Библиографическое описание:

Белоусова Р. Н. Влияние экономических санкций на состояние экономической безопасности РФ // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 215-220.

 

В статье рассматриваются терминологические аспекты и классификация составных элементов экономической безопасности, приводится аналитика состояния экономической безопасности страны и ее угроз в условиях экономических санкций ряда государств.

Ключевые слова: экономическая безопасность, структура экономической безопасности, внутренние и внешние угрозы, экономические санкции.

 

Актуальность: Учитывая современные реалии: нестабильность мировой экономики, политические разногласия с одной стороны и развитие взаимовыгодных отношений в рамках интеграционного объединения с другой, России необходимо уделить особое внимание экономической безопасности для обеспечения стабильного развития экономики нашей страны. Необходимо акцентировать внимание на проблемах, возникших в результате введения антироссийских санкций. Влияние санкций на экономику России отражается на различных сферах жизни населения. И первоочередной задачей в сложившихся условиях является обеспечение благосостояние граждан, ведь это является основным показателем развитости государства.

Обеспечение собственной безопасности всегда играло первостепенную роль для любого государства. Если раньше, под обеспечением безопасности подразумевалась защита собственных территориальных границ, то с развитием мировой экономики и всеобщей глобализации все чаще стали говорить об экономической безопасности государства.

Проблемы современных реалий: политический кризис, нарастающая враждебность западных стран, применение экономических санкций подрывают стабильное развитие экономики России. Сложившаяся ситуация на мировой арене способствует увеличению интереса к обеспечению экономической безопасности нашей страны. Однако повышенное внимание к данному экономическому явлению со стороны представителей науки не способствовало унификации понятия «экономическая безопасность».

На сегодняшний день существует множество различных трактовок термина «экономическая безопасность».

Впервые понятие термина «экономическая безопасность» в нашей стране было рассмотрено отечественным академиком Л. И. Абалкиным. По его мнению данный термин означает «...совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию». [1]

В Большом экономическом словаре под «экономической безопасностью» понимается состояние юридических, экономических отношений, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие [2].

По мнению А. Колосова «экономическая безопасность — это состояние защищенности от негативных воздействий и нанесения вреда хозяйственной деятельности» [3]. Другой российский ученый, В. К. Сенчагов, рассматривает экономическую безопасность как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [4].

Проводя анализ существующих трактовок термина, можно провести их группировку:

1)                 Сущность экономической безопасности в создании таких условий, которые обеспечивали бы развитие экономики и защиту национального хозяйства от различного вида угроз. Такого мнения придерживаются ученые Л. Абалкин и В. Медведев.

2)                 Группа ученых (А. Пороховский, В. Сенчагов, А. Татаркин) считают, что главной задачей экономической безопасности является такое состояние экономики страны, которое позволило бы обеспечить защиту ее жизненно важных интересов.

3)                 Мнения, что экономическая безопасность является составляющей эффективной деятельности государства придерживаютсяА. Архипов, А. Городецкий, Б. Михайлов, А. Илларионов.

Учитывая все представленные мнения можно говорить о том, что экономическая безопасность — это такое состояние, в котором государство может самостоятельно бороться как с внутренними, так и с внешними угрозами, а также обеспечивать стабильное развитие национальной экономики, тем самым способствуя международной экономической интеграции с другими государствами.

Говоря об экономической безопасности, следует также уделить внимание ее структуре. В зависимости от сфер экономической деятельности выделяют следующие виды экономической безопасности:

          производственно-техническая;

          валютно-кредитная;

          инфляционная;

          сырьевая;

          внешнеэкономическая;

          промышленная (рисунок 1) [5].

Экономическая безопасность

 

Рис. 1. Основные виды экономической безопасности

 

Согласно еще одной классификации структура экономической безопасности представлена следующими показателями:

          финансовая безопасность;

          энергетическая безопасность;

          оборонная безопасность;

          продовольственная безопасность.

Финансовая безопасность как составляющая экономической безопасности представляет собой такое состояние государства, при котором оно может обеспечивать благоприятные условия для развития рыночных институтов.

Энергетическая безопасность — состояние топливно-энергетических отраслей. Учитывая то, что Россия является основным поставщиком сырьевых ресурсов в зарубежные страны, обеспечение энергетической безопасности имеет важное значение для нашей страны.

Оборонная безопасность –это обеспечение безопасности государственных границ и готовность к отражению угроз извне.

Структурная составляющая экономической безопасности — продовольственная безопасность является показателем развитости агропромышленного комплекса страны и удовлетворения потребности населения в продовольствии.

С конца 1990-х гг. прошлого века Россия обратила особое внимание на развитие системы обеспечения экономической безопасности государства. Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" был подписан 29 апреля 1996 г [6].

Данная стратегия была разработана для защиты государства от угроз экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности — такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни [7].

Основные угрозы экономической безопасности можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние угрозы — это факторы, влияющие на развитие экономики нашей страны извне, к ним относятся: колебания цен на нефть, изменение курса рубля к зарубежной валюте.

Внутренние угрозы — это неспособность государства обеспечить устойчивое развитие экономики. Факторами внутренних угроз могут выступать слабый управленческий аппарат, неэффективная система государственного регулирования.

Основными угрозами экономической безопасности, с которыми пришлось столкнуться Российской Федерации за последние десятилетия были:

          низкая инвестиционная активность (причины: неблагоприятная атмосфера для развития бизнеса, сложность урегулирования организационно-правовых условий);

          отток капитала за рубеж;

          низкая конкурентоспособность отечественных товаров и, как следствие, высокая импортозависимость.

К основным угрозам экономической безопасности России на сегодняшний день добавились санкции, применяемые странами Евросоюза и США. Что же такое санкции? Санкции — это определенные меры, применение которых может привести к неблагоприятным последствиям для лица, в отношении которого данные санкции применяются.

Причиной ввода экономических санкции послужило присоединение полуострова Крым к Российской Федерации, а также разрастание военного конфликта на территории Украины.

Введенные антироссийские санкции сводятся к трем основным направлениям.

Первая группа санкций направлена на запрет экспорта в Россию ряда товаров (основную долю которых занимают высокотехнологичные товары и товары военно-промышленного комплекса).

Вторая группа санкций носит финансовое направление, связанное с запретом на приобретение российскими банками кредитов за рубежом.

Третье направление санкций — персональные санкции. Они направлены на определенную группу лиц (в основном это представители политики и бизнеса, крупные чиновники) и представляют собой запрет на въезд в страну и открытие на ее территории банковских счетов.

Экономические санкции в случае их сочетания с иными мерами воздействия (к примеру военно-политического характера) могут иметь значительный успех в достижении дестабилизации экономической и политической системы управления. Именно этого добиваются зарубежные страны. Однако утверждать, что применение санкций несет за разрушительные последствия ошибочно.

После введения антироссийских санкций прошло уже больше года и анализируя сложившуюся ситуацию, можно говорить о том, что санкции оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность России.

По мнению российского экономиста Сергея Гуриева, санкции — «это не катастрофическое развитие событий, но достаточно существенный удар по российской экономике» [8].

Основные отрасли, пострадавшие от введения санкций — военно-промышленная и космическая. Запрет на ввоз высокотехнологичного оборудования и материалов поставил под вопрос дальнейшее развитие данных отраслей. Однако по заявлению руководителя Объединенной ракетно-космической корпорации Россия нашла выход из этой ситуации. Наша страна будет закупать недостающее оборудование в азиатских государствах: Китае, Южной Корее, Индии и других.

Еще одним значительным минусом от введения стало снижение инвестиционной активности крупных российских компаний таких как Лукойл, Роснефть, Газпром, Новатэк. В связи с этим увеличились расходы государственного бюджета на поддержку данных компаний. Источниками средств для пострадавших компаний стал Фонд национального благосостояния, а также пенсионные накопления граждан.

Влияние антироссийских санкций сказалось и на товарообороте нашей страны. Вследствие падения курса рубля и введения эмбарго на некоторые группы иностранных товаров, наблюдается падения объемов импорта (рисунок 2).

Рис. 2. Объем российского импорта продовольственных товаров и напитков: 3 квартал 2013 г и 3 квартал 2014 г (млрд. долл. США)

 

Исходя из данных, представленных в диаграмме можно сделать вывод о том, что произошло резкое сокращение импорта продовольствия и напитков из стран ЕС (в большей мере это Германия, Норвегия, Финляндия, Польша).

Значительный спад произошел в отношении импорта молока и молочных продуктов (Рисунок 3).

Рис. 3. Объем российского импорта молочных продуктов: 3 квартал 2013 г и 3 квартал 2014 г (млрд. долл. США)

 

Если рассматривать такой структурный раздел нашей экономики как торговля энергоресурсами, то в данном направлении значительных изменений пока не произошло. Это объясняется тем, что обычно договоры на поставку нефти и газа заключаются на продолжительный период времени. Поиск альтернативных источников поставки энергии также займет определенное время, следовательно, основные партнеры в данной области останутся прежними (Рисунок 4) [9].

Рис. 4. Стоимость российского экспорта горюче-смазочных материалов: 3 квартал 2013 г. и 3 квартал 2014 г. (млрд. долл. США)

 

Как мы можем наблюдать, за короткий промежуток времени санкции оказали значительное влияние на все структурные составляющие экономической безопасности нашей страны — на сферы оборонного комплекса, продовольственную отрасль, финансовый сектор. Произошло значительное снижение экономического роста, товарооборота и развития высокотехнологичных отраслей. И проводить окончательную оценку последствий от введения санкций для нашей страны еще рано [10,11,12].

Подводя итог, можно отметить, что первостепенной задачей для Российской Федерации является достижение благосостояния и безопасности граждан. И обеспечение экономической безопасности страны является одним из инструментов в достижении этой цели. В сложившейся ситуации геополитической напряженности и применения санкций, как никогда следует обратить внимание на развитие института экономической безопасности. Учитывая современные реалии, следует искать альтернативные пути решения возникших проблем. К примеру, снижение потока импорта должно стать стимулом для развития отечественного продовольственного сектора, высокотехнологичных отраслей.

Насколько долго продлится мировой политический и экономический кризис нам не известно, но в наших силах создать прочную основу для устойчивого развития нашей экономики.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 15–32–01291.

 

Литература:

 

  1.      Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 4.
  2.      Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 1472 с.
  3.      Колосов А. В. Экономическая безопасность хозяйственных систем / А. В. Колосов. — М.: РАГС, 2001. — 314 с.
  4.      Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России / В. К. Сенчагов. — М.: «Дело», 2005. — 896 с.
  5.      Климонова А. Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» / А. Н. Климонова// Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — № 8. — С. 54–60
  6.      Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" // Консультант Плюс: справочно-правовая система. — Москва: КонсультантПлюс, 1997–2015. — Режим доступа: http://www.consultant.ru
  7.      Беспалова К. В. Экономическая безопасность РФ / К. В. Беспалова // Экономические науки. — 2013. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/14/ekonomicheskaya-bezopasnost-rf
  8.      Полный список новых санкций Евросоюза против России. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1tvnet.ru/content/show/polnii-spisok-novih-sankcii-evrosoyuza-protiv-rossii_30076.html
  9.      Доклад об экономики России № 33 апрель 2015г. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf
  10. Панкова С. В., Попов В. В. Факторный анализ как метод оценки рисков совершения торгово-экономических операций в рамках таможенного союза / С. В. Панкова, В. В. Попов// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал).- 2012.- № 9 (17).- С. 13.
  11. Попов В. В. Риски при совершении торгово-экономических операций и способы их оценки / В. В. Попов// Управление экономическими системами: электронный научный журнал.- 2012.- № 10 (46).- С. 37.
  12. Попов В. В., Новикова Ю. В. Оценка сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований Оренбургской области / В. В. Попов, Ю. В. Новикова// Управление экономическими системами: электронный научный журнал.- 2014.- № 7 (67).- С. 34.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle