Библиографическое описание:

Сорикова В. О. Образ клена в поэзии С. А. Есенина // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 97-99.



 

Следование фольклорной традиции — это уникальное явление русской литературы, которое нашло отражение в творчестве многих писателей и поэтов всего периода развития литературного творчества. Но рубеж XIX — XX веков, появление новых течений в литературе в этот период, переосмысление представителями разных течений задач поэзии приводит к тому, что использование фольклорных образов отметается как ненужный элемент. Однако такая тенденция была свойственна творчеству далеко не каждого поэта, и поэзия С. А. Есенина тому подтверждение.

Творчеством С. Есенина занимались такие исследователи как: В. Федоров, А. Волков, П. Юшин, В. Базанов, Ю. Прокушев, Н.Сидорина. Изучение поэта актуально и для современного литературоведения.

Творчество Сергея Есенина — это безграничная любовь к родному краю, его полям и лугам, цветам и деревьям. Природа для Есенина неотделима от понятия родины. Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, черпал в ней вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил этот мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Обостренное чувство природы, яркие самобытные образы не могут не завораживать своей красотой и выразительностью, точностью, способных передать глубинный смысл и красоту неброского русского пейзажа.

Талант Есенина питала родная земля. Большое влияние на творчество Есенина оказал фольклор и песенная лирика. С ранних лет он слышал народные пения, сказания, поговорки, загадки. Жил Сергей Есенин не с родителями, а с бабкой и дедом, куда его отдали по причине бедности отца и многочисленности семейства. Он рассказывал: «...Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи <…> Нянька, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, тягучие, заунывные» [4]. Есенин вырос на народном фольклоре, и в его стихах это очень четко прослеживается. Фольклорные образы появляются уже в самых ранних его произведениях, и эта глубинная связь поэта с фольклором не прерывается на протяжении всей его жизни.

Одухотворение, очеловечивание природы свойственно русскому народу. Историк и фольклорист А.Афанасьев в своем труде «Древо жизни» отмечает: «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья» [1].

Согласно А. Афанасьеву, образ мирового древа, «древа жизни», является одним из основных, всеобъемлющих понятий в мировоззрении славян. В древних мифах образ дерева был многозначен. Цветущее дерево символизировало жизнь, засохшее или гнилое — болезнь, смерть. Образ дерева ассоциировался с древними представлениями о вселенной. Верх, крона дерева, соответствовал небу. Низ, его корни, сравнивали с подземным царством, как середину, ствол — с землей. Древо могло сопоставляться с человеком. Крона, уходящая в небо, тождественна голове. Ветви подобны раскинутым рукам, они обнимают мир вокруг. Ноги есть корни, ощущающие крепость в земле. Таким образом, дерево является мифологическим символом, обозначающим вселенную, мировую гармонию, единство человека и природы [1].

Есенин с ранних лет впитывал в себя это миропонимание, и поэтому в центре многих его стихотворений оказался образ дерева.

«Все от древа — вот религия мысли нашего народа <…> Древо — жизнь», — писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии» [2].

Образ дерева является одним из самых распространенных фольклорных образов, которые проходит через все творчество Есенина. Однако, испытывая сильное влияние фольклора, поэт никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует деревья: «зеленокосая» в «белой юбчонке» береза с «девической грудью», «старый клён» в «зеленой шапке», присевший «на корточки» погреться пред «костром зари», «древесные бедра» ив и многие другие [5]. Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другими излюбленными образами природного мира поэта — липа, рябина, черемуха и др. Особое место в его лирике занимает образ клена. Наиболее полно он раскрывается в стихотворении «Клен ты мой опавший».

Стихотворение «Клен ты мой опавший» написано Есениным в конце ноября 1925 года, и основано на реальных фактах. Есенин писал это стихотворение в трудный для него период. В это время он лежал в психиатрической клинике в Москве, где его прятали от возможного ареста. Из окон его палаты на втором этаже был виден клен. Именно этот клен и вдохновил Есенина на написание стихотворения. Трагично и то, что оно было написано всего за месяц до гибели поэта.

Данное стихотворение представляет собой лирическую миниатюру с элементами пейзажа, включает размышления о себе и о своей жизни. С первых строк оно завораживает нас своей простотой, искренностью чувств, грустными исповедальными интонациями. Создается впечатление, что автор делится с читателями самым сокровенным.

Растительный мир в данном произведении, как и во многих других — одухотворенный, чувствующий и всё понимающий. Березка уподобляется девушке, которую лирический герой, «утратив скромность» в порыве нахлынувших на него чувств, обнимает, «как жену чужую». Вербы, сосны и березки заменили лирическому герою людей, стали ему близкими друзьями, которым можно доверить все свои чувства и переживания.

Но центральной фигурой, главным героем в этом стихотворении является, конечно же, клен. Клен появляется в лирике Есенина чаще всего тогда, когда затрагивается тема сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, который болен духовно. В данном стихотворении клен символизирует уже зрелого человека, подвыпившего сторожа, на долю которого выпало немало жизненных трудностей. Он как будто потерян и опустошен. Лирический герой с искренним участием обращается к опавшему и заледенелому клену, ставшему ему задушевным другом:

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

Лирический герой проводит параллель между собой и кленом:

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.[3, с.161]

Лирический герой с головой погружается в былые воспоминания, но вместе с тем понимает, что былая гармония и радость жизни утрачена. Образ зеленого клена символизирует воспоминания о счастливой поре юности:

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.[3, с.161].

Данное стихотворение, написанное уже в конце жизни, удивительно перекликается с одной из ранних лирических миниатюр поэта, написанной в 1910 году — «Там, где капустные грядки…».

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. [3, с.9]

Здесь так же присутствует рассматриваемый нами образ клена, но еще совсем маленького. Есенин приводит трогательное сравнение росточка клена с детенышем животного (по аналогии с «теленочком», «котеночком» и т. п.), сосущего молоко у своей матери — большого, «взрослого» дерева. В данной миниатюре поэт не только выражает любовь к родному краю и радость от наблюдения за живой природой. Здесь так же отражена и судьба самого поэта. Если в стихотворении «Клен ты мой опавший», появившемся в конце жизни, клен представлен уже отживающим свой век старым и опавшим деревом, то здесь мы видим рождение, начало этой жизни. Этот образ маленького зеленого росточка олицетворяет собой совсем еще юного поэта, только вступающего в творческий мир.

Таким образом, в данных стихотворениях показано лирическое «я» поэта, которое сравнивается с клёном в разный период его роста. С. Есенину удалось передать ощущение жизни и её увядание через символ дерева, который по значению тождественен мировому пониманию. Так, начало жизни соответствует ростку, а её конец — увяданию. Мысль о естественном, изначальном единстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его творчество проникнуто ощущением неразрывной связи с жизнью природы, она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образность его поэзии восходит к народной, опираясь на древние традиции одушевления природы и всего сущего, Есенин создает свой неповторимый стиль. «Не я выдумал этот образ, — говорил поэт — он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах» [6].

 

Литература:

 

  1. Афанасьев, А. Н. Древо жизни: Избранные статьи [Текст] / А. Н. Афанасьев. — М.: Современник, 1982–464 с.
  2. Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. [Текст] / С. А. Есенин — М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998–704 с.
  3. Есенин, С. А. Не жалею, не зову, не плачу: стихотворения, поэмы [Текст] / С. А. Есенин. — М.: Эксмо, 2012,— 384 с.
  4. Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы. Проза [Текст] / С. А. Есенин. — М.: Астрель, 2011–640 с.
  5. Эрудиция [Электронный ресурс]: Береза и клен — сквозные образы лирики С. А. Есенина. Статья. / Режим доступа: http://www.erudition.ru/referat/ref/id.16956_1.html, (Дата обращения — 9.10.15 г.)
  6. ФЭБ [Электронный ресурс]: С. А. Есенин. Предисловие (к неизданному собранию стихотворений и поэм.) / Режим доступа: feb-web.ru/feb/esenin/texts/e75/e75–222-.htm, (Дата обращения — 11.10.15)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle