Библиографическое описание:

Абдуллаев А. А. Природно-географические и социально-экономические факторы миграции в Республике Дагестан // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 678-681.



 

В статье рассматриваются основные природно-географические и социально-экономические факторы миграционных потоков в Республике Дагестан. Исследуются проблемы экономического характера, вынуждающие население республики к миграции. Рассматривается в контексте социально-экономических проблем сельская и городская миграция и ее последствия для развития края. Автор статьи выдвигает тезис о том, что высокой миграционной активности населения способствует географическое положение и климатические условия Республики Дагестан. Автор также анализирует процессы внутренней миграции в Республике Дагестан, влияние внутренних миграционных потоков на политический процесс на территории Дагестана. Автор приходит к выводу о том, что повышенная внутренняя миграционная активность населения республики обусловлена природно-климатическими условиями, социально-экономическим положением населения, а также демографической ситуацией в регионе.

Ключевые слова: Республика Дагестан, миграция населения, миграционные потоки, внутренняя миграция, социально-экономические проблемы Дагестана, миграция сельского и городского населения, экономика Дагестана, основные макроэкономические показатели Республики Дагестан.

 

The article is devoted to the natural-geographical and socio-economic factors of migratory streams in Dagestan Republic. The author investigated the problems of economic character compelling the population of the republic to migrate. The article revealed the main social and economic problems, which cause to the rural and urban migration floods and the consequences for development of the Republic. The author of article puts forward the thesis that high migratory activity of the population is promoted by a geographical position and climatic conditions of the Republic of Dagestan. The author also analyzes processes of internal migration in the Republic of Dagestan, influence of internal migratory streams on political process in the territory of Dagestan. The author comes to a conclusion that the increased internal migratory activity of the population of the republic is caused by climatic conditions, economic and social situation of the population, and also a demographic situation in the region

Keywords: population shift, migratory streams, internal migration, social and economic problems of Dagestan, migration of country and urban population, economy of Dagestan, main macroeconomic indicators of the Republic of Dagestan.

 

На постсоветском пространстве одной из основных черт политических и социально-экономических трансформаций стал процесс регионализации, что поставило на повестку дня вопрос о необходимости формирования федеральным центром эффективной региональной политики, а также проблему научного осмысления процессов в регионах. Фактор миграции и его влияние на политический региональный процесс исследовался, однако, с точки зрения теории политических элит и политической активности партий. В настоящей статье предлагается рассмотреть фактор миграции и его влияние на политический процесс в Республике Дагестан с учетом таких факторов как природно-климатические условия, социально-экономическое положение, а также демографическая ситуация в регионе.

Географическое положение Республики Дагестан несомненно способствует притоку мигрантов в рамках внутреннего миграционного потока. Дагестан расположен фактически на границе Европы и Азии в восточной части Кавказа, являясь самой южной республикой Российской Федерации. Сухопутная и морская граница Дагестана примыкает к пяти государствам Азербайджану, Грузии, Казахстану, Туркменистану и Ирану, в пределах же Российской Федерации Дагестан соседствует с Чеченской Республикой, Калмыкией и Ставропольским краем.

Распределение мигрантов по районам крайне неравномерно, что обусловлено в частности физико-географическими характеристиками: в районах гористой части Республики расселение мигрантов происходит медленнее, чем равнинной по причине отсутствия инфраструктуры и достаточного количества рабочих мест.

Высокая интенсивность внутренних миграционных потоков из горных районов Дагестана свидетельствует о социальном неблагополучии и дискомфортном положении населения в месте проживания. Из села, как правило, уезжает самая мобильная и трудоспособная часть населения, представленная социально — стратификационными и социально-культурными слоями, имеющими высокую значимость для конкретного сельского поселения, что негативно сказывается на состоянии всего дагестанского общества. В результате спонтанной миграции из горных районов принимающее население равнин испытывает давление и сталкивается с рядом новых проблем, связанных с латентными функциями миграции, что неизбежно вызывает различные социальные напряженности. При этом большинство мигрантов из горных районов, переселяясь на равнинные земли не считают и не идентифицируют себя как мигрантов, считая их такими же этническими территориями.

Экономическое развитие региона определяется следующими отраслями: добыча нефти и газа (крупнейшими предприятиями в этой отрасли являются «Дагнефть», с 2007 года вошедший в ГК Роснефть, и «Дагестангазпром»); металлообработка и машиностроение, производящие самые различные виды продукции от электротехники до приборов и станкостроения, а также судоремонтной продукции, среди предприятий данной отрасли основное место по объему производства занимают «Завод им. Гаджиева», электромеханический завод в Кизляре.

Однако на развитии промышленности Дагестана негативно сказывается отсутствие венчурных проектов, обеспеченных госгарантиями, нехваткой долгосрочных инвестиций, низкий уровень использования производственных мощностей (в среднем по республике от 20 до 23 %), а также зависимостью оборонных предприятий от государственного заказа.

Также отмечается неразвитость региональной и межрегиональной кооперации и интеграции в промышленном производстве. В такой ситуации возникает сокращение рабочих мест на предприятиях оборонной промышленности, что вызывает отток рабочих кадров в другие сферы деятельности и, как следствие — перемещение в другие районы расселения, туда, где есть возможность трудоустройства. В данном случае необходимы меры по обеспечению загрузки производственных мощностей оборонных предприятий, с целью сохранения и увеличения числа рабочих мест.

Негативно влияет на социально-экономическое развитие региона и общий спад производства (на 30 % за два последних года) на севере Дагестана, особенно в Кизляре.

Отставание от остальных регионов РФ неблагоприятно сказывается на уровне жизни населения: среднедушевые денежные доходы за январь-август 2014 года, по оценке, составили 19790,4 рубля. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года только на 5,3 %. Среднемесячная номинальная заработная плата за январь-июль 2014г. составила 18552,2 рублей и увеличилась по сравнению с январем — июлем 2013 года на 12,6 %. Реальная заработная плата, за этот же период по сравнению с соответствующим периодом 2013г. увеличилась на 8,3 % [6].

В январе-июле 2014г. среднемесячная заработная плата работников в сфере научных исследований и разработок составила 25595,1 рублей (138 % к среднереспубликанской заработной плате), организаций отдыха и развлечений, культуры и спорта — 21475,0 рублей (115,8 %), области здравоохранения –18399,1 рублей (99,2 %), образования — 14090,6 рублей (76 %), предоставления социальных услуг — 10668,9 рублей (57,5 %) [6]. Однако такие цифры следует воспринимать с учетом общего индекса инфляции по республике в 8,9 %, что составляет практически пороговое значение перед гиперинфляционным процессом.

По данным официальной статистики Дагестана потребительские цены на товары и платные услуги с начала 2014 года к декабрю 2013 года выросли на 3,2 % (по России — на 5,6 %), в том числе продовольственные товары — на 2,7 % (по России — на 7,3 %), непродовольственные товары — на 3,8 % (по России — на 3,8 %), платные услуги — на 3,8 % (по России — на 5,9 %). Уровень инфляции на 1,5 процентного пункта выше, чем за соответствующий период предыдущего года [6].

Сравнение индексов цен на основные продукты питания по основным регионам, Северо-Кавказскому федеральному округу и в целом по Российской Федерации в августе 2014 года к декабрю предыдущего года также явно не в пользу Дагестана: целый ряд продуктов в других регионах, в частности в Ставропольском крае (регионе, активно принимающем мигрантов из республики Дагестан) на 5–7 % дешевле, чем в республике [6].

При этом, пересчет расходов населения в 2013 году выявил огромный разрыв между реальным сектором экономики Республики Дагестан и собранными налогами. Всего в 2013 году в консолидированный бюджет республики было собрано порядка 257 млн. руб. в месяц, бюджеты всех уровней получили 406 млн. руб. в месяц. Таким образом, с учетом единого социального налога все налоговые поступления не превысили 756 млн. руб. в месяц, в то время как реальные доходы населения составили более 8,7 млрд. руб. ежемесячно [6].

По официальным данным Дагстата, рост реальных доходов населения и рост численности населения на 17,9 % привели к целому ряду несоответствий. Так, в результате учета доходов теневого сектора экономики резко снизилась расчетная численность бедного населения. По расчетам республиканских органов статистики, численность населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума в 2013 году составила порядка 878 тыс. человек, после пересчета доходов теневого сектора в четвертом квартале бедного населения осталось только 575 тыс. человек. Однако пособия на детей в 2013 году были выплачены на 664 782 ребенка. Получается что, даже учитывая только семьи с 2-мя и более детьми то пересчет показывает до 1,29 млн. человек, чьи доходы не достигают нормативов прожиточного минимума [6].

Такая ситуация в статистической базе не позволяет властям адекватно оценить ситуацию по доходам населения, и как следствие, приводит к тому, что часть населения с низкими доходами вынуждены либо менять свое место жительства (например, выезжать в Ставропольский край), либо искать возможности для нелегальной деятельности в обход налогообложения, что дополнительно стимулирует рост теневого сектора экономики.

На интенсивность миграционного потока влияет также проблемная ситуация с заработной платой в республике, наблюдается хроническая задолженность по выплатам. Так, общая сумма просроченной задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях республики обследуемых видов экономической деятельности на 1 сентября 2014 г. составила 52056,0 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с началом августа 2014 года на 8,8 %.

Интересно, что просроченная задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составляет 11906,0 тыс. рублей, или 22,9 % от общего объема просроченной задолженности по заработной плате. За месяц задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней увеличилась на 6810 тыс. рублей или в 1,6 раза [6]. Это означает, что федеральному центру необходимо совершенствовать бюджетную политику с тем, чтоб деньги до регионов доходили более оперативно.

В рамках деятельности предприятий отмечается негативная тенденция к спаду производства, хронический дефицит собственных средств, что отражается на выплате заработной платы сотрудникам. Так, задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств предприятий и организаций за август 2014 г. увеличилась на 11006 тыс. рублей (на 37,8 %) и на 1 сентября 2014г. составила 40150 тыс. рублей [6].

В народном хозяйстве республики, при наличии потенциала к положительному росту, также наблюдается ряд серьезных проблем. Так, производства в основных отраслях экономики, многие предприятия не используют своих мощностей даже наполовину. В первом квартале 2014 года предприятия основных отраслей промышленности вынуждены были снизить объем выпуска продукции на 29,4 % по сравнению с предыдущим годом [6].

По данным контролирующих органов федеральной власти, порядка 40 % товарооборота Республики Дагестан приходится на теневой сектор, что значительно выше показателей по всему Южному Федеральному округу (24 %) и по Российской Федерации (12,4 %) [7, с.287]. С учетом низкого уровня официальных доходов населения объем сделок с валютой на душу населения в Дагестане самый высокий по стране. Самый большой объем услуг и работ теневого сектора экономики Дагестана приходится на овощеводство, добычу рыбы и морепродуктов, незаконную выработку лесов, торговлю недвижимостью и частный автотранспорт [7, с.287]. Оборот продукции, выращиваемой в частных подворьях, не регистрируется, а реализуется через посредников, что дает возможность ухода от налогообложения. Такая ситуация должна стать сигналом властям к изменению налоговой политики в сторону стимулирующих льгот, а не повышения ставки налогообложения, причем не только на уровне республиканских властей, но и на уровне федеральном в рамках региональной политики. Финансовое состояние предприятий также нельзя назвать стабильным.

Доля убыточных предприятий остается на прежнем уровне по сравнению с 2013 годом, составляя 37 % от всей численности предприятий республики [7, с.287]. За прошедший 2013 год убытки предприятий ряда отраслей выросли на 12,5 % при снижении суммарной рентабельности предприятий на 0,6 %. При этом просроченная кредиторская задолженность предприятий основных отраслей республики в течение первого квартала 2014 года превысила 2,3 млрд. руб, что превышает дебиторскую задолженность более чем на 20 %. Данные показатели свидетельствуют о низкой экономической эффективности промышленного производства, которое фактически балансирует на грани потери финансовой независимости.

Однако в сфере социально-экономического развития Республика Дагестан имеет и положительный потенциал, который характеризуется выгодным географическим положением, значительными производственными возможностями, а также богатыми природными и трудовыми ресурсами. Причем основная проблема при негативных тенденциях экономического развития в республике — создать благоприятные условия для сохранения человеческого капитала, трудовых ресурсов, поскольку в настоящее время наблюдается интенсивный поток трудовых мигрантов из Дагестана в соседний Ставропольский край.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать следующие выводы. На внутренние миграционные потоки в Дагестане оказывает воздействие целый ряд факторов:

1)                 недостаточное финансирование сельского хозяйства, транспорта, жилищно-коммунальной сферы; сокращение производства и дефицит собственных средств предприятий; задолженности по выплате заработной платы. Фактически развитие экономики сдерживает износ и старение основных фондов предприятий.

2)                 низкие доходы населения, нестабильный заработок, сокращения кадров на предприятиях промышленного производства.

3)                 неадекватность статистической базы, которая не позволяет властям региона получать корректную информацию о происходящих социально-экономических процессах.

4)                 экономический потенциал республики не используется в полной мере, эффективность же бюджетных средств крайне низкая. При этом, как и в других субъектах РФ, в Дагестане происходит постоянное расширение налогооблагаемой базы, что вынуждает людей «уходить от налогов», стимулируя тем самым теневой сектор экономики. Все эти процессы негативно отражаются на решении социальных вопросов, на возможностях создания рабочих мест в реальном секторе экономики, а также на интенсификации выезда граждан Дагестана в другие субъекты Российской Федерации в поисках более высокого уровня жизни для себя и своих семей.

5)                 миграционные потоки обусловлены общей нестабильностью общественно-политической ситуации в Республике Дагестан. Одним из ключевых факторов в данном случае является именно полиэтничность региона. За последние 20 лет республика находится в состоянии вялотекущей, латентной конфликтогенности между федеральными и местными структурами власти, что также не способствует нормальному социально-экономическому развитию республики.

 

Литература:

 

  1.                Основные макроэкономические показатели. URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistics/grp/
  2.                Аналитическая справка социально-экономического развития РД. URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistics/grp/ Дата обращения: 18.09.2014
  3.                Физико-географический справочник Российской Федерации /Под общ.ред. Афанасьева Е. Г. — М.: «Наука», — 2002, — с.587.
  4.                Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Дагестан Основные макроэкономические показатели. URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistics/grp Дата обращения: 18.09.2014
  5.                Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Дагестан. Режим доступа http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistics/employment/ Дата обращения: 12.06.2014.
  6.                Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Дагестан. Режим доступа http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ Дата обращения: 12.06.2014.
  7.                Филаренко Н. Е. Проблемы оптимизации социально-экономических ресурсов Республики Дагестан. // Стратегическая безопасность.- М.: ИНИОН РАН.- 2013, — с.287

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle