Библиографическое описание:

Марченко М. Н., Яроменко А. В. Дизайн-проектирование в телевизионной среде // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 480-482.

 

Исследована роль дизайна в современном телевидении, выявлены проблемы и особенности профессии телевизионного дизайнера, его задачи, а также влияние на рейтинг телеканала и аудиторию.

Ключевые слова: теледизайн, телевидение, компьютерные технологии, профессиональное образование дизайнеров.

 

Одним из важнейших средств получения информации, развлечения и коммуникации мира и человека является телевидение. Несмотря на появление Интернета, люди по-прежнему доверяют телевидению больше. Предпочтения аудитории в выборе телеканалов происходят по принципу поиска интересующей информации. Однако информация, находящаяся на одном канале, может дублироваться на другом, а зритель всё равно предпочтёт именно первый вариант. Здесь свою роль играет сравнительно новое явление, такое как телевизионный дизайн. Данный фактор, включающий в себя графическое сопровождение телеканала, в последнее время стал привычен зрителю, и он или не обращает на него внимание, либо же отрицательно относится к «отвлекающим» элементам. Поэтому профессия теледизайнера не так распространена, как могла бы быть, и её роль в современном телевизионном процессе не до конца понятна. В данной статье представлено описание профессии телевизионного дизайнера, его роль и задачи, которые необходимо учитывать при обучении будущих специалистов.

Телевизионный дизайн напрямую влияет на рейтинг телеканалов. В течение жизни зритель выбирает для себя определённый набор с интересующими его передачами. Однако основная часть аудитории, несмотря на разнообразие на телевизионном рынке, выбирает для себя каналы, которые предпочтительны и для остального населения. Выбор телезрителя зависит от возраста, социального положения и личных качеств, а также массы других факторов, одним из которых является психо-эстетическая совместимость зрителя и телепродукта.

Этот критерий включает в себя несколько пунктов, обеспечивающих целостное видение эфира, основными из которых являются: тематика передачи, качество передачи информации, личные предпочтения актёров, медийных лиц, персонажей, дизайн «оболочки» эфира. Стоит отметить, что последний пункт наиболее точно определяет психо-эстетическую совместимость. На современном этапе развития информационных и рекламных технологий особую значимость приобретает способность дизайнера при помощи средств графического дизайна грамотно и эффективно структурировать информационные потоки, донести их до сознания и подсознания потребителя визуальной продукции [1, с. 127].

Сейчас мало кто обращает внимание на графическую составляющую оформления телеканалов и передач. Зритель привык к тому, что будет какая-то заставка, на экране появится название проекта, начнётся передача, затем, после определённого промежутка времени, включится рекламный ролик и снова передача. Аудитория зачастую критически относятся к рекламным роликам, заставкам, «перебивкам», но все эти элементы играют особую роль и выполняют несколько важных функций. К таким функциям относится узнавание канала, ведь, включая телевизор, человек не всегда может застать момент, когда на экране присутствует логотип. Рекламные и межрекламные заставки помогают ориентироваться в огромном множестве каналов и напоминают, какой из них просматривается. Это позволяет удержать и привлечь нужную аудиторию и сделать телеканал запоминающимся — на что в конечном счёте рассчитана работа теледизайнера. Ещё одной важной функцией является разделение телевизионных передач, так как при отсутствии межпрограмных элементов эфир слился бы в один непрерывный поток информации, путающий зрителя и вынуждающий его переключить или вообще выключить телевизор.

В связи с этим, все эфирные единицы (телепередачи, рекламные ролики, рубрики и т. д.) сопровождаются определённым набором графических компонентов, которые, создают определённый образ и настраивают зрителя на нужную психологическую волну. Так, например, новостные передачи в основном всегда начинаются с графических заставок, составленных из геометрических элементов и изображения Земли, что подчёркивает строгость, чёткость, а соответственно правдивость и достоверность транслируемой в выпуске информации.

Таким образом, теледизайнер принимает непосредственное участие в создании бренда эфирных единиц. Человек на бессознательном уровне воспринимает графические заставки, эффекты. Всё в целом, вместе со звуковым сопровождением, формирует образ телеканала, который может действовать на зрителя доверительно либо же отталкивать его и вынуждать переключить на другой канал.

Отметим также, что телевидение, а соответственно теледизайн, непосредственно и агрессивно воздействует на характер и эмоции человека, предопределяя его поведение в обществе, а также имеют мощное влияние на формирование эстетического вкуса у зрителя, так как телевидение сейчас входит в нашу жизнь уже на самых ранних периодах развития. От того что человек видит вокруг себя, формируются его вкусовые предпочтения и общий уровень эстетического видения. Телевидение воздействует на человека, передаёт ему определённые жизненные ценности и идеалы, может научить его как хорошему, так и плохому. Поэтому, принимая участие в этом сложном, многоуровневом процессе, дизайнер должен помнить о том, что он несёт социальную ответственность, производя тот или иной продукт.

В последнее время графический телевизионный дизайн часто заменяется красивым изображением, фотографией, что не отталкивает зрителя, однако теряет и обесценивает работу дизайнера. Приём использования эстетически приятной картинки уместен в тематических каналах и будет оправдан при должной графической обработке. Достойными представителями подобного направления являются каналы: Discovery, Моя планета, NationGeographic, NatGeoWild, AnimalPlanet. Большинство перечисленных телеканалов иностранного производства, это доказывает то, что отечественная телеиндустрия пока находится на этапе развития.

Дизайн телевизионного эфира, в основном, включает телевизионные заставки. Использование качественных телевизионных заставок — для многих показатель общего уровня телеканала и, как следствие, фактор лояльности рекламодателей [5]. Это крайне важный элемент подачи телевизионного канала его зрителям. О книге мы судим по обложке, о новом фильме — по трейлеру и отзывам критиков. О телевизионном же канале зрителю расскажет ряд телевизионных заставок и оформление эфирного пространства. От телевизионных заставок и дизайна межпрограммного эфира (вкупе с определенным построением программной сетки) зависит восприятие телезрителем канала и его целевая аудитория. Сама идея телевидения заключена в передаче изображения. С точки зрения маркетинга, телеэкран объединяет в себе продукт, дистрибуцию, упаковку и продвижение. И даже процесс производства часто вершится на глазах у зрителя, ведь главная идея телевидения — это прямой эфир. При этом со стороны душевной, психологической — это невероятно разнообразная, парадоксальная, эмоциональная среда. И именно ТВ, даже с оглядкой на Интернет, предоставляет крупному пользователю (государству, корпорации, сообществу) самый прямой контакт и самый гибкий инструментарий при коммуникации идей и символов [4].

Фактически, сегодня стандарт телевизионных заставок — это 3D-анимация, 3D-моделирование объектов и 3D-визуализация. Сейчас основным набором телевизионного дизайнера являются программы — Adobe After Effects, Adobe Photoshop, CorelDRAW (Illustrator), 3Ds MAX или Cinema 4D. Мало разработать новый корпоративный цвет телеканала, новый логотип и так далее. Требуется «оживить» их, привнести требуемую степень динамики. Именно для этого существуют и применяются 3D-технологии. С их помощью дизайнер может осуществить самые смелые замыслы, с высокой степенью достоверности отразить и существующие, и несуществующие в реальном мире объекты в фантастической среде и таким образом заглянуть в будущее [2, с. 116].

Работа художника по оформлению телеэфира, помимо углублённого знания 3D технологий, требует отличного знания шрифтов, умения разрабатывать логотипы, понимать и чувствовать стилистическую специфику анонсов и рекламных сообщений, своеобразие оформления канала в целом и каждой передачи в отдельности. Все это делает работу дизайнера отдаленно похожей на работу в полиграфии, однако основное отличие оформления эфира в том, что все элементы динамически изменяются и трансформируются во времени и пространстве телевизионного экрана [3].

Тематизация канала, будь то история, новости, мультипликация, юмор тут же отсекает часть зрителей по тем или иным причинам: возраст, пол, социальный статус, уровень развития, кругозор и т. д. Для работы над таким проектом дизайнер чётко должен понимать, для кого он делает графическое оформление. Необходимо тщательно ознакомиться с эфирным наполнением телеканала.

Все эти факторы необходимо учитывать теледизайнеру. Проект телеканала подразумевает большой объём работы, выходящий за рамки создания фирменного стиля. Также медиадизайнер должен учитывать многие особенности и ограничения, обусловленные процессом телевизионного вещания. Подобным ограничением считается размер заставки, необходимо учитывать поле «зарезания». При работе с экраном нужно учитывать подобную специфику и возможность искажений, появляющихся по краям теленосителей.

Все вышеперечисленные принципы должны преподаваться дизайнерам в процессе обучения в вузах наряду с основами композиции, развитием пространственного мышления и прочими дисциплинами.

На основе изложенного можно сделать определённые выводы. Во-первых, роль дизайнера в телевизионном процессе важна и напрямую влияет на рейтинг телеканала, удержание и привлечение новой аудитории. В приведённом исследовании были выявлены основные задачи теледизайнера, важнейшими из которых являются: создание эстетического облика канала, разработка навигационной системы, позволяющей зрителю ориентироваться в эфирном пространстве. Во-вторых, эта профессия развивается в России достаточно медленно, отечественный рынок пока догоняет зарубежных коллег и обучение телевизионному дизайну — редкая дисциплина, доступная в основном жителям Москвы и Санкт-Петербурга, из-за чего телеканалы местной направленности находятся на низком уровне. Из этого следует необходимость продолжения изучения и развития данного вопроса в связи с его высокой актуальностью.

 

Литература:

 

  1.      Ажгихин С. Создание проектного образа в процессе разработки рекламных изображений // Преподаватель XXI век. М., 2009, № 3–1;
  2.      Марченко М. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21);
  3.      Монетов В. Теледизайн и компьютерная технология (URL: http://reklama.rin.ru/html/u1-i0_5_7-d-t-s-p-a-r-m.html) (дата обращения 10.11.2014);
  4.      Спиров М. Два гектара телевидения (URL: http://kak.ru/columns/teledesign/a4499/) (дата обращения 15.11.2014);
  5.      Телевизионные заставки, оформление эфира (URL: http://tvkolibri.ru/3dgrafika4.html) (дата обращения 11.11.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle