Библиографическое описание:

Зокирова Ш. А., Умиров Н. У., Имомова Д. А., Хамраева М. А. Физическое воспитание и его гигиена // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 95-97.

 

Физическое воспитание является одним из показателей состояния физической культуры общества и является основной частью общего воспитания направленное на укрепление здоровья, а также на гармоничное развитие человеческого организма. Физическое воспитание проводится совместно с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим воспитаниям. При развитии организма подразумевается умственное, физическое и половое развитие. Среди этих развитий физическое развитие оказывает существенное влияние в совместное развитие двух воспитаний. Его основная задача — это воспитание тела, то есть укрепление человеческого здоровья. К основным средствам физического воспитания относятся: физические занятия, закаливание организма, трудовая и личная гигиена.

Начиная с первобытнообщинного строя к физическому воспитанию уделялось особое внимание. Первоначально оно входит в жизнь человека со дня рождения, то есть с выполнения первых движений по требованию матери. В последствии выполнялись в виде разных игр, трудовых процессов, охоты, соревнование в виде военных действий, фехтования искусства наездника, стрельбы, борьбы. В эпоху Возрождения внимание к физическому воспитанию возросло и его пытались ввести в учебную программу. Таким способом, в средние века, в Европе физическое воспитание стали преподавать как важную часть семейного воспитания и школьного педагогического процесса. В XVIII веке в Германии укрепились формы и тенденции физического воспитания. Гимнастические упражнения прочно вошли в школьные программы. В конце XIX века и в начале XX века вo Франции, Великобритании и других странах образовалась национальная структура физического воспитания.

В Узбекистане, с древних времён физическое воспитание являлось основном средствам укрепления здоровья. Например, в произведение Махмуда Кашгари «Девону луготит турк» даны сведения о более 100 видах народных игр. В дастане, отражающий героизм узбекского народа «Алпомыш», в «Фархаде и Ширин» Алишера Навои, «Бидое ул — вакое» («Уникальные события») Заиниддина Васифи, в «Бабурнаме» Бабура рассказывается об образцовых физических, боевых упражнениях и сильных палямик.

В годы Независимости Узбекистана физическое воспитание и спорт поднялось до уровня государственной политики. Принятие закона «О физическом воспитании и спорте» 1992 году, разработка Программы здорового поколения в 1993 году, постановления Кабинета Министров «О мирах развития физического воспитания и спорта в Узбекистане» в 1999 году, а также другие постановления Кабинета Министров, о развитии определённых видов спорта определили правовые основы физического воспитания. Также первый орден «Соглом авлод» был учрежден в Узбекистане. Ярким примером может служить объявление 2000 года — годом «Здорового поколения», 2005 год — годом «Здоровья, благополучия», 2014 год — годом «Здорового ребёнка».

Обучения физическому воспитанию в среднеобразовательных школах являясь педагогическим процессом, уроки осуществляются через спортивные занятия. В общеобразовательных средних школах занятия физического воспитания (оздоровления) по государственным стандартам для 1–9 классов, проводятся 2 часа в неделю, также занятия физического воспитания непрерывно проводятся во всех направлениях академических лицеях, профессиональных колледжах и высших учебных заведениях. Научно-практические основы физического воспитания подготавливаются специалистами этой области Узбекского государственного института, факультетов и отделов воспитания и физической культуры высших учебных заведений. В нашей республике учащимся, знания по физическому воспитанию преподают в 6 колледжах олимпийских резервов, в 8 школах высшего спортивного мастерства, и в 369 детско-подростковых спортивных школах. Добровольная спортивная организация «Ёшлик», вспомогательная организация по обороне «Ватанпарвар», спортивный клуб «Динамо» и другие спортивные общества ведут пропаганда — ориентационную работу среди населения разных слоёв по привлечению к физическим занятиям.

Также в республике налажена работа по проведению массовых спортивных соревнований среди школьников «Умид нихоллари», среди учащихся колледжей и лицеев «Баркамол авлод» и среди студентов высших учебных заведений «Универсиада».

В настоящее время, в Джизакском государственном педагогическом институте функционирует факультет физического воспитания и физической культуры, где готовят специалистов данного профиля и проводятся занятия физического воспитания во всех факультетах института. Факультет начал свою работу в 1976 году в качестве отделения при факультете «Педагогики и начального образования». С 1990 года отделение получило статуса факультета и названо факультетом «Физического воспитания и физической культуры». В настоящее время на факультете обучаются 447 студента и ведёт свою деятельность профессорско-преподавательский состав из 38 человек. Основам физического воспитания студентов обучают 1 профессор, 3 к.п.н., доцента, 15 старших преподавателя и 19 квалифицированных преподавателя.

На факультете функционируют 3 кафедры: «Теория физического воспитания и методика национального спорта», «Методика спортивных дисциплин» и кафедра «Физическая культура и спорт».

Со дня организации кафедра для образовательных учреждений были подготовлены 1788 учителей физического воспитания с высшим образованиям. За прошедший период студенты факультета внесли большой вклад в развитие спорта в городе, области и республике. Команда факультета участвуя в различных спортивных соревнованиях показывают высокие результаты. Примером может послужить соревнования «Универсиады», в котором спортсмены факультета составляя 85 % сборное команды области заняли множество призовых мест. Многие студенты являясь мастерами спорта и кандидатами в мастера спорта, занимаясь различными видами спорта такими как футбол, борьба, вольная борьба, лёгкая атлетика, плавание и другими с достоинством защищают честь нашей республики. Например, из выпускников факультета Абдурахмонова Ирода занимаясь Дзюдо, является 7-кратной чемпионкой Узбекистана, 5-кратной призером турнира Азии, 2 раза — участница мирового первенства, участница и призёр Международных турниров проведённых в США, Франции, Германии, Италии, Японии. Китае, Таиланде, Вьетнаме, Казахстане и Киргизии. В 2010 году она была награждена государственной премией Республики Узбекистан имени Зульфии. Из спортсменов занимавшиеся лёгкой атлетикой: Вдовинко Павел был обладателем серебряной и бронзовой медалей; Кузяев Рустам — серебряной медали, Бектемиров Рамиль — бронзовой медали, Юнусов Анузар стал чемпионам мира по зимнему биатлону. На Республиканской Олимпиаде среди студентов по дисциплине «Теория и методика физического воспитания» выпускник факультета Ахмедов Фаррух занял почётное второе место. В настоящее время на факультете обучаются чемпиона Узбекистана и мастера спорта международного класса. Например: Айтбоев Бобур, Уктамов Жалолиддин, Турсунов Диёр, Турсунов Жасур, являются чемпионами Узбекистана по боксу; Кадыров Зуфар чемпион Азии по тяжелой атлетике; Вахитова Зухра чемпионка Узбекистана и победительница международных соревнований по биатлону. Студент 3 курса данного факультета Каюмов Шухрат является судьёй Республиканских и международных соревнований по футболу. Штукан Роман участвует в соревнованиях по лёгкой атлетике республиканского и международного масштаба, а Супиханова Шаходат является чемпионкам Узбекистана по борьбе Дзюдо. Матмуродова Ирода 10 — кратная чемпионка Узбекистана, обладательница серебряной медали чемпионата Азии 2008 года, призёр чемпионата мира по борьбе проведённой в Таиланде, обладательница золотой медали международного турнира 2009 года проведённый в городе Алма-Аты республики Казахстан, в 2011 году награждена нагрудным знаком «20 лет Независимости», обладательница серебряной медали мирового кубка проведённый в городе Ташкенте, в 2013 году победительница номинации «Молодой волевой спортсмен года», мастер спорта международного класса, в 2013 году награждена государственной премией Республики Узбекистан имени Зульфии. Чемпион Азии по футболу Киличев Шохжахон, чемпионы Узбекистана по вольной борьбе Аралов Диёр и Мустанова Зухра, чемпионка Узбекистана по боксу Исматова Гузал, чемпион Узбекистана по таэквондо Ахмаджонов Худоёр являются постоянными участниками спортивных соревнований областного, республиканского и международного масштаба.

Научно — исследовательская работа факультета проводится по перспективному плану. Научно исследовательская работа является устойчивое научное направление государственной значимости и осуществляется в следующих направлениях: Усовершенствование национальными и нетрадиционными средствами методику обучения различных видов спорта указанных в программе физического воспитания, а также Усовершенствование и распространение использования подвижных игр в процессе физического воспитания.

Для повышения научного потенциала, факультет подписал двухсторонний договор сотрудничества с Ташкентским государственным институтам Физического воспитания, Самаркандским государственным университетам, а также Ташкентским государственным институтам повышения и переквалификации учителей им. А.Авлони.

В настоящее время, учитывая потребность и специалистах в области спорта и физического воспитания, путём обогащения материально — технической базы и научного потенциала, усовершенствовать его деятельность на основе современных требований, что является главной целью каждого специалиста.

В нашей области функционируют такие спортивные учреждения как: Джизакский спортивный колледж олимпийских резервов, спортивные школы, дворцы борьбы, теннисный корт, дворцы гимнастики и стадионы. В течение года в области регулярно проводятся спортивные соревнования и состязания по различным направлениям.

Физическое воспитание и спорт являются средством заполняющее бездействие. Здесь уместно отметить Постановление 14/1 «О развитии физического воспитания и спорта» 1992 года.

Физические упражнения положительно влияя на организм, повышает сопротивление к различным инфекционным заболеваниям, к некоторым ядовитым веществам, недостатку кислорода и барометрическому изменению давления.

Труд учащихся и студентов являются умственным поэтому нужно учитывать то, что физическое упражнения способны устранить психические неврозные утомления. Если чередовать умственный труд с физическим в результате быстро заполняется энергетически использованные клетки и возвращается в состояние бодрствования.

 

Литература:

 

  1. SoduqovQ., Aripova S. X., Shaxmurova G. A. Yoshfiziologiyasivagigiyena. Toshkent: “Yangiasravlodi” nashriyoti, 2009. 275–279 betlar.
  2. Ўзбекистон миллий энциклопедияси.3-жилд. — Тошкент: «Ўзбекистон миллий энциклопедияси» Давлат илмий нашриёти, 2002. 614–615 бетлар.
  3. Саломатлик энциклопедияси. — Тошкент, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle