Библиографическое описание:

Ахъядов Э. С. Проблемы и перспективы формирования правовой активности молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 334-336.

 

Более четверти века активных реформ российского общества изменили не только наш мир, но и затронули глубинные слои сознания человека, обусловливающие его восприятие окружающего мира, в том числе и правовой реальности. Изменения в политической, экономической и духовной сферах жизнедеятельности общества повлияли и на внешние способы взаимодействия человека с юридическими нормами на правовое поведение людей. Правовое поведение, являясь социальным феноменом социально-правовой действительности, проявляется в различных формах и объективируется в деятельности участников общественных отношений. Характер, масштаб и направление данного поведения во многом определяется не только степенью совершенства юридических норм и их реализации, но и особенностями самой личности, ее осознанием общественных и личных перемен, самосознания и правосознания. В связи с этим произошедшие и происходящие процессы социальной трансформации, в том числе в поведении личности, требуют юридического анализа и обобщения с целью выработки механизмов, блокирующих социальную нестабильность и обеспечивающих рост доли правомерности в правовом поведении. Динамика правового поведения наиболее ярко проявляется у несовершеннолетних, которые, с одной стороны, являются наиболее активной, противоречивой и малокомпромиссной частью общества, с другой стороны, обучающиеся, курсанты, молодежь — это будущее правового регулирования, будущее государства и всего нашего общества.

В правовом поведении современной молодежи неуклонно возрастает доля противоправных деяний. Данная тенденция в поведении молодого поколения во многом детерминируется не только политическими, экономическими и духовными изменениями в российском обществе, но и их физиолого-психологическими особенностями, а также и тем, что в настоящее время правовое воспитание курсантов военного вуза, студентов и школьников осуществляется в принципиально новых социально-экономических и политических условиях [1, с. 32]. Например, возрастная аддикция: несформированность ориентаций, неадекватность восприятия и оценок явлений социальной действительности, недостаточная правовая информированность и т. д.

Возрастные особенности проявляются в желании продемонстрировать силу, смелость, завоевать авторитет и друзей. Посредством правонарушений проявляются изобретательность и изощренность, пытаясь самоутвердиться в своей среде. Правовое воспитание. Формирование правосознания студента — сложный и длительный процесс, требующий творческого подхода всего коллектива вуза, готовности, желания и умения всех и каждого бороться за укрепление общественной дисциплины и правопорядка в университете и обществе, за искоренение негативных явлений в жизни университета и нашего демократизирующегося российского общества. Правовое воспитание представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития их правовой культуры. [2].

Недостаточная эффективность обеспечения правомерного и рост доли неправомерного поведения обучающихся, помимо прочих обстоятельств, в известной степени детерминирована отсутствием должного научно-теоретического осмысления вопросов, связанных с правовым регулированием поведения обучающихся, должного правового воспитания и правового образования. Следовательно, высока роль именно формирования правовой активности, учитывая, что ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу. И, как следует, по мнению автора, именно формируя правовую активность у современной молодежи, у обучающихся, мы сможем построить правовое, социальное государство согласно Конституции РФ [3].

В юридической литературе правовая активность нередко определяется с различных позиций. Одни авторы рассматривают ее только как деятельность по реализации правовых предписаний, другие включают в это понятие также и деятельность, не соответствующую требованиям юридических норм, т. е. противоправную. Подобный подход объясняется, по-видимому, тем, что правонарушители, как правило, достаточно активны. В этом случае авторы не учитывают функционально-структурные особенности правовой активности, предполагающей осознание деятельности в соответствии с требованиями правовых норм. Она выражает высокую степень развития правосознания личности, которое позволяет ей проявить способность к правомерной самореализации, положительной активности, раскрытию своих потенциальных возможностей. Правовая активность — это вид социальной активности, представляющий собой родовое понятие по отношению к интересующей нас категории. Правовая активность имеет личностную (субъективную) и внешнюю формы. В первом плане она выражается в готовности, желании, стремлении субъекта к полезной с точки зрения права деятельности. Ее внешняя форма связана с объективизацией указанного качества в правомерном поведении.

С учетом изложенного, правовую активность можно рассматривать как сознательное, инициативное осуществление гражданами предоставленных им прав и возложенных на них юридических обязанностей в соответствии с целями правового регулирования. Здесь следует подчеркнуть элемент инициативы, который аккумулирует главное в рассматриваемом общественном качестве субъектов права, дает возможность по определенным показателям зафиксировать, учесть, оценить правовую активность граждан.

Правовая активность представляется важной характеристикой современного человека. В настоящее время трудно представить себе успешность в военном деле, бизнесе, политике или любой другой сфере деятельности без инициативы, самостоятельности и активности людей. Пассивное восприятие правовой действительности ушло в прошлое. Признавая тот факт, что темперамент людей, психолого-физиологические характеристики каждого человека различны от природы, мы все чаще начинаем задавать вопрос: как можно сформировать активность человека в области права при его соблюдении и уважении, да и возможно ли это осуществить «искусственно». В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы формирования правовой активности личности посредством научно выработанных технологий правового образования, правового воспитания, правовой работы.

 

Литература:

 

  1.                Головкин Р. Б., Декопольцев С. В., Фортова Л. К. Аддиктивная детерминация правового поведения несовершеннолетних. — Владимир: ВГГУ, 2010. — 211с.
  2.                Тхакохов А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних //Молодой ученый. 2014. № 4. — С. 882–884.
  3.                Фортунатов В. В. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования. — СПб.: БИС-проект, 2012. — 231с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle