Библиографическое описание:

Хужамкулов А. М., Ташпулатова С. Н. Вопрос социальной и правовой культуры в высших учебных заведениях в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 691-693.



 

Социально-правовые процессы, протекающие в мире, в системе высшего образования тоже требуют возвышения социально-правовой культуры и доведения её до сознания студентов. Так как судьба демократии зависит от социальной, политической и правовой активности граждан, а также без духовной зрелости невозможно повысить социальную, политическую, правовую культуру общества, постепенно претворяя в социальную жизнь демократичекие традиции.

С первых же дней независимости в стране основной целью стало создание демократического правового государства и гражданского общества. Говоря словами главы государства: “Наша основная долгосрочная и стратегическая задача остается прежней-это постепенно и твердо идти по пути дальнейшего углубления процессов строительства демократического государства, гражданского общества и рыночных реформ, укрепления демократических ценностей в сознании людей” [1].

В настоящее время успехи и опыт, достигнутые в годы независимости, служат реформированию социально-экономических, экономически-правовых основ общества, повышению образа жизни, социальной активности граждан. Одним словом, политическое совершенствование социальной жизни, демократические реформы, а также процессы модернизации воздействуют на повышение политической, правовой культуры общества, укреплению его социально-экономичемких основ.

Действительно, благодаря независимости произошли важные изменения во всех сферах социальной жизни. Расширился круг важных, требующих решения, дел, возник ряд проблем, изучение и применение которых необходимо для общества. Скажем, изучив большие нравственные, политические, правовые ценности, созданные веками нашими предками и служащие сегодня народу, пропагандировать их, исходя из требований времени, довести содержание до сознания студентов становится одним самых важных задач сегодняшнего времени. А это, в первую очередь, требует их высокой политической, социальной культуры.

Социальная культура является важным видом общей культуры, она проявляется в способности понимания, анализа каждым гражданином внутренней и внешней политики, самостоятельном установлении и осуществлении своих действий. Заранее предвидеть, изменить направление действий, определить контрольные и практические направления являются важными аспектами данной культуры.

А правовая культура-одна из форм творческой деятельности, социально значимой в сфере правовых отношений. Она выражается в способности оценить правовые нормы, институты и данные явления. Правовую культуру также можно описать как выражение материальной и духовной продукции, навыков и ценностей жизненной деятельности, воздействуующей на государственно-правовой опыт определенных социальных групп и граждан, юридически значимое их поведение. Другими словами, правовая культура- способность действовать, основываясь не на личные взгляды, а на закон [2].

В системе высшего образования важные аспекты следования и развития настоящих правовых реалий способствуют образцам правовых норм, принципов, поведения, единству граждан, социальных слоев, групп и направлению, накоплению их сил на создание правового демократического общества. Правовая культура, обеспечивая социальное единство студентов, создает им не только возможности для взаимоправового общения, а также управляет взаимоотношениями. Правовая культура-это уважение к человеку и его правам и свободам. Суть правовой культуры в каждом обществе возникает в зависимости от взаимоотношений граждан и ответственности.

Правовая культура в обществе всегда основывается на правовое различие. Правовая культура молодёжи, основываясь на духовное наследие и социальное развитие и отношения, стремится укреплению предусмотренных во всех сферах целей реформ и приоритетности закона. В основе такой правовой деятельности наряду с «охватом материальной и духовной культуры, нравственности, истории, искусства, техники, литературы, культурного наследия, обычаев, религиозной веры нельзя также забывать непосредственно об интеллекте человека с диалектическим отношением». В данное время в возвышении правовой культуры студентов обеспечение взаимной гармонии свободы личности и ответственности тоже является одним из важных задач, стоящих перед системой высшего образования. При успешном осуществлении данных задач отдельный анализ задачи свободы личности и ответственности, а также их гармонирование имеет важное научное и практическое значение.

Словарное значение слова “свобода”-делать по своему желанию. К сожалению, во многих случаях применяется именно в этом значении, не осознавая философскую суть данного понятия. На самом деле,свобода являясь субъективной основой, зависящей от индивидуального психологического, духовного мира человека, проявляется в адаптации к объективным условиям в процессе вхождения в социальные отношения в качестве члена его определенного общества.

В социально-гуманитарных сферах знаний понятие свободы связано с разными сферами общества, образуются конкретные понятия как политическая свобода, свобода совести, свобода воли, свобода слова. Эти понятия можем показать и в качестве компонентов свободы личности.

Благодаря тому, что на самом деле жизнь человека протекает через сверхсложные связи, проявлению в разных сферах отношений, понятию свобода даются разные толкования и в качестве общих аспектов, присущих всем определениям, можно показать следующее. Свобода-это осознанная необходимость, желание человека, иметь равные возможности в обществе, способность человека к созданию своего счастья или степень осознания человеком своего “Я”.

Сегодня свобода личности выражается в свободном осуществлении человеком своей жизни и деятельности, труде, получении знаний в качестве свободной личности, выборе желаемой профессии, самостоятельном выборе веры и др. Вместе с этим нельзя упускать из виду того, что в действиях, формируемых схоже к понятию свободы, могут проявляться два разных противоположных к друг-другу случая. Если, с одной стороны, прослеживается в полном осуществлении таких аспектов, как полное положительное проявление личностью своих возможностей, свободное осуществление своих прав, креативность, инициативность, а во втором случае проявляется в понимании свободы отдельно от ответственности и это приводит к эгоизму и самовольности.

Личность в своей деятельности стремится к какой-то цели, его действия не должны препятствовать к стремлениям и интересам других, потому что норма свободы и граница справедливости формируются именно так. Наоборот, личность в своей деятельности, не признавая никакое противное воздействие, добивается свободы за счет чьей-то невольности. Личность не правильно оценивая этот процесс, ограничивает свободу другого человека. Исходя из этого, должны отметить, что свобода личности всегда существует во внутренней взаимосвязи с его ответственностью, глубоко осознавая тот факт, что свобода абсолютно никогда не может иметь характер.

Значит, личность в своей самостоятельной деятельности может достичь определенной свободы только тогда, когда почувствует свою ответственность перед другими членами общества, семьей, махаллей, трудовым коллективом, государством и обществом, а также тогда, когда последует существующим социальным нормам. И поэтому вне общества не бывает свободы. Для обеспечения полной свободы членов общества следует формировать в них чувство долга и ответственности.

Значит, в любых жизненных ситуациях действия человека должны соответствовать нормам, ценностям, а также интересам других людей. В таком случае человек действует с ответственностью. Под ответственностью понимается осознание личностью того, что деятельность его соответствует его долгу или осознание им того, что он несет ответственность за свои действия. Кроме этого, у человека также есть внутренняя ответственность перед своими близкими, страной, это чувство называется чувством ответственности. Человек в развитым чувством ответственности способен контролировать свои действия, а также предвидеть их последствия.

Взаимосвязь социальной и правовой культуры, о которой говорим, не вызывает ни у правоведов, ни у обществоведах противоречия. Так как если правовая культура не будет укреплять основы жизни общества, правопорядки социального строя, а также восприятия законов, социальная культура будет еще больше совершенствовать правовую культуру. А также, в каждом понятии студенты могут полностью осведомлены внутренней и внешней политикой государства, системами управления, процессами социально-политической жизни. Нужно отметить, что заключены случаи, отражающие прямое и косвенное участие в управлении государством и обществом, постоянное повышение своей политической, правовой грамотности.

В системе высшего образования политическая, социальная, правовая культура студентов формируется, развивается в процессах осуществления основных задач, составляющих самостоятельный путь развития по “узбекской модели”. В общем, будет правильнее сказать, что политическая, социльная, правовая культура-проявление политического сознания, правовых отношений, правовой активности вместо взятое. В данном процессе основной целью у студентов является воспитание чувства ответственности, это направление намного эффективнее, чем первое направление, имеющее характер заставления, так как строгие законы упорядачивают только внешний аспект деятельности молодежи, трудно воздействуют на их взгляды.

Необходимо отметить в качестве вывода то, что в воспитании свободной и ответственной молодежи идеологическое воспитание имеет важное значение. Потому что на сегодняшний день хватает горького опыта о не допущении пустоты в идеологической сфере. Делая из этого правильный вывод, можно сказать, что основными задачами являются объяснение и внушение в сознание студентов сути вековых желаний, целей, национальной идеологии на пути постороения свободной и благоустороенной Родины, спокойной жизни. Для успешного осуществления идеологической культуры, прежде, предусматривается гармоническая деятельность семьи, системы образования, средств массовой информации, литературы и искусства, государства и общества, а самая основная ответственность в этой сфере несомненно выпадает на долю образовательно-воспитательной системы.

 

Литература:

 

  1.                Каримов И. А. Ўзбек халқи ҳеч қачон, ҳеч кимга қарам бўлмайди. Т. 13.- Т.: Ўзбекистон, [2005, С.177.]
  2.                Одилқориев Х. Т., Ғойибназаров Ш.Ғ. Сиёсий маданият: назарий-қиёсий тадқиқот.-Т.: Ўзбекистон Республикаси ИИВ Академияси, [2004, С.106.]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle