Библиографическое описание:

Саидова Д. М. Современные подходы к оценке качества обучения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 830-832.



 

Ключевые слова: формирование, современные, деятельности, организации, подход, оценке, школе, качества, педагог, обучения, цель.

 

Вопрос качества обучения сегодня приобрел особую актуальность в связи с поиском механизмов устойчивого развития системы образования. Качество образования — многомерное понятие, поэтому целесообразно говорить не о качестве вообще, а о разных качествах по отдельно взятым позициям. В роли таких позиций может выступать качество преподавания, управленческой деятельности, познавательных действий (их уровень), организации образовательного процесса, а также качество подготовки по комплексу дисциплин, специальности, направлению и т. д. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:

          носитель знаний;

          передача знаний;

          получатель знаний;

          восприимчивость методик передачи знаний;

          фундаментальность знаний;

          востребованность полученных знаний;

          получение новых знаний.

Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования: лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров, централизованное тестирование выпускников основной школы, мониторинговое исследование, социологическое исследование. Но основной способ управления качеством образования в школе — индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы: получение индивидуальной информации о каждом обучающемся; полнота и анализ информации; непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации; открытость измерения качества образования.

Рассмотрим один из компонентов качества обучения — показатели уровня владения навыками чтения учащихся начальных классов. Совершенно очевидно, что навыки чтения являются основными общеучебными умениями, фундаментом и гарантией успешного усвоения любого школьного предмета. И поскольку закладываются эти умения с первых шагов обучения, становится понятным то внимание, которое уделяет каждый педагог начальной школы формированию техники и культуры чтения.

К примеру, в течение ряда лет проводилось экспериментальное исследование на базе Республиканской специализированной школы с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля и соответственно осуществлялись наблюдения за тем, как овладевают навыками чтения учащиеся 4-классов. Объектом наблюдения были два вида чтения:

          чтение с целью освоения и использования информации;

          чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.

За основу содержания обучения и проверки читательских умений учащихся были взяты

5 литературных и 5 информационных текстов (программных и дополнительных).

При чтении литературных и научно-популярных текстов оценивались следующие умения:

          нахождение заданной информации;

          интерпретация и обобщение информации;

          анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста;

          формулирование выводов.

Индикаторами качества образования и развития личностных качеств выступали такие показатели, как:

          владение знаниями, умениями, навыками (в заданном аспекте);

          интеллектуальная развитость (владение операциями мыслительной деятельности);

          уровень облученности, готовность к творческой деятельности, креативность.

На заключительном этапе эксперимента проведено анкетирование для учителей — экспериментаторов с целью выявить результаты опытного обучения. Содержание анкеты следующее:

          Какими уровнями читательской грамотности владеют учащиеся 4-х классов?

          Улучшилась ли ситуация, по сравнению с предшествующим периодом? (приведите конкретные данные).

          Как был организован процесс обучения?

          Какие приемы и методы использовались? Какие их них Вы считаете наиболее эффективными?

В заключение следует отметить, что формирование системы объективной оценки качества обучения является одним из основных условий повышения эффективности образовательного процесса.

 

Литература:

 

  1. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие // под.ред. М. М. Поташника. –М.: Педагогическое общество России, 2000.
  2. Мониторинг и диагностика качества образования. // Сост. А. А. Шаталов, В. И. Афанасьева и др. –М.: Педагогика, 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle