Библиографическое описание:

Назарова О. М. Формирование опыта профессионального саморегулирования посредством учебной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 807-809.

 

Деятельность, ее организация и влияние на развитие личности, является одной из основных психолого-педагогических проблем, так как она проявляет проблематику человеческой деятельности в целом. Это соотносимо с существующей потребностью в воспитании человека, способного к личностно комфортной, профессионально значимой и социально востребованной самореализации.

Формирование личности готовой к активной интерпретации социального опыта и умеющей при этом сохранить свою самобытность, является актуальной в связи с глубокими противоречиями, существующими в жизни нашего общества. Демократизация, гуманизация и усиление культуросообразности отношений побуждают личность проявлять социально активную позицию.

Рассматривая взаимосвязь категории деятельность и развития личности в профессионально-педагогическом аспекте необходимо анализировать взаимосвязь и взаимозависимость социального проявления личности в старшем юношеском возрасте и процесса ее современного учебного действия.

Результативность учебной деятельности констатируется с учетом вариативного соотнесения личностных новообразований юношеского возраста и его индивидуально-типологических особенностей в ситуациях дидактического взаимодействия преподавателей и студентов.

Учебная деятельность студентов должна организовываться на основе принципа свободного общения, которое предусматривает возможность равноответственного дидактического диалога, в котором основной составляющей является профессиональная компетентность будущего педагога.

На основе задачного подхода (Л. Ф. Спирин, В. В. Сохранов) [3] дидактический диалог осуществлялся в три основных этапа:

                    проведение диагностических действий показывающих готовность студентов к проблемно-поисковой и развивающей учебной деятельности;

                    постановка профессионально-педагогической проблемной ситуации;

                    игровое взаимодействие (Н. Е. Щуркова, С. А. Шмаков, В. В. Петрусинский, Е. Г. Розанов) [3].

В процессе специально организованного дидактического взаимодействия расширяется состояние «свободы студентов», что определяет развитие их саморегуляционности и повышает значимость субъектности в дидактическом процессе высшей школы.

Рассматривая роль учебной деятельности в формировании опыта профессионального саморегулирования, и, основываясь на выводах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, можно выделить три уровня анализа проявления в учебном процессе человеческой сущности. [2]

На первом уровне сущность человека выступает как проявление его готовности к научению.

На втором уровне анализа проявления сущность личности в учебном процессе высшей школы реализуется как готовность студента к определенному (профессиональному) научению.

На третьем уровне сущность человека рассматривается в контексте его обучаемости по предметам психолого-педагогического цикла.

В ходе исследования процесса взаимовлияния необходимо учитывать двустороннюю взаимосвязь активности и деятельности.

Наличие в личностном тезаурусе такой характеристики как активность устремляет человека к проявлению устойчивого интереса к анализу и синтезу возможной самореализации, которая сензитивна, индивидуальна возрастным и половым особенностям личности. С другой стороны, деятельность на осознанном или подсознательном уровнях невозможна без проявления активности. Тем более, творческая деятельность, которая требует вариативной самореализации личности.

Это позволяет, с учетом результатов исследований К. К. Платонова, И. С. Кона, Г. И. Щукиной, утверждать необходимость «проблемности» в различных формах подготовки студентов.

В ходе опытно-экспериментальной работы нашло подтверждение положение о взаимосвязи результативности учебного процесса и интенсивности проявления внешней и внутренней активности. [1] Проявление внешней активности, свидетельствующее об адаптационном уровне профессионального самоопределения, показывало отсутствие мотивации на самокоррекцию. Толерантность их педагогического проявления в 83,4 %, из числа зафиксированных, свидетельствует о безразличии учащейся молодежи к ситуативной результативности своего труда.

Опираясь на исследования И. В. Дубровиной, Б. Ф. Ломова, И. С. Кона, целесообразно рассмотрение взаимосвязи внешней и внутренней активности по отношению к качеству внутренней активности. Она показывает возможность включения студентов в процесс саморазвития следующих интегративных личностных характеристик: ответственность, активность, самостоятельность мышления и самоконтроль. [1]

Студентам в процессе семинарских занятий целесообразно рассматривать способ реализации тех или иных профессиональных умений (целеполагание, структурирование, содержательность, регулятивность, прогностичность, деятельностность). Необходимо так же учитывать факторы и условия формирования у студентов профессиональных умений (см. схему 1).

Анализ обозначенной взаимосвязи позволил определить три социокультурных условия, в значительной степени влияющих на исследуемый процесс. К ним были отнесены: культурологическая направленность обучения в высшей педагогической школе; целостность, технологичность и личностная ориентированность студентов и учет в обучении особенностей социализации студентов.

Таким образом, оценивания роль учебной деятельности в формировании у студентов опыта профессионального саморегулирования, можно утверждать, что:

  1.    Деятельность является корректирующим фактором эффективной организации этого процесса;
  2.    Учебная деятельность побуждает студентов к проявлению опыта профессионального саморегулирования в случае ее личностной ориентированности и технологичности;
  3.    Учебная деятельность формирует у студентов опыт профессионального саморегулирования, если она реализуется в форме дидактического диалога;
  4.    Учебный процесс педагогического университета формирует у студентов опыт профессионального саморегулирования, если студент объективно побуждается к проявлению профессиональных умений;
  5.    Дисциплины психолого-педагогического цикла формируют опыт профессионального саморегулирования в случае реализации следующих условий:

                    творческий характер учебной деятельности студентов;

                    деятельностное побуждение студентов к саморазвитию;

                    «задачность» учебной деятельности;

                    социопрофессиональная направленность дидактической самореализации студентов;

                    культурологическая направленность обучения в высшей школе;

                    целостность, технологичность и личностная ориентированность обучения в высшей школе;

                    соотношение образовательного процесса в высшей школе с особенностями социально-бытовой и профессиональной социализации студентов.

        студенческое самоуправление;

        способ организации жизнедеятельности;

        единство (по содержанию) педагогических требований;

        система личностно и общественно значимых целей;

        личностная ориентированность учебно-воспитательного процесса.

 

        самостоятельность;

        самодисциплина;

        организованность;

        настойчивость;

        требовательность к себе;

 

 

 

 

 

 

 

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ  ЛИЧНОСТИ

 

 

        жизнедеятельность в группе

        перспективность личностного развития

        формирование социализации профессионального опыта

        системы отношений в группе и взаимосвязи в коллективах

        саморазвитие «Я»

        групповая сплоченность

        честность и объективность, нравственная устойчивость

        коммуникативность

        принципиальность

        самокритичность

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Взаимозависимости факторов и условий, определяющих формирование профессиональных умений

 

Литература:

 

  1.                Дмитричева О. М. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в формировании у студентов педагогического университета опыта профессионально-педагогического саморегулирования: дис. … канд. пед. наук О. М. Дмитричева. — Пенза, 2002. -227 с
  2.                Назарова О. М. Особенности профессиональной саморегуляции педагога. / Молодой ученый. 2015. № 6(86). С.659–662
  3.                Сохранов В. В., Назарова О. М. Формирование опыта профессионального саморегулирования студентов педагогического вуза. — Пензенский государственный педагогический университет им.В. Г. Белинского. — Пенза, 2010. — 172с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle