультетов: ТД, КЕФ, КАФ, ФМО, ФВ, ОСПО, УФ ИИМОП КНУ им. Ж. Баласагына. Содержание включенных в анкету вопросов предполагает возможность использования ее для анализа внутренней оценки предпосылок успешности профессиональной деятельности. Изучение внешних оценок предпосылок успешности деятельности на данном этапе профессионализации было осуществлено путем сопоставления с успеваемостью. В качестве существенных показателей успешности использовались оценки по предметам.

Было проведено анкетирование среди студентов 1 и 2 курсов. Ответы по каждому пункту получили соответствующий балл. Для обработки результатов использовалась математическая статистика. Для сопоставления внутренних и внешних оценок вычислялись корреляции между полученными баллами и показателями успеваемости. Наиболее значимая корреляция получена на факультете КЕФ (Г = 1, 97. Р = 0, 34). Меньше всего полученные данные коррелируют на факультете УФ (Р = 0, 5). По-видимому, это связано с методикой преподавания. Наличие значимых корреляций свидетельствуют о том, что фактор «уровень профессионализации» включающий вопросы, касающиеся деятельностных, личностных и организационных параметров, внутренней оценки, связан с деятельностными показателями, отраженными во внешних оценках, внутренние оценки касаются «познавательного интереса», «умение и навыков учебной деятельности», «характера самостоятельной работы». Наиболее значение оценок по фактору «успешной профессионализации» получили студенты факультета «КЕФ», «ФВ», «ФМО». А наименьшее студенты факультетов «КАФ», «УФ». Фактор «успешная профессионализация» отражает общий интерес к учебе (ее возможностям) и стремление к овладению профессией. На основании полученных данных можно говорить в целом о благоприятном прогнозе успешности профессиональной деятельности основной массы студентов факультетов «КЕФ», «ФМО», «ФВ». В результате исследования был выделен фактор «уровень профессионализации». Его содержание определяется главным образом удовлетворительностью профессией, наличием конкретных планов относительно будущей деятельности. Успешное осуществление подготовки творчески меняющего специалиста возможно если все деканаты единым фронтом будут решать эту задачу (становление учебных интересов у студентов) уже при обучении первокурсников.

  1.                Можно утверждать, что уже у первокурсников становление учебных интересов отвечает теории познавательного интереса учащихся (концепции о непосредственной связи познавательного интереса с функцией оценки, состоянием учебной деятельности в группе).
  2.                         Первокурсники, не имеющие навыков самоконтроля, еще не могут умело и всесторонне использовать учебную и научную литературу и этим вызвать у себя эмоционально — положительное отношение к учебе, к самостоятельной работе, возникновению интереса к учебной деятельности, способности учить вузовские лекции. Теоретически направленное осмысливание учебного материала начинается на лекции. Активное участие студента в процессе лекции, правильное ее конспектирование, подготовка к экзамену вызывает положительное к научной информации, возбуждает интерес.
  3.                         Одним из важных факторов возбуждения интереса является творческое воздействие на студента первого курса преподавателей — лекторов, ученых вуза. При правильном становлении научного интереса у первокурсника наблюдается повышенное внимание к учебному материалу, любознательность, эмоционально — положительное отношение. При развитии этого интереса проявляется активная мыслительная деятельность, сопровождающиеся эмоционально — положительным удовлетворением. При проявлении устойчивого интереса может обнаружится духовная потребность в интеллектуальном поиске новой информации, в неограниченной системе постановки мыслительных задач и непременном их решении на уровне такого качества ума как пытливость. С развитием интеллектуального уровня возрастают возможности его познавательной и мыслительной активности. Интерес способствует проявлению активной умственной работы, развивает мышление студента, активизирует его учебную деятельность.

 

Литература:

 

  1.      Опросник «Структура процесса самоорганизации» // Психолого-педагогические аспекты профессионального образования молодежи (начальное, среднее, высшее): Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Часть II. — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2002. — 0,2 п.л.
  2.      Самоорганизация — ваш ключ к успеху // Курс дистанционного обучения для Программы «Обучение и доступ к Интернет»: http://vle.projectharmony.ru/dlscripts/stmanage.exe?language=l, 2002. — 3,6 п.л.
  3.      Голографическая модель процесса самоорганизации // Фундаментальные проблемы психологии: личность и культура: Материалы научной конференции 23–25 апреля 2002 года / Под ред. П. Д. Шабанова, О. В. Защиринской. — СПб.: СПбГУ, 2003. — 0,3 п.л.
  4.      Роль структуры процесса самоорганизации в успешности учебной деятельности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25–28 июня 2003 года: В 8 т. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 4. — 0,3 п.л.
  5.      Самоорганизация учебной деятельности // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Научные труды МИМ ЛИНК: Выпуск 8 / Науч. ред. С. А. Щенников, В. Н. Голубкин, А. Г. Чернявская. — Жуковский: Изд-во МИМ ЛИНК, 2003. — 0,7 п.л.
  6.      «Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах» Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л., 1970
  7.      Шаньгина Н. В. Образ психолога — профессионала в представлении студентов психологического факультета // Вестник Российской академии естественных наук. Санкт-Петербургское отделение образования и развития науки. — 2006.- № 11 (1). — с. 43–46

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle