Библиографическое описание:

Аллабердиева Г. С. Педагогические условия нравственного воспитания курсантов при обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 753-756.



 

During learning a language professional theoretic knowledge and practical skills are improved too. Also itdevelopseducative-organizational; intellectual; informative and communicative skills. Studying a foreign language favours the development of moral-aesthetic progress and influences on spiritualformation of a person.

Keywords: pedagogical conditions, moral education system, definition of value orientation, moral dilemma.

 

Реформирование Военной Доктрины Вооруженных Сил Туркменистанаобусловило новые требования к высшей военной школе, подготовке будущих офицеров к службе Отечеству, в связи с чем стали необходимыми изменения в подходах к отбору содержания военно-профессионального образования, к методам и средствам обучения и воспитания в военных учебных заведениях, к способам организации воспитательной деятельности, к характеру отношений между преподавателями, командирами и курсантами. На первый план стали выдвигаться требования к выпускникам военных вузов быть профессионально и социально компетентными людьми, иметь сформированные социально значимые качества личности, быть подготовленными к переменам, которые происходят в окружающей действительности, руководствоваться в своей повседневной жизни ценностями уважительного отношения к каждому человеку, развитым чувством долга, честью, дисциплинированностью, ответственностьюи нравственностью. Актуально осмысление опыта решения задач нравственного воспитания курсантов, оценки эффективности средств, которыми располагает высшая военная школа в этом отношении, определения потенциалов, приемов и методов позитивного педагогического воздействия на молодых людей, выявления условий результативности сложившейся структуры и содержания нравственного воспитания молодежи.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения личности к общечеловеческим ценностям и идеалам, как основы для

высоконравственного поведения, состоящего в осознании молодыми людьми собственного места в мире, в системе социальных отношений, в согласованности собственных действий с общечеловеческими требованиями и внутренними убеждениями..

Модели нравственного воспитания курсантов, которая состоит из нескольких взаимосвязанных блоков (нормативного, креативного, проективного, рефлексивного) и компонентов (когнитивного, ценностно-ориентационного, потребностно-мотивационного, поведенческого, оценочно-эмоционального).Процесс нравственного воспитания курсантов предполагает ряд этапов: формирование представлений, вооружение знаниями, включение в культурно-преобразующую деятельность.

Педагогические условия эффективности нравственного воспитания курсантов военного вуза, которыми являются: наличие системы воспитательной работы, построенной на единстве обучения и воспитания, интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности, в которой одним из системообразующих видов деятельности является ценностно-ориентационная; использование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для формирования и развития у курсантов эвристической смелости, толерантности, эмпатии, ответственности; подготовленность преподавателей к реализации идей личностно-ориентированного подхода в воспитании курсантов, их общекультурной компетентности [4].

Модель нравственного воспитания курсантов включает несколько взаимосвязанных блоков:

а) нормативный, содержание которого складывается из общетребуемых ценностных ориентиров возрастного и социально-профессионального поведения; б) проективный, который подразумевает построение своего понимания мира и отношений, целеполагание, самоопределение; в)креативный, содержание которого направлено на осмысление истоков, специфики применения в реальности ценностно-смысловых ориентиров; г) рефлексивный, который инициирует понимание себя, смыслоопределение.

Соответственно каждый блок данной модели предусматривает овладение необходимой и достаточной для понимания информацией, умениями ее интерпретировать и уместно распоряжаться ею (когнитивный компонент), соотнесение своих выводов и решений с общими установками, установками и намерениями других в обозначенных рамках высших ценностей и собственными убеждениями (ценностно-ориентационный и потребностно-мотивационный компонент), руководство этими положениями в повседневности, в отношениях с окружающими (поведенческий компонент), осознанность происходящего(оценочно-эмоциональныйкомпонент).

Целостный подход к организации воспитательной работы предполагает адекватность деятельности каждого педагога общей цели: единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

К задачам нравственного воспитания считается необходимым отнести:

          обогащение эмоционального мира личности нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

          вооружение курсантов знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм, формирование культуры общения, внешности и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;

          систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности, взаимоотношений в коллективе, отношений с педагогами и командирами;

          организацию нравственного самовоспитаниякурсантов [3].

Нравственное воспитание, в свою очередь, подразумевает включение следующих компонентов:

          целенаправленную работу по нравственному просвещению (это уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т. п.);

          актуализацию всех источников нравственного опыта учащихся (учебная, общественно-полезная и другие виды деятельности);

Чтобы получаемую курсантами информацию сделать жизненно ориентирующей, превратить ее в нравственные убеждения, в умения и навыки руководствоваться ими в повседневной жизни, использовать их для решения поставленных профессиональных задач педагогическое условие, которое звучит так: на качество духовно-нравственного воспитания курсантов влияет использование в воспитательном процессе проблемных ситуаций (дилемм и нравственных коллизий) для развития у них смелости, толерантности, эмпатии, ответственности.

Дилемма (от греч.di и lemma — посылка) рассматривается в справочной литературе в двух смыслах: 1) в логике как вывод из двух условных и одного двучленного разделительного суждения, в котором оба члена либо посылки условных суждений (конструктивная дилемма), либо отрицания их заключений (деструктивная дилемма). 2) затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями.

Труд души, по В. А. Сухомлинскому, состоит в том, чтобы воспитанник не просто ощущал некий эмоциональный дискомфорт при виде больного или несправедливо обиженного человека, не просто стремился к устранению этого тягостного для него самого «сопереживания», но приходил на помощь и переживал положительные эмоции, которые приносят успех действий, направленных на облегчение участи другого [2].

В условиях образовательных учреждений полезно также рассматривать упражнения по формированию у учащихся способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше — решать так называемые дилеммы Л. Кольберга. Чтобы определить, на какой ступени морального развития находится индивид, Л. Кольберг проверял его реакции на гипотетические моральные дилеммы.

Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна: 1) иметь отношение к реальной жизни воспитанников; 2) быть по возможности простой для понимания; 3) быть незаконченной; 4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; 5) предлагать на выбор варианты ответов [1].

Язык — хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных курсантов иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения курсантов в той или иной жизненной ситуации.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими курсантами складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всейаудитории, в то время как группавыбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Следующим эффективным приемом работы в упомянутом выше направлении является ролевая игра. Ролевая игра также является формой коллективного взаимодействия[5]. Однако в данном случае каждый курсантуже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. В то же время в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого курсанта.

На основании теоретического анализа,научно-методических работ, материалов, источников и изучения передового педагогического опыта по проблемам формирования нравственного воспитания курсантов в процессе изучения иностранного языка можно сделать следующие выводы, что изучение иностранного языка способствует:

1)     правильному формированию нравственной культуры;

2)     развивает логическое мышление;

3)     оказывает большое влияние на память;

4)     расширяет кругозор;

5)     повышает общую и коммуникативную культуру.

В ходе освоения языка совершенствуются профессиональные теоретические знания, а также и практические навыки, развивает учебно-организационные,учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные умения. Изучение иностранного языка способствует нравственно-эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

Формирование нравственного воспитания в процессе изучения иностранного языка становится более эффективным, если осуществляется использование художественных текстов, созданных в рамках различных культур. Воспитательный потенциал поэзии, фольклора, музыкальных произведений, художественной литературы, кинематографа, практики их перевода и специального дискуссионного обсуждения достаточно велик, т. к. позволяет формировать у курсантов личностно-значимое отношение к нравственным и духовным явлениям, обеспечивающим личностное постижение вырабатываемых обществом духовно-нравственных ценностей, идей, принципов, идеалов.

Эффективное решение вышеперечисленных задач положительно и результативно повлияют науспешное выполнение и воплощение в жизнь поставленных задач нашим правительством и уважаемым президентомГурбангулыБердимухамедовымвоимя процветания и развития системы образования Туркменистана.

 

Литература:

 

  1.      Аллагулов А. М. Проблема нравственного воспитания личности школьника в современных образовательных учреждениях: (В контексте идей В. А. Сухомлинского) //Теория и практика высшего профессионального образования: содержание, технологии, качество. — Оренбург: Изд-во ОГПУ,2003.
  2.      Дробинская Е. С. Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка, 2011
  3.      НеробеевА. Б. Педагогические условия нравственного воспитания курсантов
  4.      Никитина Н. Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н. Н. Никитина, В. Г. Балашова, Н. М. Новичкова. — Ульяновск: УлГПУ, 2006.
  5.      Пассов, Е. И. Урок иностранного языка/ Настольная книга преподавателя иностранного языка/М.-Глосса-пресс Феникс, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle