Библиографическое описание:

Басаев В. А. Понятие и особенности коррупции в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 340-342.

 

Коррупция в сфере незаконного оборота наркотиков — одновременно составная часть и коррупции как таковой, и незаконного оборота наркотиков. При этом ведущая роль в определении предмета исследования отводится именно последнему, поскольку совершение коррупционных преступлений в связи и по поводу различных действий, составляющих незаконный оборот наркотиков, является отличительной особенностью коррупции в рассматриваемой сфере общественных отношений — в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Незаконный оборот наркотиков и коррупция, — тесно взаимосвязанные явления. Являясь одной из наиболее прибыльных отраслей теневой экономики, наркобизнес приносит огромную выгоду, часть которой может использоваться преступниками для подкупа работников правоохранительных органов, позволяющих им беспрепятственно пересекать границы государств, распространять наркотики среди населения нашей страны, уходить от ответственности. На коррупцию как непременный признак организованной преступности, в т. ч. связанной с незаконным оборотом наркотиков, указывали многие отечественные ученые — криминологи, занимавшиеся изучением организованной преступности [1]. Так, по образному выражению Клейменова М. П., «Коррупция также неразрывно связана с мафиозными отношениями, как дыхание с жизнью» [2].

Закрепленное в ст. 1 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № З-ФЗ (далее — ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах») [3] понятие «оборот наркотиков» включает в себя широкий круг действий с наркотиками, разрешенных и контролируемых в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, в т. ч. их разработку, производство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, отпуск, реализацию, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение.

Незаконным оборот наркотиков становится тогда, когда перечисленные действия осуществляются в нарушение законодательства Российской Федерации.

В статье рассматриваются коррупционные преступления, совершаемые как в связи с наркопреступлениями, так и в связи с административными правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотиков. При этом под наркопреступлениями в работе традиционно имеются в виду противоправные деяния, уголовная ответственность за которые предусмотрена ст. 228–233 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [4]. К административным правонарушениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, относятся правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.8, 6.9, 6.13, 6.16, 10., 10.5, 10.5.1, 20.20, 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и некоторые др.

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» не раскрывает значение понятия «противодействие незаконному обороту наркотиков». Отмечается только, что его осуществляют различные государственные органы: Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, ФСКН России, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий (ст. 41 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Таким образом, организация противодействия незаконному обороту наркотиков в России строится на основе множества субъектов этой деятельности. При этом ведущая роль отводится органам ФСКН России.

Не раскрывается рассматриваемое понятие (хотя и активно используется) и в утвержденной указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010г. № 690 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» (далее — Стратегия) [5].

При этом Стратегия определяет государственную антинаркотическую политику как систему стратегических приоритетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, антинаркотических комиссий в субъектах Российской

Федерации, органов местного самоуправления, направленную на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией. При этом деятельность указанных субъектов по реализации государственной антинаркотической политики охватывается в Стратегии понятием «антинаркотическая деятельность».

В криминологии также нет единства мнений по рассматриваемому вопросу. Разными учеными используются различные термины, характеризующие воздействие государства на преступность. Одни используют понятие «борьба с преступностью», другие — «предупреждение» или «профилактика преступности», четвертые — «воздействие на преступность» и др. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время в федеральном законодательстве имеются случаи не только использования, но и определения содержания понятия противодействия правонарушениям, в т. ч. преступности.

Так, в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 27Э-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ «О противодействии коррупции») под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (или профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (т. е. борьба с коррупцией), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Таким образом, противодействие коррупции включает три основных направления деятельности: профилактику коррупции, борьбу с коррупцией и минимизацию (ликвидацию) негативных последствий коррупционных правонарушений.

В связи с изложенным отметим, что в работепротиводействие незаконному обороту наркотиков рассматривается как деятельность указанных в ст. 41 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» субъектов по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию административных правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (борьба с незаконным оборотом наркотиков и их немедицинским потреблением), по предупреждению незаконного оборота наркотиков и их немедицинского потребления, в т. ч. по выявлению и последующему устранению причин и условий этих негативных социальных явлений (профилактика коррупции), а также по минимизации и (или) ликвидации последствий незаконного оборота наркотиков и их немедицинского потребления.

Если определение понятий, относящихся к сфере незаконного оборота наркотиков, в основном не представляет большой сложности в виду достаточной разработанности и устоявшейся практики их понимания, как в науке, так и в правоприменительной деятельности, то с определением понятия коррупции дело обстоит значительно сложнее.

Коррупция — социальное негативное явление, не ограничивающееся только преступностью. Помимо коррупционных преступлений она также включает и административные правонарушения коррупционного характера. Коррупционными могут быть и дисциплинарные проступки, и гражданско- правовые деликты в самых различных сферах правоотношений.

 

Литература:

 

  1.                Долгова А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. — С.66.
  2.                Клейменов М. П. Проблема коррупции среди сотрудников службы криминальной милиции. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. — С. 10.
  3.                Федеральный закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998г. № З-ФЗ (в актуальной ред.) //Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.
  4.                Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в актуальной ред.) //Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  5.                Указ Президента РФ «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» от 09.06.2010г. № 690 //Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle