Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.10.2015

Статья просмотрена: 8322 раза

Библиографическое описание:

Доброскок, Н. Е. Традиции и современные тенденции в развитии книжной иллюстрации в России / Н. Е. Доброскок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 75-80. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22711/ (дата обращения: 24.04.2024).

 

Детская книга без художника — такой же абсурд, как костер без огня или лето без солнышка. В детской книге иллюстратор всегда соавтор.

Ирина Токмакова

 

Детская книга на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре. Ведь приобщение юных читателей к литературному произведению, восприятие и осознание читаемого происходит уже в процессе перелистывания страниц, при рассматривании иллюстраций детской книги.

История иллюстрации в русской детской литературе насчитывает несколько столетий. Она восходит к тому времени, когда в России появилась печатная книга. Первые иллюстрированные детские книги были Букварями, т. е. книгами, в которых чтение и рассматривание картинок было непосредственно связано с процессом обучения. Таков знаменитый «Букварь» Кариона Истомина (1694), где текст и иллюстрации были гравированы на меди Леонтием Буниным. Известны также иллюстрированные русские «Азбуки», «Прописи» XVIII в., украшенные виньетками. Наряду с ними большое значение в воспитании и обучении детей чтению имели народные картинки, так называемые лубки. Первые иллюстрированные книги учебного характера появились в России в конце XVIII в., гравированные иллюстрации в них носили скорее познавательный, чем художественный характер.

Художественной иллюстрацией в XVIII и XIX вв. были снабжены не только первые русские учебные книги, она появилась в классических изданиях произведений русской литературы, которые входили в круг детского чтения. Первые прекрасные образцы книжной графики эпохи классицизма — гравюры к прижизненным изданиям сочинений Пушкина, Жуковского, Крылова — входят поэтому в историю русской иллюстрации детской книги того времени.

Можно считать, что историю русской книжки-картинки вслед за «Букварем» Кариона Истомина продолжали замечательные русские «Азбуки» XIX в. Такова книга «Подарок русским детям на память об Отечественной войне 1812 года» с акварелями М. И. Теребенева, «Увеселительная азбука» К. А. Зеленцова и др.

К 1830 г. XIX в. относится появление иллюстраций в детской литературе как русской, так и переводной. Таков детский альбом «Гулливер» (1830 -1840) с краткими подписями под литографиями неизвестного мастера; таковы литографии А. Агина к книге «Дедушка Крылов», издание «Конька-Горбунка» П. П. Ершова с рисунками Р. К. Жуковского, выпущенное в Санкт-Петербурге в 1856 г.

Русские революционные демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе, все они выступали с критическими рецензиями на литературу и иллюстрацию, утверждая, что хорошая, полноценная художественная иллюстрация — это помощница литературы в нравственном и эстетическом воспитании ребенка.

На рубеже XIX — XX столетий художники «Мира искусства» возродили в России искусство книги, которое пришло к этому времени в самый печальный упадок. Опираясь на опыт современной западноевропейской, в первую очередь немецкой книжной графики, и широко используя в своем творчестве разнообразные элементы искусства прошлого (шрифты и буквицы старинных книг и рукописей, мотивы народного орнамента и т. п.), мастера «Мира искусства» создали стройную и последовательную систему художественного оформления книги.

Одним из ярких представителей «русского стиля» в книжной иллюстрации и, пожалуй, лучшим графиком-орнаменталистом начала XX века можно назвать Бориса Зворыкина. С 1898 года Борис Зворыкин иллюстрировал и оформлял книги для московских и петербургских издательств И. Д. Сытина, А. И. Мамонтова, И. Н. Кнебеля, А. Ф. Маркса и А. А. Левинсона. В 1903 году в московском издательстве «Товарищество скоропечатни А. А. Левинсона» вышла с его иллюстрациями и в его же оформлении двенадцатистраничная книжка «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина, ставшая первым опытом художника в области детской книги.

Работы больших художников — Александра Бенуа, И. Билибина, Г. Нарбута и некоторых других — в буквальном смысле тонули в мутном потоке безграмотной рыночной продукции, выпускаемой коммерческими издательствами. Как указывает один из позднейших критиков, «в дешевых изданиях Сытина, Вольфа, издательства «Посредник» и др., выпускаемых массовым тиражом, работали безымянные иллюстраторы-профессионалы, всецело зависящие от спроса.

Книжная графика молодого советского государства получила в качестве наследия два основных типа детской иллюстрированной книги: с одной стороны, небольшую группу изысканно-декоративных, сознательно эстетизированных книг, оформленных художниками «Мира искусства» и, с другой стороны, множество антихудожественных рыночных подделок под искусство, в которых подчас отсутствовала даже элементарная профессиональная грамотность.

Естественно на начало советского периода в истории России приходится закат «Мира искусства», несмотря на это, формирующаяся новая культура молодого государства рабочих и крестьян, отмечена несколькими примечательными достижениями именно в области детской иллюстрированной книги. В 1920-х годах вышли в свет мастерские рисунки М. Добужинского к «Бармалею» К. Чуковского и «Трем толстякам» Ю. Олеши. В этот период под прямым воздействием «мирискуснической» графики начало формироваться прекрасное дарование Владимира Михайловича Конашевича; ряд интересных работ был создан С. Чехониным, Ю. Анненковым, Д. Митрохиным. В своих лучших работах эти художники пытались преодолеть изначальную ограниченность «мирискуснической» системы. Но отдельные удачи, даже очень значительные, не смогли изменить общей тенденции развития детской книжной графики послереволюционных лет.

В 1923 году небольшая группа ленинградских литераторов и мастеров графики объединилась вокруг журнала «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»); несколько позднее все они стали работать в ленинградской редакции детского отдела Госиздата, организованной в конце 1924 года. Идейным вдохновителем и руководителем этой группы был поэт С. Маршак, к нему примыкали прозаики Б. Житков, М. Ильин, В. Бианки и вскоре присоединились молодые поэты Е. Шварц, А. Введенский, Д. Хармс, Н. Олейников, Н. Заболоцкий. Они поставили перед собой задачу — преодолеть старые традиции детской книги и создать для советских детей литературу нового типа — литературу, раскрывающую перед детским восприятием весь необъятный мир живой реальной действительности, литературу, способную ввести детей в понимание совершающихся революционных событий, борьбы и строительства юной Советской страны.

Художественный отдел редакции возглавил Владимир Васильевич Лебедев; его первыми ближайшими соратниками стали Н. Тырса, Н. Лапшин и В. Ермолаева.

Разумеется, они не одни работали в ту пору в Госиздате, в этом издательстве продолжали работать мастера старшего поколения (в их числе К. Петров-Водкин и В. Татлин), а также графики, связанные с «Миром искусства», и среди них Д. Митрохин и В. Конашевич. Но именно В. Лебедеву и близким к нему художникам принадлежала руководящая роль в определении творческой линии ленинградской редакции.

В ленинградской редакции детского отдела Госиздата вместе с В. Лебедевым активно работали и другие художники. Первое место среди них занимает Н. Тырса. Вместо нарядных орнаментированных буквиц, столь обычных в практике художников «Мира искусства», Н. Тырса вкомпоновывает свои рисунки в текст, создавая развороты, объединенные не только ритмической, но и сюжетной связью. На сходных принципах работал Н. Лапшин, уже в 1920-х годах оформивший в Госиздате около 25 книг самого разнообразного содержания — от стихов Осипа Мандельштама и рассказов Бориса Житкова до научно-популярных сочинений по географии, истории техники, физике и астрономии.

Художественная система, сложившаяся и разработанная в Госиздате, уже в 1920-х годах оказала решающее влияние на судьбы детской иллюстрированной книги. К ленинградской редакции детского отдела Госиздата потянулась талантливая художественная молодежь, и у В. Лебедева быстро образовалась обширная группа учеников. Одним из первых примкнул к этой группе А. Пахомов, вслед за ним М. Цехановский, Л. Юдин, Т. Шишмарева и ряд других молодых графиков; на рубеже двадцатых-тридцатых годов в эту группу вошли Е. Чарушин, В. Курдов и Ю. Васнецов. Дальнейшее развитие детской иллюстрированной книги непосредственно связано с деятельностью названных художников.

В начале 40-х годов, несмотря на суровые условия военного времени, ленинградцы — Лебедев, Конашевич, Васнецов, Пахомов, Чарушин и многие москвичи — Пименов, Шмаринов, Кибрик, Щеглов, Ермолаев, Рачев иллюстрировали произведения русских писателей и поэтов для детей об освободительной войне и ее героях, продолжали создавать рисунки к сказкам, стихам и рассказам, уже прежде вошедшим в советскую детскую литературу как классика.

Характер развития советской книжной графики послевоенного периода определялся общим направлением изобразительного искусства этого времени. Для нее наиболее характерным был развивающийся тип многосюжетных серий иллюстраций. К концу 50-х гг. издательская деятельность в стране необычайно расширилась. Открывались новые издательства детской литературы не только в Москве, но и на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии, в ряде крупных областных центров Российской Федерации.

Одним из важнейших достижений дошкольной книги 60-х гг. стала ее необычайно расширившаяся «география»: появление художников, а порой и целых художественных школ, чьи творческие интересы были преимущественно сосредоточены на создании художественной книги для маленьких.

Известностью пользуются книги, иллюстрации к которым на протяжении 60–80 годов создавала самобытная карельская художница Тамара Григорьевна Юфа. Характерен и пример Литвы, где мастера графики, осваивая собственное наследие станковой и книжной гравюры и народного искусства, создали в начале 60-х гг. своего рода культ цветной дошкольной книги, используя не букву, а дух традиций ленинградской школы 20-х гг.

В этот период мировую известность получили иллюстрации художника детской книги Владимирского Леонида Викторовича. Это иллюстрации к «Золотому ключику» А. Толстого, к сказкам А. Волкова об Изумрудном городе, к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина, и к повести «Три толстяка» Ю. Олеши к сборникам «Русских сказок». «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик» «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Снежная королева» и множество других детских сказок, изданных в «Детгизе» запомнились яркими и приветливыми иллюстрациями Ники Георгиевны Гольц.

С успехом продолжала и продолжает свою работу в детской книге большая группа таких разносторонних мастеров, как В. Алфеевский, В. Горяев, Ю. Коровин, Ф. Лемкуль, Е. Рачев. Все эти художники, разные по характеру индивидуальных дарований, имеют свой круг излюбленных тем сюжетов детской литературы, но всех их объединяет высокая культура мастера и чуткость к воспитательным основам детской художественной книги, познавательным, нравственным и эстетическим.

В этот период происходит расцвет и творчества СА. Алимова, значимого иллюстратора, сценографа и выдающегося мастера анимации. Его стиль, несомненно, — один из самых узнаваемых и образующих для русской книжной графики 70–90-х годов. Острые, предельно гротесковые образы персонажей Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Гофмана и Булгакова — настоящее «царство» Алимова-художника.

В конце ХХ века художники по-новому, на современной основе развивали творческое использование игры, как одного из важнейших средств познания мира ребенком, в иллюстрировании современной детской литературы. С середины 80-х работала для издательства «Детская литература» Анастасия Архипова, известная своими прекрасными иллюстрациями к сказкам Г.-Х. Андерсена, с 2007 года она является председателем секции «Книжная графика» Московского союза художников.

Этот период принес детской книге мировую известность именно благодаря творчеству таких мастеров оформительского искусства как Геннадий Спирин, который развил свой собственный, уникальный стиль, объединяющий русскую художественную технику с традициями Ренессанса. В 1991 году, по приглашению двух издательств Philomel и Dial Press художник переехал работать в США.

Начало нового столетия принесло совершенно новые подходы как к развитию книгоиздательского бизнеса в целом, так и к детской иллюстрированной книге. Как и когда-то на стыке ХIХ и ХХ веков искусство создания детской книги имеет два направления: одной стороны, небольшую группу дорогих изысканно-декоративных, сознательно эстетизированных изданий, оформленных профессиональными известными художниками, мастерами своего дела, и, с другой стороны, множество антихудожественных рыночных подделок под искусство, в которых подчас отсутствует даже элементарная профессиональная грамотность.

В творчестве Народного художника России Бориса Диодорова отчетливо прослеживается художественная школа мастеров «Мира искусства», Диодоровым к ней добавлены свое мироощущение и свой характер общения с читателем-ребенком. Сегодня Борис Диодоров — Профессор Московского государственного университета печати, где организовал и возглавил кафедру иллюстрации и эстампа. Лауреат всех главных отечественных и зарубежных премий в области книжного искусства

Книжная иллюстрация сегодня — это интересный динамично развивающийся вид графики. Как правило, зрителю и читателю становится известен лишь конкретный результат — готовая книга.

Растет популярность книжно-иллюстративных выставок. Ведь их экспозиции позволяют проследить сложный и увлекательный процесс рождения книги — от замысла и первого рисунка до книжной страницы. Известна выставка «Рождение книги: современная детская книжная иллюстрация» — с 2003 года проводится в Выставочном центре Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино.

В выставках принимают участие художники современности, активно работающие в детской книжной иллюстрации: Евгений Антоненков, Михаил Бычков, Анна Вронская, Денис Гордеев, Андрей Мартынов, Вадим Меджибовский, Игорь Олейников, Екатерина Силина, Виктория Фомина.

Иллюстрации, демонстрируемые на выставке, поражают стилистическим разнообразием. Каждый художник — яркая индивидуальность, и книгу каждый прочитывает по-своему, отталкиваясь от текста, творит свой художественный мир — удивительный и волшебный. Посетителям выставки предоставляется уникальная возможность — заглянуть в мастерскую художника и «подсмотреть», как рождаются «книжки с картинками», те самые, за которые, как уверял великий Г. Х. Андерсен, «не жаль заплатить полкоролевства».

Выставка «Книжная импровизация» 23 апреля — 15 мая 2011 представляла работы группы молодых московских художников детской книги. Участники выставки — выпускники ведущих московских художественных вузов, традиционно специализирующихся на преподавании книжной графики — МГАХИ им В. И. Сурикова, ВГИК и МГУП (Полиграфический институт).

Молодые художники, обучавшиеся у признанных корифеев иллюстрации, таких как Сергей Алимов, Борис Диодоров, Владимир Панов и др., продолжают славные традиции отечественной школы оформления книги. В тоже время художники живо интересуются современными тенденциями европейской иллюстрации и дизайна, активно участвуют в конкурсах и выставках за рубежом, работают с иностранными издательствами.

Так, Мария Заикина представит на выставке свои серии к «Жадному воробью» (издательство «Marshall Cavendish Children's Books»), Виктория Семыкина — иллюстрации к армянским сказкам, Валерий Кожин — к рассказам и сказкам, изданным в серии «Настя и Никита», Екатерина Гаврилова — к «Сказкам дядюшки Римуса» Дж. Харриса.

Молодые художники знакомят зрителей со своими работами на различных московских выставках — в Центральном доме художника, в зале Союза художников, на книжных ярмарках «Нон-фикшн», в выставочном зале библиотеки-читальни им И. С. Тургенева и на других площадках. Они участвовали в зарубежных биеннале и конкурсах книжной графики — в Братиславе и Загребе, в Сеуле и Болонье. Некоторые из представленных иллюстраций были удостоены призовых мест и дипломов, в том числе отечественного конкурса «Образ книги».

Ведущей выставкой для профессионалов в сфере детского книгоиздания считается Международная выставка детской книги в Болонье, которая впервые прошла в 1964 году. Каждой весной издатели, авторы и иллюстраторы, литературные агенты и дистрибьюторы, продавцы и библиотекари встречаются в Болонье: продают и покупают авторские права, устанавливают новые контакты, обсуждают последние новинки и тенденции развития рынка детской книги.

Уже 4 года подряд в этой выставке принимает участие и российская делегация. В экспозиции, представленной на стенде России на Международной выставке детской книги в Болонье (Италия) 2012 года, наряду с книгами для детей, изданными российскими издательствами, была представлена выставка работ художников-иллюстраторов. Прошла презентация мастерской книжной графики Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова профессора Александра Кошкина, гостям будет представлен ежегодный конкурс для иллюстраторов и дизайнеров «Образ книги», проводимый совместно Роспечатью и секцией книжной графики Московского союза художников, свои мероприятия проведут издательства «РИПОЛ классик» (г. Москва) и «ДЕТГИЗ» (Санкт-Петербург).

В состав официальной российской делегации в 2012 году вошли известнейшие российские издатели и художники — иллюстраторы:

Александр Кошкин — Заслуженный художник РФ, профессор, возглавляет в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова мастерскую «Искусство книги»;

Валерий Васильев — Заслуженный художник РФ, член Российской Академии дизайна, лауреат Международных конкурсов;

Татьяна Костерина — Заслуженный художник РФ, главный художник издательства «Прозаик»;

Анастасия Архипова — художник книги, лауреат премии «Книга года» в номинации в номинации «ART-книга», Председатель правления Отделения «Книжная графика» Московского Союза художников;

Алла Насонова — Директор издательства ДЕТГИЗ (Санкт-Петербург);

Тишков Сергей — Руководитель Редакции детской и юношеской литературы Группа Компаний «РИПОЛ классик»;

Иван Александров — лауреат премии «Золотое яблоко», преподаватель Московского Университета печати.

В 2013 году в Болонье с 25 по 28 марта проходила 50-я юбилейная выставка. Во время работы российский экспозиции проходили презентации издательств«Вита Нова»(Санкт-Петербург),«Самокат»(Москва). Международному сообществу представлен всероссийский интернет-конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества«Книгуру».

В 2014 году на ведущей международной выставке для профессионалов в сфере детского книгоиздательства в итальянской Болонье Российская делегация представляла на книги издательств «Лабиринт», «Clever», «КомпасГид» и выставку иллюстраций. Возглавляла российскую делегацию Анастасия Архипова — председатель правления отделения «Книжная графика» Московского Союза художников.

Темой оформления российского стенда в 2015 году на этом международном форуме стал «Русский фольклор». Главным событием выставки стало открытие выставки графики российского художника-иллюстратора Игоря Олейникова. Автор является номинантом на Международную премию имени Андерсена, лауреатом прошлогоднего конкурса «Образ книги», учреждённого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с отделением «Книжная графика» Московского союза художников.

Книжная ярмарка в Болонье — старейшая и наиболее значимая международная книжная ярмарка, фокусирующаяся исключительно на детской литературе. В среднем мероприятия ярмарки посещают представители книжной индустрии различных стран: издатели, распространители, литературные агенты, писатели, телевизионные и кинопродюсеры. Ежегодно выставку детской книги в Болонье посещают более 600 журналистов из 70 стран мира.

 

Литература:

 

  1.      Альфонсов В. А. Слова и краски: (Очерки по истории творческих связей поэтов и художников). М,- Л.: Сов. писатель, 1966
  2.      Арсеньева 3. О чем говорит иллюстрация. Библиотекарь. — № 10.- 1973.
  3.      Артемова Т. Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста: Лекция. М.: МГИК, 1989
  4.      Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство,1979
  5.      Вологина Е. В. Становление детского издания в России: опыт методологической модели: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010.№ 1. С. 63–66.
  6.      Галанов Б. Е. Платье для Алисы: Диалог писателя и художника.М.: Книга, 1990. 302 с.
  7.      Ганкина Э. З. Художественная иллюстрация в детской книге // Детская литература / Под ред. Е. Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989
  8.      Герчук Ю. Я. Художественные миры книги. М.: Книга, 1989
  9.      Глоцер В. И. Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления. М.: Книга, 1987. 320 с.
  10. Кабачек O. Пожелание художникам, или что ценят дети в книжной графике: (Итоги анкетирования — «лидером у детей оказался старейший художник детской книги Л.Владимирский») // Детская литература. -1992. № 11 -12
  11. Конашевич В. М. О рисунке для детской книги / Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, заметки, рассказы, выступления / Сост. В. Глоцер. М.: Книга, 1987
  12. Кудрявцева Л. С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1998
Основные термины (генерируются автоматически): детская книга, Болонья, детская иллюстрированная книга, детская литература, Московский союз художников, художник, Книга, книжная графика, ленинградская редакция, Санкт-Петербург.


Похожие статьи

Современная система медиапотребления и роль книжных...

книжная графика, Болонья, детская книга, Московский союз художников, выставка, выставка иллюстраций, Санкт-Петербург, Москва, российская делегация, книжная иллюстрация.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной...

1. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги. «Просвещение» 1991г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, иллюстрация, книжная графика, детская книга, творческий вечер, образовательный процесс, дошкольный возраст...

Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей»...

Ключевые слова: художественная иллюстрация, детская книга, художники-иллюстраторы, подготовка бакалавров педагогики.

Задачи курса: дать знания о тенденциях иллюстрирования детской книги; раскрыть специфику иллюстрации в книгах для детей...

Художественные средства выразительности в современных...

книга, Китай, Лян, традиционная культура Китая, детская иллюстрированная книга, детская аудитория, детское воображение, короткий рассказ, дальнейшее развитие, гончарное искусство.

Историко-графический обзор становления художественных...

На полках книги, фигуры и бюсты.

Так рисование было включено в число предметов Московской академии (1715), Хирургической школы при Санкт-Петербурге (1716), Кадетском корпусе (1732) [3, с. 98].

Линогравюра в современном дизайне | Статья в журнале...

Она художник, иллюстратор и аниматор с северного полуострова недалеко от Гетеборга, Швеция.

В ее портфолио на behance есть детские гирлянды из флажков с собственными иллюстрациями, постер-азбука с необычными животными, карта залов книжного магазина...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Литература, книги – это то, без чего немыслима жизнь человека. Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Иллюстрированная книга — это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997.

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы...

Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

А как называют художников, которые рисуют для книг? Дети: Художники — иллюстраторы. Воспитатель: Молодцы.

Похожие статьи

Современная система медиапотребления и роль книжных...

книжная графика, Болонья, детская книга, Московский союз художников, выставка, выставка иллюстраций, Санкт-Петербург, Москва, российская делегация, книжная иллюстрация.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной...

1. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги. «Просвещение» 1991г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, иллюстрация, книжная графика, детская книга, творческий вечер, образовательный процесс, дошкольный возраст...

Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей»...

Ключевые слова: художественная иллюстрация, детская книга, художники-иллюстраторы, подготовка бакалавров педагогики.

Задачи курса: дать знания о тенденциях иллюстрирования детской книги; раскрыть специфику иллюстрации в книгах для детей...

Художественные средства выразительности в современных...

книга, Китай, Лян, традиционная культура Китая, детская иллюстрированная книга, детская аудитория, детское воображение, короткий рассказ, дальнейшее развитие, гончарное искусство.

Историко-графический обзор становления художественных...

На полках книги, фигуры и бюсты.

Так рисование было включено в число предметов Московской академии (1715), Хирургической школы при Санкт-Петербурге (1716), Кадетском корпусе (1732) [3, с. 98].

Линогравюра в современном дизайне | Статья в журнале...

Она художник, иллюстратор и аниматор с северного полуострова недалеко от Гетеборга, Швеция.

В ее портфолио на behance есть детские гирлянды из флажков с собственными иллюстрациями, постер-азбука с необычными животными, карта залов книжного магазина...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Литература, книги – это то, без чего немыслима жизнь человека. Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной.

Роль книги и чтения в жизни детей | Статья в сборнике...

Иллюстрированная книга — это первый художественный музей, где он впервые знакомиться с творчеством знаменитых художников.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997.

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы...

Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

А как называют художников, которые рисуют для книг? Дети: Художники — иллюстраторы. Воспитатель: Молодцы.

Задать вопрос