Библиографическое описание:

Солодянкина Т. В. Социальный проект «Экологический паспорт школьного двора» // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 66-69.



 

Город Набережные Челны — это крупный российский город республиканского значения, расположенный в северо-восточной части Республики Татарстан. Официальное местоположение второго по численности населения города в Татарстане — левый берег реки Кама и Нижнекамского водохранилища. Два берега соединены посредством плотины, на которой расположены автомобильная и железная дороги. Суммарная площадь городской территории составляет чуть более 170 квадратных километров. Климатические условия — умеренно континентальные, характеризующиеся довольно большими годовыми температурными амплитудами. Экологическая ситуация в городе Город Набережные Челны построен на «продуваемом» месте и воздушные массы не застаиваются в городской черте. По периметру городской территории возведено значительное количество промышленных объектов. Однако, основные экологические проблемы Набережных Челнов заключаются не в индустриализации города.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического развития нашего города является одной из важнейших задач, стоящей перед органами местного самоуправления.

В настоящее время вопросам экологии во всем мире придается большое значение. Создаются международная научно-образовательная программа, единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Но не у всех сформировано правильное экологическое сознание и экологическое поведение. Человеческое общество может жить и развиваться только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать законы природы и её реакцию на вмешательство человека.

Проблема заключается в том, что многие жители нашего города считают, что решать задачи по охране окружающей среды должно руководство города, а не каждый горожанин. В настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения — класса, двора, улицы, пришкольного участка, вносить свой посильный вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Поэтому в рамках проектной деятельности в нашей школе, мы решили оценить экологическую ситуацию микрорайона школы и составить экологический паспорт школы.

Цели проекта в 2015 -2018 учебном году

  1.                Формирование экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
  2.                Воспитание сопереживания к природе.
  3.                Активность в решении экологических проблем.

Задачи в 2015 -2018 учебном году

  1.                Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположена МАОУ СОШ № 21..
  2.                Оценить состояние территории МАОУ СОШ № 21 и прилегающей территории.
  3.                Ознакомиться с природоохранной структурой и координационным экологическим центром г.Набережные Челны.
  4.                Привлечь внимание населения к проблеме экологического воспитания.
  5.                С целью формирования у школьников и населения общественного сознания в бережном отношении к природе, создать экологический центр в МАОУ СОШ № 2!.

Методика исследования.

  1.                Определение местоположения территории школы по космическим снимкам.
  2.                Исследование загрязнения воздуха по статистическим данным, специальными приборами.

Для документального описания эколого-экономических объектов природоохранной деятельности территории, территории производственных комплексов и хозяйственных объектов служит экологическая аттестация и паспортизация. Экологический паспорт разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и анализа вклада различных производственных процессов в общую природоёмкость. Экологический паспорт дает возможность осуществления экологической аттестации того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории. Впервые термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователя началась в России с 1991 года. В 1995 года был разработан в качестве рекомендательного документа экологический паспорт сельскохозяйственного предприятия. В 2000 году взамен него был принят «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения». Основная цель работы — создать систему школьного мониторинга и оценить экологическую комфортность пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий. Для достижения этой цели мы разработаем структуру экологического паспорта школы в результате выявления основных направлений работы.              Для составления экологического паспорта школьного двора необходимо провести оценку экологического состояния микрорайона, в котором расположена МАОУ СОШ № 21.

На снимке из космоса двор МАОУ СОШ № 21 выглядит огромной трапецией, окружённой с запада трамвайной линией и автомагистралью — ул. железнодорожников. На северо-востоке раскинулся крупный ОАО завод «КАМАЗ». На востоке и юге — дома частного сектора. Это основные источники загрязнения окружающей среды, в которой расположена территория школьного двора.

Наша оценка состояния окружающей среды микрорайона школы.

Часы загруженности автомобильной дороги и трамвайной линии приходятся на время образовательного процесса в школе, поэтому опасное воздействие углекислого газа и шума транспорта на организм учащихся, учителей и сотрудников происходит каждодневно:

                         выхлопные газы загрязняют атмосферу и отравляют наш организма через дыхательные пути. Гарь и сажа опускается под действием притяжения Земли на листву деревьев (лёгкие нашей планеты) и они с трудом выделяют кислород, необходимый нашей планете. Ядовитые вещества попадают на почву, а затем вместе с дождевой водой проникают в более глубокие её слои и наносят вред микроорганизмам и растениям.

                         шумовое загрязнение окружающей среды нарушает экологическое равновесие во дворе школы — птицы не вьют гнёзда на деревьях и даже не прилетают к кормушкам. Для учащихся школы звук автомобилей и трамваев также является отвлекающим фактором, который мешает сосредоточиться во время проветривания кабинетов.

                         трамваи экологически безопасный транспорт с точки зрения загрязнения атмосферы, но не звукобезопасен.

                                        высоковольтные линии — электромагнитное загрязнение, это совокупность электромагнитных полей, различных частот, негативно влияющих на человека. Влияет на органы человека и мобильная сотовая связь, которой пользуются наши товарищи, не учитывая правила по технике безопасности.

Не имея специальных приборов для определения уровня всех перечисленных видов загрязнения, для получения точной информации о методах диагностики загрязнения окружающей среды, мы обратились Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан по охране окружающей среды и природных ресурсов лаборатория по диагностике уровня загрязнения воздуха по улице Железнодорожников. Лаборатория находится в конце города, а для проведения забора воздуха для исследования, специалисты выезжают в отдельные микрорайоны. В порту находится гидрометеорологическая станция, которая не только составляет прогноз погоды, но и исследует состояние.              В отделе охраны окружающей среды мы получили ежегодно издаваемый сборник «О состоянии окружающей среды и информационный сборник исследовательских работ по экологии учащихся школ», в котором можем опубликовать свой проект.

Изучив отчёт администрации города, мы пришли к выводу, что ОАО завод «КАМАЗ» не входит в список предприятий, наносящих экологический ущерб нашему микрорайону и городу. Значит, не нарушает экологическое равновесие школьного двора.

Загрязнение — это чрезмерное количество отходов, содержащих вредные и ядовитые вещества, которые выбрасываются в окружающую среду — в воздух, почву, воду. Загрязнение — обычно дело рук людей. Территория нашего школьного двора находится в хорошем состоянии. Старые деревья спилены, своевременно высаживаются молодые. На деревьях мы развешиваем кормушки и скворечники для того, чтобы создать комфортные условия нашим меньшим братьям — птицам. Но территория стадиона подвержена интенсивному загрязнению: гуляющие дети бросают мусор различного рода.

Перед школой местные жители регулярно оставляют бытовой мусор, не заботясь об эстетическом виде своей улицы и прилегающей к школе территории, в которой учились и учатся их дети и внуки. Такими действиями не воспитывается бережное отношение к природе и не прививается экологическая культура.Это свидетельствует о низкой экологической культуре и экологическом воспитании жителей и нашей молодёжи.

Проблема. Можем ли мы повлиять на изменение экологической ситуации микрорайона?

Ответ: мы не можем уменьшить количество автомобилей, трамваев, убрать высоковольтные линии и т. д. Но мы можем уменьшить количество выбрасываемого безотчётно мусора, регулировать пользование сотовыми телефонами, оберегать братьев наших младших, ухаживать за насаждениями.

Как это сделать? Необходимо вести целенаправленную работу по экологическому образованию.

Для определения общественного мнения об актуальности экологического образования и необходимости экологического воспитания, мы провели анкетирование среди учащихся 2–6 классов

На основе результатов анкетирования, мы пришли к выводу, что в нашей школе необходимо создать экологический центр, функции которого будут заключаться в ликвидации экологической безграмотности и воспитании экологической культуры не только учащихся нашей школы, но и населения нашего микрорайона.

В основе деятельности экологического центра предлагаем использовать План по проведению в 2016 году в городе Набережные Челны мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды в Российской Федерации (www.tagancity.ru).

Ожидаемый результат

  1.                Разработка экологического паспорта школы, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить экологическую ситуацию в школе и её микрорайоне.
  2.                Привлечение большого числа учащихся к работе над экологическими проблемами сформирует у них правильное отношение к индивидуальному здоровью, к здоровому образу жизни, к экологическому состоянию окружающей среды.

Заключение

Эта работа над социальным проектом носит прикладной характер, требует хороших теоретических знаний и может принести реальную пользу. Работа по составлению экологического паспорта длительная и кропотливая. Составление экологического паспорта школы позволило нам обобщить уже имеющиеся данные экспериментов по экологической оценке ситуации микрорайона школы и составить план дальнейшей работы.

К работе над социальным проектом необходимо привлечь старшеклассников, которые углубленно занимаются естественнонаучными дисциплинами, что станет для них хорошей школой применения теоретических знаний. Работа будет продолжаться. С ней ознакомлены родители на родительском собрании класса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle