Библиографическое описание:

Фортова Л. К., Горбунова О. А. Сущность эстетического воспитания // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 839-842.



 

В данной статье авторы анализируют концепции и значение эстетического воспитания младших школьников, показывая всю вариативность и палитру подходов к данной проблеме.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младшие школьники, социальная ситуация развития, осознанная деятельность, произвольное поведение.

 

В нашем исследовании мы изучили состояние и значение эстетического воспитания младших школьников. К этой возрастной группе Лев Семенович Выготский относит детей 6 (7) — 10 (11) лет.

Б. С. Волков отмечает, что границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–11 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [1].

Согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6- 12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

По мнению Д. Б. Эльконина, основной характерной чертой школьного обучения является то, что с поступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность — учебную деятельность, и это ставит его в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка. В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности [2].

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [1].

Младший школьный возраст характеризуется тем, что главным его новообразованием, по словам Л. С. Выготского, является «переход от низших функций внимания и памяти к высшим функциям произвольного внимания и логической памяти» [3].

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения [4].

Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим» [5].

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических функций [6].

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни» [1].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В этот период важна роль социализации ребенка к тем условиям, которые происходят в обществе. Огромную роль в становлении личности ребенка младшего школьного возраста играют представления об эстетической воспитанности.

Согласно точке зрения Ю. К. Бабанского, эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном.

Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [7].

В своей диссертационной работе кандидат культурологии Щукина Л. С. указала, что эстетическое воспитание характеризуется, прежде всего, формированием оценочных отношений к действительности и произведениям искусства с позиций общечеловеческих ценностей — добра, истины, красоты, справедливости, достоинства, свободы, счастья [8].

Эстетизация содержания школьного образования, привнесение эстетических качеств в культуру учащихся обогащают логическое мышление и чувственно-эмоциональную сферу, эстетический опыт, развивает образное мышление, воображение, творчество. Формирование эстетической культуры характеризуется приобщением к эстетическим и художественным ценностям, глубиной и потребностью общения с ними, особенностью суждений и анализа с позиций общечеловеческих ценностей, готовностью использования образных впечатлений в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях с окружающим миром [8].

Эстетическая культура выступает средством и результатом развития восприятия, чувств, взглядов, вкусов, предпочтений в опоре на знания, убеждения, нормы поведения и деятельности [8].

Важным этапом в развитии эстетической культуры, приобщения к эстетическим и художественным ценностям является младший школьный возраст. Младший школьник, в силу психологических особенностей, восприимчив к красоте в жизни, природе, искусстве и отношениях между людьми. Особенности физиологии и психологии младшего школьника позволяют педагогу создать условия для накопления ребенком эстетических впечатлений, как важной основы развития эмоциональной культуры, эстетических чувств, эстетического кругозора, обогащения эстетических представлений учащихся, развития навыков эстетической деятельности, воспитания основ эстетической культуры.

Следует отметить, что в современных условиях эстетическое воспитание выходит из сферы художественной деятельности, задействуя не менее важные факторы эстетического воздействия — природу, труд, явления социальной действительности, религию, науки. Учитывая, что в современной системе воспитания существенно возрастает роль культурологической составляющей, эстетическое воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональных традиций [8].

Корниенко С. Г. в своей работе выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

          эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

          художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;

          эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

          воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др. [9].

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и другие. В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В. Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [10].

Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младшего школьника, в формировании его художественного вкуса, в развитии его творческих способностей. Игра, игровая деятельность младшего школьника создают особое эмоциональное поле, в котором ребенок, естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Игра создает условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни, реализует его представление о красоте мира. В играх наиболее ярче проявляется гармония движений, обстановка, и ритуалы игр допускают привлечение средств искусства.

Итак, важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают, привлекать их к созданию эстетической обстановки в классе, квартире, в школе. Только после этого возможно применение различных средств эстетического воспитания. Но необходимо иметь в виду, что решающим фактором эстетического развития учащихся являются не средства сами по себе, а творчески активное отношение школьников к ним.

Изучив множество понятий «эстетическое воспитание» нельзя не согласиться со словами русского драматурга А. П. Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания. На наш взгляд, эстетическое воспитание — это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

 

Литература:

 

  1.      Волков Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С Волков — М.: Академический Проект, 2004.-144c.
  2.      Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М.: Педагогика, 1989.- 304 с.
  3.      Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М.: Союз, 2006.-224 с.
  4.      Выготский,Л. С. Педагогика. Собрание сочинений/ Л.С Выготский. — М., 2002.- 368 с.
  5.      Ануфриева А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностич. методики. Коррекционные упражнения. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: изд. «Ось-89», 2000. — с. 36,40.
  6.      Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество — 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина– М.: Издательский центр Академия, 2000.- с. 249- 345.
  7.      Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.-1989.- 560 с.
  8.      Щукина Л. С. Актуальная концепция эстетического воспитания в культурно-образовательной системе: Автореферат на соискан.уч.степ.кандидат культурологии. -Саранск.- 2006.- 166 с.
  9.      Волков Г. Н. Этнопедагогика.- М.: АСАDEMTA, 2008.- 176 с.
  10. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. / В. Н. Шацкая. — М.: Просвещение,2002.-290с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle