Библиографическое описание:

Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 697-700.



 

Актуальность исследования

Социально-экономические преобразования в современной жизни диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим одной из важных задач системы образования становится развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

В последние годы на страницах психолого-педагогической литературы все чаще рассматривается вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, о сущности механизмов воображения.

Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует развитию личности, а значит, определяет эффективность учебной деятельности в школе. Анализ литературных источников показал, что в педагогической и коррекционной психологии вопросы, связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения у школьников различных возрастов, недостаточно изучены и мало разработаны. Однако, именно эта область обладает огромным потенциалом для реализации резервов комплексного подхода в обучении и в воспитании.

Исследование различных сторон процесса воображения у детей — одна из важных и актуальных проблем общей и коррекционной психологии и педагогики. Без продуктивной деятельности воображения невозможна любая форма творческой деятельности, так как творчество связано с созданием системы образов, взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга.

Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с ЗПР (Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенкова и др.), выявили ряд специфических особенностей их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы и поведения. Отмечаются следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и в результате низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение, ограниченный запас общих представлений, обедненный словарь, нарушение фонематики, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность также сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций. При предъявлении задания в наглядно-действенном плане качество его выполнения значительно улучшается. Поэтому для оценки уровня развития мышления при психолого-педагогическом обследовании необходимо сопоставлять результаты работы ребенка со словесно-логическим и наглядно-действенным материалом.

У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Внимание нестойкое. Кроме этого, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе учебной деятельности. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно отсталых, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой — к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда — в различных формах отклоняющегося поведения.

Все это говорит о том, что ЗПР проявляется как в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют его возрасту. Однако правильный диагноз можно поставить с учетом того, что дети с ЗПР всегда способны использовать помощь, оказанную в процессе работы, усваивают принципы решения задачи. Это показывает, что они обладают полноценными возможностями для дальнейшего развития.

Задержка психического развития — (англ. mental retardation) — особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее — дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в др. случаях ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения ц. н. с. (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособности. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с ЗПР.

Причинами задержки развития психического могут выступать:

1)                 дефекты конституционального развития ребенка — из-за коих он начинает отставать от сверстников в развитии физическом и психическом (инфантилизм гармонический);

2)                 различные заболевания соматические (физически ослабленные дети);

3)                 органические поражения системы нервной центральной (дети с дисфункцией мозговой минимальной).

У таких детей в психомоторной расторможенности и аффективной возбудимости значительно снижаются работоспособность, память и внимание; затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также появляются нарушения эмоциональные и личностные.

Выдающийся детский психиатр Г. Е. Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной неуспеваемостью, подчеркивала, что диагностируемые у них нарушения необходимо отличать от легких форм умственной отсталости. Задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития — это более стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как задержка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние. Основываясь на этиологическом критерии, т. е. причинах возникновения задержки психического развития, Г. Е. Сухарева выделяла следующие ее формы:

1)        интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения;

2)        интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3)        интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма;

4)        вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

5)        функционально-динамические интеллектуальные нарушение у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

М. С. Певзнер также рассматривала «задержки психического развития» вне рамок умственной отсталости, а как самостоятельную группу заболеваний и состояний в детском возрасте.

При систематике задержка психического развития автор различает две её основные формы:

1)                 задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, и

2)                 задержку психического развития, обусловленную длительным астеническими церебрастеническими состояниями.

Таким образом, традиционно в отечественной психопатологии и психиатрии классификация задержки психического развития строилась по этиопатогенетическому принципу, когда форма задержки психического развития определяется причиной и механизмами её возникновения и формирования. [4]

Наиболее информативной для психологов и педагогов является классификация К. С. Лебединской. На основе комплексного клинико-психолого — педагогического изучения неуспевающих младших школьников автор разработала клиническую систематику задержки психического развития. [5]

Классификация К. С. Лебединской строится исходя из этиологического принципа, и включает четыре основных варианта задержки психического развития:

1)     задержка психического развития конституционного происхождения;

2)     задержка психического развития соматогенного происхождения;

3)     задержка психического развития психогенного происхождения;

4)     задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

В своей работе мы выявили особенности творческого воображения у данных детей. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности (Л. С. Выготский, 1991). [3] Оно тесно связанно с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Эта связь взаимообусловлена. С одной стороны, воображение зависит от качества сформированное восприятия, памяти, мышления, речи, с другой — оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий. Следует отметить, что в психологической и педагогической литературе есть много материалов, раскрывающих различные проблемы воображения детей с нормальным темпом развития. В их числе фундаментальные теоретические исследования (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О.М Дьяченко, Е. И. Игнатьев, С. Л. Рубинштейн, Д. В. Эльконин, B. C. Мухина и др.) и практические работы, в которых даны конкретные рекомендации для развития воображения детей дошкольного и школьного возраста. Специальные исследования воображения детей с нарушением слуха, зрения, с задержкой психического развития, умственно отсталых (М. М. Нудельман, Е. Г. Речитская, В.II. Ермаков, А.Г Литвак, Е. А. Екжанова, С. К. Сиволапов и др.) содержат определенный материал по этому вопросу. Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи

Классификация процессов воображения

  1. По результатам:

Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)

Продуктивное (творческое) воображение:

с относительной новизной образов;

с абсолютной новизной образов.

  1. По степени целенаправленности:

активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;

пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

  1. По виду образов:

конкретное;

абстрактное.

  1. По приёмам воображения:

агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;

гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;

схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

  1. По степени волевых усилий:

преднамеренное;

непреднамеренное.

При определении понятия воображения мы придерживаемся позиции Л. С. Выготского, который считал, что всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, представляет собой сущность воображения.

Творческое воображение у детей ЗПР рассматривается учеными в комплексе с психическими процессами. В работах Т. А. Власовой и М. С. Певзнер указывается на недостаточность сенсорной координации, отмечается общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость детей с задержкой психического развития. В. В. Лебединская отмечает, что ЗПР характеризуется замедлением темпа психического развития. В структуре дефекта задержка психического развития имеет специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы. Отечественная дефектология рассматривает задержку психического развития как понятие психолого-педагогическое. В. В. Лебединский определяет детей с ЗПР как отстающих в развитии, но имеющих значительные потенциальные возможности интеллектуального развития. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах М. С. Певзнер, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского, З. И. Калмыковой. Среди этих причин указываются как слабо выраженные органические повреждения мозга, так и неблагоприятные социальные факторы, усугубляющие отставание. В качестве основных источников нарушений можно назвать следующие:

разнообразные по характеру и времени церебрально-органические повреждения головного мозга;

наследственно обусловленная незрелость головного мозга;

заболевания внутренних органов, различные хронические расстройства;

длительное воздействие неблагоприятных условий среды.

М. С. Певзнер и Т. А. Власова обратили внимание на роль эмоционального фактора в формировании личности ребенка с ЗПР, а также на влияние нейродинамических расстройств (астенических и церебрастенических состояний). Ими была выделена задержка психического развития, возникающая на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и задержка, возникающая на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приводящих к астеническим и церебрастеническим состояниям организма. Дальнейшая работа была направлена на изучение различных типов задержки психического развития, а также на уточнение их клинико-психологической характеристики и разграничение роли биологических и социальных факторов в их формировании [2]

Многие аспекты проблемы развития познавательной сферы у учащихся с ЗПР изучены, однако такой познавательный процесс как воображение изучен недостаточно, в отечественной психологической науке мало исследований, методических разработок по этой проблематике. Существует необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.

Исходя из вышеизложенного мы видим, что проблема развития воображения является одной из актуальных и сложных проблем. На протяжении многих лет она была предметом исследования философов, психологов, физиологов, врачей. К объяснению природы воображения ученые подходили с разных сторон, тем не менее, данный вопрос и по сегодняшний день требует дальнейшего исследования, что и определило выбор темы нашего исследования. Изучение психологических показателей творческого воображения детей с ЗПР позволит существенно расширить общую характеристику психического развития детей данной категории и определить оптимальные пути коррекции и их социальной адаптации.

 

Литература:

 

  1.      Ануфриева Г, Вдовкина С, Огороднова О. Воображение и творчество// дошкольное воспитание, 2008. — № 12.
  2.      Власова Т. А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] -М.,1973.
  3.      Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] — М., Просвещение, 1991.
  4.      Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с ЗПР//Дефектология 1972. — № 3.
  5.      Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей // Под ред. К. С. Лебединской. [Текст] М.: Педагогика, 1982.
  6.      Игнатьев Е. А. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. — М.1968.
  7.      Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М. [Текст] 1984.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle