Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 447-449.

 

Понятие «ценности» стало вводиться в философские рассуждения с середины прошлого века. Когда человек начал рассматриваться как активное существо не только объясняющее, но и преобразующее действительность. Различающиеся в деталях определения ценностей по сути своей сходятся к одной мысли: ценности — это предметы, объекты, явления значимые для человека или групп людей.

Одной из наиболее значимых категорий ценностей для человека должно являться здоровье как основа его существования, однако далеко не всегда люди достаточно уделяют внимания в своем образе жизни данной категории.

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни — это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья [1].

В данной работе мы проследим влияние воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей на примере кадетской школы.

Также предполагаем, что у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни в кадетской школе будет более эффективным, при следующих условиях, если: введены изменения в содержание воспитательного процесса, отражающие особенности воспитания кадетов; систематически проводится профилактическая работа, направленная на здоровый образ жизни; присутствует личный пример воспитателя.

Педагогические условия воспитания у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни включают: выполнение режима дня, оздоровительно-закаливающие мероприятия, обеспечение необходимых двигательных нагрузок, рациональное питание, которые должны быть направлены на решение главной задачи — воспитание здорового ребенка [2].

Педагогические условия воспитания у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни в кадетской школе должны быть направлены: на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. То есть повышение иммунитета к заболеваниям, физическое и психическое здоровье; усвоение теоретических знаний из области физической культуры, то есть знаний о строении своего тела и способностях управлять им; формирование двигательных умений и навыков, то есть умение детей управлять своим телом; развитие физических и психических качеств и способностей, таких как формирование осанки, развитие силы, ловкости, выносливости, силы воли, настойчивости и т. д.; интереса и потребности в физическом совершенствовании; таким образом, все условия способствуют всестороннему формированию личности ребенка.

Оздоровительная деятельность предусматривает: систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; многовариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможности индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп образовательного учреждения; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий физической культурой; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания; профилактику вредных привычек [3].

При выполнении всех вышеперечисленных педагогических условий в кадетской школе г. Минусинска у детей будет воспитываться ценностное отношение к здоровому образу жизни, способствующее формированию их как всесторонне развитой личности.

Работа по воспитанию ценностного отношения к здоровому образу жизни в кадетской школе ведется на основе нормативных правовых документов, регулирующих охрану здоровья детей и подростков.

Прежде всего, ценностное отношение детей к здоровому образу жизни воспитывается в обязательном соблюдении ими распорядка дня, который согласовывается с медицинскими работниками и утверждается директором кадетской школы. В нем регламентируются такие моменты как режим сна, время приема пищи, обязательная утренняя гимнастика, активный отдых на свежем воздухе и вечерняя прогулка, время для соблюдения правил личной гигиены и сончас, время для посещения спортивных секций.

В плане воспитательной работы кадетской школы на учебный год одним из основных направлений является здоровье сберегающее, физкультурно-оздоровительное и спортивное направление. В данном плане расписаны мероприятия, воспитывающие ценностное отношение воспитанников к здоровому образу жизни, проводимые в рамках кадетской школы, такие как: участие в соревнованиях, профилактика вредных привычек и вирусных заболеваний, изучение мер безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях.

 При анализе месячных планов организации воспитательной работы с личным составом выявлено, что планирование включает задачи по воспитанию и пропаганде здорового образа жизни: планируется контроль гигиенического состояния воспитанников и помещений; проводятся беседы по профилактике вредных привычек; с личным составом проводятся три раза в неделю дополнительные часы занятий физической подготовкой. Еженедельно у кадет принимаются зачёты по физической подготовке; по воскресеньям проводятся эстафеты, либо подвижные игры; два раза в неделю с личным составом проводится час занятий по строевой подготовке.

Планы составлены с использованием различных методов и форм организации пропаганды и воспитания здорового образа жизни.

Анализ графика посещения личным составом кружков и секций показал, что более 90 % кадет посещают секции различных видов спорта.

Ежегодно силами кадетского парламента проводится акция «За здоровый образ жизни» целью, которой является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности здорового образа жизни у кадет, профилактику вредных привычек и создание условий для самореализации кадет и повышения их социальной активности. В программу акции входят конкурсы, направленные на профилактику вредных привычек и физкультурные мероприятия в которых принимают участие все воспитанники кадетской школы. Соревновательный характер способствует активному участию кадет в данном мероприятии.              Огромное воспитательное значение в воспитании ценностного отношения к здоровому образу жизни в кадетской школе играет личный пример воспитателей и педагогов в связи с тем, что в условиях замкнутой среды дети в основном общаются с этой категорией взрослых и во время обучения практически не сталкиваются с примерами негативного образа жизни.

Кроме того, в кадетской школе накоплен позитивный опыт, способствующий воспитанию у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Нами было проведено исследование отношения к здоровому образу жизни у кадет 5–9 классов с помощью анкеты разработанной на основе методики «Ценностные ориентации» М.Рокича.

На основе анализа данных ранжирования составляющих здорового образа жизни, предложенных в методике, получены следующие результаты:

Составляющие (факторы) здорового образа жизни располагаются в следующем порядке: на первом месте — занятия спортом, затем — неупотребление наркотиков, на третьем месте — полноценная духовная жизнь и позитивное отношение к себе, далее — отсутствие привычки к алкоголю, пятое место занимает отсутствие привычки к никотину, затем — доброжелательное отношение к себе, самосовершенствование. Таким образом, расширение представлений о здоровом образе жизни, не ограничивает его исключительно занятиями спортом и отсутствием вредных привычек.

Выявлены также различия в отношении испытуемых к здоровью (как к средству, либо как к цели). Так, 20 % рассматривают здоровье как цель и 80 % видят в нем средство. В качестве объяснения, почему здоровье рассматривается, как цель отмечаются следующие: профилактика болезней, здоровье есть самое главное в жизни, здоровье есть залог счастливой жизни, залог легкой, беcпроблемной жизни и так далее.

При рассмотрении здоровья как средства приводятся следующие аргументы: достижение других жизненных целей; здоровье как залог счастливой жизни; здоровье рассматривается как средство, потому что оно есть, т. е. предполагается, что здоровье может стать целью при каких-то проблемах с ним; здоровье является средством, потому что не всегда стремлюсь соблюдать здоровый образ жизни), кой аргумент подразумевает, что здоровье также могло бы быть целью при определенных благоприятных условиях.

Определялось также то, насколько необходимым считают здоровый образ жизни испытуемые.

Оказалось, что все дети считают, что здоровый образ жизни необходим, обосновывая свой ответ следующими доводами: предотвращение болезней, здоровый образ жизни способствует развитию силы, необходим для достижения разных целей в жизни. При анализе ответов на вопрос о степени реализованности здорового образа жизни сами испытуемые называют в качестве причин недостижения 100 %-ной реализации здорового образа следующие: недостаток силы воли, лень, неспособность к самоорганизации.

Мы анализировали также такой вопрос, желание изменить собственный образ жизни. Соотносили желание ведения более здорового образа жизни со степенью его реализованности. Было выявлено, что хотели бы вести более здоровый образ жизни 80 % испытуемых, что доказывает ценность здорового образа жизни для детей и стремление к его поддержанию.

Чтобы проследить динамику развития ценностного отношения к здоровому образу жизни в кадетской школе, были взяты результаты второй части анкетирования кадет параллелей 5–9 классов. Из результатов были выбраны ценности показывающие отношение к здоровому образу жизни — это здоровье, развитие и уверенность в себе, как показатель душевного спокойствия кадет. Выбраны наиболее приоритетные составляющие здорового образа жизни — такие как занятие, спортом, неприятие вредных привычек, желание вести осмысленную жизнь, полноценное и правильное питание и саморазвитие и самосовершенствование.

Из результатов видно, что на протяжении обучения в кадетской школе с 5 по 9 класс отношение кадет к здоровью как к ценности возросло с 80 % до 93 %. Нами отмечено, что неуклонно растет отношение к собственному развитию с 27 % в 5 классе до 67 % в 9 классе. Такая ценность как уверенность в себе выходит на первый план в 5 классе в связи с тем, что кадеты адаптируются к условиям кадетской школы, оторвавшись от родителей, чувствуют себя неуверенно, но постепенно к 8 классу чувство неуверенности снижается до 13 %, а в 9 классе необходимость в уверенности в себе повышается снова до 47 % в связи с тем, что это выпускной класс и дети чувствуют неуверенность в своих силах, если покинут кадетскую школу.

Самым значимым для кадет является занятие спортом, что во многом обусловлено большим количеством спортивных секций в кадетской школе этот показатель растет с 53 % в 5 классе до 67 % в 7–9 классах. Негативное отношение к вредным привычкам наиболее велико в 5 классе 51 %, что обусловлено возрастными особенностями и периодом адаптации в непривычных условиях (желание казаться лучше и убеждение что это самое главное в здоровом образе жизни), в 6 классе этот показатель падает до 40 %, но, тем не менее, к 9 классу он возрастает до 47 %, что говорит об обеспокоенности детей в основном проблемами наркомании среди молодежи. Показателем комплексного подхода к здоровому образу жизни может служить желание кадет вести более осмысленную жизнь с 20 % в 5 классе до 47 % в 8–9 классах. Снижение показателя значимости полноценного и правильного питания говорит о том, что в кадетской школе благодаря режиму дня и сбалансированности рациона питания дети получают все необходимое для комфортного самочувствия. По мере взросления и благодаря правильному воспитанию у детей растет потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в контексте отношения к здоровому образу жизни как к ценности.

Проследив динамику развития ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников кадетской школы можно утверждать, что в данном типе учреждений создаются оптимальные психолого-педагогические условия для оздоровительной деятельности.

 

Литература:

 

  1. Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с.
  2. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с.
  3. Формированиездорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5–9 кл.: Учеб.-метод, пособие /Под ред. Л. В. Баль, СВ. Барканова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 192 с. — (Здоровьесберегающая педагогика).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle