Библиографическое описание:

Богданов И. В. Организация здорового образа жизни детей старшего школьного возраста в условиях Кольского Севера (на примере общеобразовательных школ города Североморска Мурманской области) // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 172-181.

 

In an article published the results of the test older students' index relation to health and healthy lifestyles, «the results of the test have concluded that many young people have a positive attitude to healthy lifestyle, but do not fully realize that the optionally-go lead a healthy lifestyle now. Since the formation of healthy lifestyles in the age of healing, it allows you to maintain vigor of body and spirit, the ability to work for many years. The article brings to the discussion of the three main position such as:

  1. The ratio of each person to neglect their own health, not healthy, not sick. The absence of the desired motor mode and the need for regular exercise.
  2. The impact on human health of natural conditions of Kola For POLAR «polar stress syndrome».
  3. Hope everyone to medicine and, medicine treats diseases and not focuses on pro-prevention, prevention of disease.

Keywords: Health, children, physical activity regime, nutrition, physical education

 

Посвящается моему отцу Богданову Виктору Александровичу.

 

«Высшее благо медицины — здоровье», говорили древние греки. Однако, увлекшись лечением множеством болезней, медики мало внимания уделяют учению о здоровье и до сего времени так и не создали системы поддержания здоровья человека. Отсутствуют научно обоснованные формы и принципы изучения здорового человека, целенаправленного управления здоровьем, изыскания путей и средств современной коррекции отклонений от нормы. Правы те, кто отмечает, что здоровье — не только отсутствие болезней, но и способность организма к оптимальному выполнению своих профессиональных, социальных и биологических функций в постоянно меняющихся условиях среды обитания. [1].

И вряд ли можно достичь здоровья чрезмерным увеличением числа медицинского персонала, расширением сети специализированных больниц, безграничным увеличением лекарственных препаратов. Для создания и сохранения здоровья необходимо, прежде всего, создать науку о здоровье — знать физиологию и психологию здорового человека, «надо понять, что такое человек…», «сделать достойным каждого человека», – говорил И. Кант. [7].

Медики изучают заболеваемость людей, мы предполагаем, что учение о здоровье должно изучать причины и механизмы здоровья — противодействие болезням.

Что такое здоровье и болезнь? Есть ли между ними резкая грань? К. Гален считал, что существует три состояния человеческого тела: «Здоровье — состояние, при котором тело человека полностью здорово; болезнь — противоположное состояние; третье состояние — ни здоровье, ни болезнь». Основная масса людей находится именно в этом, третьем состоянии. И дело науки о здоровье вернуть их в нормальное (здоровое) физиологическое состояние и не допустить развития патологического (болезненного) состояния. [7].

Значительно труднее это сделать, когда наступит нарушение функций основных (жизненных) отправлений. Восстановление здоровья в этом случае достигается несравнимо более дорогой ценой. Инерция в этом вопросе огромна, не смотря на огромные достижения науки, в частности, медико-биологической. А ведь менее было бы накладно со всех точек зрения, если пойти по другому пути, направив силы и средства на достижение здоровья в результате «позитивной деятельности». [2].

Казалось бы, эти средства с давних пор хорошо известны:

        оптимальная двигательная активность режима труда и отдыха;

        рациональное питание;

        психогигиена;

        закаливание. [1].

Наиболее активно проблема здорового образа жизни начала разрабатываться в конце 70-х годов. Занимались этой проблемой, в основном, представители медицины, которые рассматривали это понятие, как взаимосвязь и взаимовлечение образа жизни здоровья населения. Этому вопросу посвятили свои научно-исследовательские труды (работы) многие отечественные и зарубежные ученые. Это: Н. М. Амосов, Г. И. Куценко, В. П. Петленко и другие. [1], [3].

Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи является одной из первоочередных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Особенно актуальна эта проблема в России, где состояние здоровья детского населения характеризуется высокими показателями заболеваемости и смертности. Выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей раннего дошкольного и школьного возраста. Особенностью современной патологии детского возраста является учащение перехода острых форм заболеваний в рецидивирующие и хронические, а также нарастание первичной хронической патологии. Последствиями хронической патологии у детей являются нарушение их умственного и физического развития, в наиболее тяжелых случаях приводящее к инвалидизации детей, их социальной недостаточности. [4].

Прослеживаются отрицательные тенденции: по комплексу медико-психолого-педагогических критериев к школьному обучению не готовы 20 % детей в возрасте 6–16 лет. Функциональные отклонения выявляются у 33–60 % детей. 74 % детей имеют признаки различных нарушений опорно-двигательной системы. По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы 5–25 % школьников. Минздрав России называет следующие цифры по 2013 году:

        в начальной школе здоровы 11–12 %;

        в основной — 8 %;

        в средней -5 %.

При этом 79 % детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. Кроме того, заболеваемость призывников за это же время, увеличилась на 49 %, возврат из армии по состоянию здоровья превышает 30 %.

Школьники весьма легкомысленно относятся к своему здоровью. Среди учащихся 5-х классов доля курящих мальчиков составляет 14 %. К 8-му классу она увеличивается до 35 %, а среди девочек достигает 14 %. [3], [8].

Повышение частоты возникновения сдвигов в состоянии здоровья детей именно в период школьного обучения позволяет предположить наличие связи между этим явлением и учебным процессом и определить учебную нагрузку в качестве этиологического фактора в развитии таких патологий, как нарушение осанки, нервно-психические расстройства, близорукость, пищеварительной, зубочелюстной систем, ЛОР — органов, получивших еще в начале века название «Школьных болезней». [4].

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что в школе здоровье детей ухудшается, что здоровью детей и подростков наносится явный вред в процессе обучения. В этой связи, формирование основ здорового образа жизни в школьном возрасте становится определяющим для всей последующей жизни человека.

Много внимания здоровью детей в своих работах уделяли педагоги прошлого: Ж. Ж. Руссо, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, и другие. [6].

В последнее время, после проведения целого ряда исследований по изучению состоянию здоровья школьников, выявивших явное неблагополучие в этой области, все больше специалистов, как в системе здравоохранения, так и в системе народного образования приходят к убеждению, что необходим перенести полномочия по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования. [4].

Особое отношение к здоровью детей диктуется многими обстоятельствами. Некоторые из них:

1.      Дети и подростки — это наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. Они уязвимы не только физически, но и психически, эмоционально. Они первыми драматично реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. И этой реакцией может быть ухудшение здоровья.

2.      Дети и подростки не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести родители и школа.

3.      Становится общепризнанным фактором, что современные школьники испытывают при учебе повышенные психические нагрузки. Они не имеют ни той свободы выбора, которой обладают взрослые, планируя свою жизнь, ни той психической устойчивости, которая складывается в старшем возрасте.

Перечисленные проблемы в полной мере присущи одному из наиболее сложных с точки зрения условий проживания населения и социально-экономических процессов регионов России — Кольскому Северу. [8].

Для этого региона характерны:

1.      Фотопериодичность (полярная ночь и день, значительный недостаток УФ).

2.      Низкие температуры, сопровождаемые сильным ветром.

3.      Резкие перепады давления.

4.      Значительное антропогенное загрязнение во многих районах.

5.      Особенности питания на Севере (повышенное потребление мясной и жирной пищи, углеводов, недостаток витаминов).

Влияние всех выше перечисленных факторов проявляется в повышении основного обмена у детей — северян, в снижении потенциальных возможностей системы энергообеспечения, вследствие чего вся деятельность (умственная и двигательная) осуществляется за счет высокой степени напряжения адаптивных механизмов и превосходит «физиологическую стоимость подобной работы в других регионах.

Особенности Кольского Севера требуют серьезного подхода к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей. Высокая степень напряжения механизмов адаптации приводит к постоянному увеличению количества детей, находящихся в состоянии «предболезни». Все это говорит о необходимости разработки научных методических и практических проблем, касающихся определения критериев здоровья детей в условиях Кольского Заполярья. Но, чтобы быть здоровым, необходимо этому учиться. Главная проблема в педагогике здоровья — формирование поведения ребенка. Поведенческие навыки здорового образа жизни — неотъемлемая часть нашего бытия, формирующаяся в детстве. [8], [10].

Особенно хотелось бы заострить внимание на климатических особенностях Кольского полуострова. Климат Мурманской области относится к субарктическому, для которого характерны ярко выраженные атмосферные явления и усиленная циклоническая деятельность, резкие колебания (в течение коротких промежутков времени) температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и скорости ветра, наличие своеобразной фотопериодичности (полярный день — полярная ночь), выраженные космические и геомагнитные возмущения. Весь год типично пасмурная, неустойчивая погода. Среднегодовое количество осадков 600–750 мм. Дней с осадками около 240, со снежным покровом 199–216. На побережье, вследствие сильного сдувания, высота снежного покрова невелика (15–28 см.), на подветренных склонах холмов и гор 200–300 см. и держится до 260–300 дней. Окончательно снег сходит к третьей декаде мая с отклонениями в ту или иную сторону на 14–20 дней, а на побережье до 26 дней. Туманы характерны для теплого периода, всего в году насчитывается до 40 дней с туманами. Ветры летом преобладают северные и северо-восточные, зимой южные и юго-западные. Зимой с сильными ветрами связаны метели и ураганы. [9].

Помимо чисто климатических условий на Севере своеобразный микро-макроэлементарный состав воды и почвы, характеризующийся недостатком биологически активных веществ или нарушением их баланса. Кроме того, отмечается недостаточная насыщенность воздуха кислородом. Имеется и ряд других негативных для организма человека обстоятельств.

Основные природно-климатические факторы, влияющие на здоровье проживающих в умеренном (комфортном) климате и в условиях Заполярья. Зона умеренного (комфортного) климата (благоприятного для организма): ритмичная смена сезонных периодов, нормальная суточная светопериодичность, постоянное атмосферное давление воздуха в приделах нормы, умеренная температура воздуха летом (17–25 градусов выше нуля) и зимой (5–12 градусов мороза), низкая относительная влажность воздуха, маловетреная погода, малая облачность (обеспечивается достаточное облучение кожи ультрафиолетовыми лучами), слабо выраженные геомагнитные и гелиофизические возмущения, зона полярного климата (неблагоприятного для организма), продолжительная полярная зима, полярная ночь (59 дней) с периодом биологической тьмы, резкая динамика атмосферного давления (так называемые барометрические «ямы» и барометрические «кризы»), прохладная температура летом (8 -14 градусов выше нуля) и холодная зимой (15–32 градуса мороза) с широкими колебаниями среднесуточной температуры, высокая влажность воздуха в течение всего года (в отдельные дни до 100 %), частые сильные ветры: до 70 % дней зимой и до 25 % летом, сильная облачность (до 82 % пасмурных дней в году), использование годичного баланса ультрафиолета — 20 % от биологической потребности, сильно выраженные геомагнитные и гелиофизические возмущения [9].

Необходимо сделать следующее уточнение. «Холодно — сыро — ветрено» — не только от этих факторов, как таковых, страдает человек на Севере. Гораздо больше бьют по нему частые в наших местах резкие перепады температуры, постоянная погодная «чехарда». Атмосферное давление, к примеру, может значительно колебаться не по дням, а по часам. Вот это и есть «суперненастье». Вот почему гигиенисты полярный климат называют «раздражающим» (критерий — суровость и резкая изменчивость) в отличие от «щадящего» — мягкого и относительно постоянного. [9].

Человек, проживая в высоких широтах, должен бороться с целым комплексом сопровождающих его факторов: холодом, ветрами, полярной ночью, магнитными бурями и авитаминозами. Естественно, что такая постоянная борьба за «выживаемость» не безразлична для его организма. Отсюда возникает предположение, что исходный фон физиологических показателей организма у жителей северных регионов может отличаться от общепринятого. Это в свою очередь дает основание полагать, что границы нормы здоровья и точки отсчета отклонения от этой нормы должны быть иными, региональными.

Накопленные к настоящему времени научные данные убедительно констатируют изменения в структуре здоровья северян. Другими словами, в показателях их здоровья заметно прослеживается четкий региональный оттенок. Организм человека, попав в непривычные условия Заполярья, способен адаптироваться к ним только до определенного предела. Затем происходит формирование регионального («северного») типа с точки зрения физиологии человека. Состояние организма человека, вызванное действием экологических факторов Заполярья, получило название «Синдром полярного напряжения» или просто «Полярный синдром». Это важное понятие в 1974 году ввел академик В. П. Казначеев, понимая под ним сложный комплекс физиологических, метаболических, психофизиологических и других изменений, возникающих в организме человека в период проживания на Крайнем Севере.

«Полярный синдром» — это не болезнь, а реакция организма на действия комплекса факторов высоких широт, вместе с тем «Синдром полярного напряжения» — это повышенная уязвимость организма, «расчищенный» путь к болезни.

Влияние вышеперечисленных факторов, характерных для Заполярья, проявляется в повышении основного обмена у детей — северян, в снижении потенциальных возможностей системы энергообеспечения, вследствие чего вся деятельность (умственная и двигательная) осуществляется за счет высокой степени напряжения адаптивных механизмов и превосходит «физиологическую стоимость» подобной работы в других регионах. [9]. Значительная общая нагрузка на фоне годичных сезонных периодов Заполярья, испытываемая детским организмом, находит свое отражение в его повышенной реактивности, усугубляясь в период выхода из полярной ночи и быстрого перехода к полярному дню. Массовый выезд детей в период летнего отдыха в район центральной части и юга страны влечет за собой проблему реадаптации детей к условиям Севера после продолжительного отдыха, что, как правило, совпадает по времени с адаптивной перестройкой, обусловленной учебным процессом (феномен «перекрестной адаптации») и предъявляет дополнительные требования к детскому организму. Низкий уровень двигательной активности в осенне-зимний период на фоне общей эстенизации организма детей в этот период так же негативно влияет на состояние здоровья детей.

Повышенные средовые нагрузки находят свое отражение в особенностях заболеваемости детей — северян. Достаточно рассмотреть материалы официального статистического наблюдения и результатов многолетней работы по изучению состояния здоровья детей и подростков позволяет выделить те системы организма детей, которые в первую очередь подвергаются патологическим изменениям вследствие неблагоприятного воздействия средовых факторов Севера. Одной из таких систем выделяется сердечно-сосудистая система ребенка. Отмечается рост числа детей, имеющих пограничную артериальную гипертензию и даже гипертоническую болезнь. Распространение патологии органов кровообращения в промышленных городах Севера и Северо-запада России за последние годы увеличилось в 1,5 раза. Значительна в статистике заболеваний детей доля нарушений костно-мышечной системы. Изменения в мышечной системе и связочном аппарате ребенка обуславливают возникновения различных нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия и иных заболеваний опорно-двигательной системы. Весьма высок на Кольском Севере процент детей с избыточной массой тела. Отмечается большое количество детей, имеющих заболевания органов дыхания. На высоком уровне держится число заболеваний желудочно-кишечного тракта. Патология системы аккомодации глаза так же имеет широкое распространение среди детей, проживающих в Мурманской области. Нарушение зрения в районах Кольского Севера значительно выше, чем в центральной России. На Севере они могут достигать 25–28 %. Ослабленный аккомодационный аппарат, связанный с биологическими адаптационными процессами с одной стороны и повышенной зрительной нагрузкой, с другой, приводит к сдвигу рефрактогенеза в школьном возрасте в сторону формирования миопии. Уровень распространения эндокринной патологии среди подростков в 5 раз выше, чем всего населения страны. Исследования состояния здоровья организованных детей различных возрастных групп, проведенные лабораторией в школах и детских дошкольных учреждениях (ДДУ) ряда городов Мурманской области оказали снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у значительного числа школьников и дошкольников. Иммунная система большинства детей функционирует в режиме дезадаптации. Также можно отметить, что по литературным данным и исследованиям, проведенным коллективом лаборатории, уровень физического развития детей в районах Кольского Севера и их физическая подготовленность ниже, чем у детей того же возраста центральной части России. [10].

Для выявления факторов, определяющих оптимальное сохранения здоровья детей, проведем тестирование «Индекс отношения к здоровью и ЗОЖ».

Цель исследования выявление факторов, определяющих оптимальность сохранности здоровья детей.

Задачи исследования:

1.      Теоретический анализ проблемы оздоровления учащихся в условиях Кольского Севера.

2.      Выявления проблем по внедрению оздоровительных технологий в повседневную жизнь учащихся.

3.      Разработка рекомендаций по внедрению здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Методы исследования:

Теоретический анализ источников, изучение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, анализ, математическая обработка данных.

Этапы работы:

1.                   Информационно-поисковый. Связан с изучением проблем воспитания здорового ребенка и поиском возможных путей их решения. Анализировалась литература, статистические данные по городу Североморску и Мурманской области, посвященные вопросам здорового образа жизни школьников.

2.                   Аналитический. На этом этапе проводилось углубленное теоретическое изучение проблемы организации здорового образа жизни школьников.

3.                   Обобщающий. Включает оценку организационных мероприятий по внедрению передового педагогического опыта по вопросу оздоровления школьников в практику школы.

Предмет исследования система мероприятий оздоровления учащихся общеобразовательных школ г. Североморска, поддержание и сохранение здоровья учащихся в школе общедоступными методами.

Гипотеза внедрение мероприятий по оздоровлению учащихся позволит улучшить показатели здоровья детей — Северян.

Теоретическая значимость обусловлена возможностью использования для повышения уровня компетентности руководителей образовательных учреждений в данной области. Анализ научных поисков в области сохранения здоровья детей позволит использовать при проведении активных форм работ с педагогами разных категорий.

Практическая значимость практическая ценность работы заключается в выработке конкретных рекомендаций по использованию программы в практике общеобразовательной школы.

Тестирование было проведено 10.01.2014г в общеобразовательных школах г. Североморска. В ходе исследований занимающихся физической культурой и спортом была определенна система взглядов на решение одной из важнейших проблем — повышения эффективности физического воспитания детей и подростков с целью укрепления их здоровья и полноценного физического и интеллектуального развития. Различные аспекты концептуальных основ исследуемой проблемы освещены в опубликованных работах. [5], [8].

Тест «Индекс отношения к здоровью и ЗОЖ» проводился со школьниками подросткового возраста. Такое возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические вопросы, используемые в тесте, требуют определенного уровня развития и жизненного опыта.

Диагностика отношений к здоровью и ЗОЖ проведена и с педагогами и родителями. Авторы теста предполагают вначале выяснить значимость жизненных ценностей, и какое место среди них занимает здоровье, без объяснений истинной цели тестирования, поскольку иначе результаты окажутся завышенными. Авторы методики предполагают диагностировать отношения к ЗОЖ по шкалам. [8].

  1.                Эмоциональная
  2.                Познавательная
  3.                Практическая

Авторы дают обоснование для каждой школы, указывая значение высоких и низких баллов. Определив количество набранных баллов при тестировании нужно их соотнести с данными шкал и сделать вывод, на каком уровне находятся диагностируемый человек или класс. Следующий этап: вывод, рекомендации, определение направления коррекционной работы, это может сделать сам человек, если это учитель или старшеклассник, в иных случаях это разрабатывает классный руководитель или психолог.

Тест «Индекс отношения к здоровью» был проведен в начале года. Первоначально для определения исходного уровня отношения к здоровью и здоровому образу жизни педагогов и учеников школах Североморска. В тестировании участвовали: ученики 8, 9, 10 и 11 классов — 128 человек, учителя — 21 человек. Всего 149 человек. Результаты теста «Индекс отношения к здоровью» среди учителей отраженны в таблице № 1, среди учеников таблице № 2.

Таблица 1

«Индекс отношения к здоровью» среди учителей

Эмоциональная

Шкала

Позитивная шкала

Практическая шкала

Шкала

интенсивности

Высокие

Низкие

Высокие

Низкие

Высокие

Низкие

1

 

 

 

 

 

 

21

2

 

6

 

 

16

 

33

3

 

8

13

 

18

 

33

4

 

2

15

 

13

 

37

5

 

9

18

 

12

 

43

6

 

10

12

6

20

 

33

7

 

9

19

9

13

 

48

8

 

9

15

 

19

9

34

9

 

6

17

 

20

 

45

10

 

9

12

4

21

 

39

11

 

7

15

 

23

 

35

12

12

9

16

 

 

8

49

13

12

10

 

7

16

 

20

14

 

8

18

 

21

 

40

15

 

6

17

 

17

2

48

16

2

10

 

8

15

 

31

17

 

7

12

 

14

 

33

18

 

6

14

 

26

 

37

19

 

6

 

5

37

 

70

20

 

3

21

 

24

 

54

21

 

 

21

 

 

 

 

Итого

 

19

16

 

19

 

19

 

Таблица показателей (интенсивности), отношения к здоровью. Диагностирует, насколько в целом сформулировано отношение к здоровью, насколько сильно оно проявится.

Таблица 2

«Индекс отношения к здоровью» среди учеников

 

Общее кол-во чел.

Эмоциональная

шкала

Позитивная шкала

Практическая шкала

Шкала интенсивности

 

Высокие

Низкие

Высокие

Низкие

Высокие

Низкие

Высокие

Низкие

Ученики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-е классы

37

5

32

15

24

31

6

21

13

9-е классы

22

3

19

8

14

18

4

14

9

10-е классы

50

12

38

19

32

45

5

28

24

11-е классы

19

3

16

6

13

16

3

8

11

Итого

128

23

105

48

82

110

18

71

57

Учителя

21

2

19

16

5

19

2

19

2

Общие

149

25

124

64

87

129

20

90

59

 

В таблице № 3 отраженно степень значимости различных составляющих нашей жизни жизненных ценностей.

Таблица 3

Выражение степени значимости различных составляющих нашей жизни жизненных ценностей

Ученики 10–11 кл.

Учителя

Жизненные

ценности

Учителя

Ученики

10 кл.

Ученики 11 кл.

Ученики 9 кл.

1 место наиболее значимое

1 место наименее значимое

1 место наиболее значимое

1 место наименее значимое

Наиболее значимое

Наименее значимое

Наиболее значимое

Наименее значимое

Наиболее значимое

Наименее значимое

Наиболее значимое

Наименее значимое

111

16

12

8

1. хорошие вещи

12

8

9

9

7

8

13

3

25

10

23

3

2. общение с природой

4

13

7

13

7

10

2

16

312

7

36

4

3. общение с друзьями

16

1

14

3

12

2

15

2

41

5

43

3

4. любовь

7

11

11

5

12

2

13

6

52

3

56

0

5. здоровье, ЗОЖ

10

9

18

1

14

2

18

5

64

1

61

4

6. труд (профессия, учёба, интересная работа)

7

9

12

3

11

6

7

13

72

0

70

0

7. духовность (нравственность, саморазвитие)

3

6

6

4

8

8

17

1

 

Результаты тестирования.

Анализ сводных данных диагностирования учителей выявляет следующее: из 21 учителя только два имеют низкие баллы по шкале интенсивности, что говорит о невнимании к своему здоровью, и 19 учителей имеют высокие баллы, что говорит о том, что проблема здоровья для них важна. Анализ по трём шкалам даёт представление, на каком уровне выражается отношение к здоровью. Самые высокие показатели по практической шкале у 19 учителей, которые проявляют заботу о здоровье практически, т. е. делают зарядку, положительно относятся к спорту, прогулкам на свежем воздухе, правильному питанию и активному отдыху. 16 учителей имеют высокие баллы по познавательной шкале, что говорит о желании больше узнать о своём здоровье через чтение книг или иную информацию. Вместе с тем 5 учителей имеют низкие баллы, что говорит о недооценке роли знаний в сохранении своего здоровья. Учитывая, что в тестировании участвовало 50 % учителей, то последние показатели могут быть и выше.


УЧИТЕЛЯ:

Наиболее значимые

1 место — здоровье

2 место — общение

3место — труд, работа

УЧЕНИКИ:

9-е классы

Наиболее значимы

1 место — общение

2 место — здоровье

3 место — хорошие вещи

9-е классы

Наименее значимы

1 место — общение с природой

2 место — труд

3 место — любовь

10-е классы

Наиболее значимы

1 место — общение с друзьями

2 место — любовь, труд

3 место — здоровье

10-е классы

Наименее значимы

1 место — общение с природой

2 место — материальное благополучие

3 место — духовность

11-е классы

Наиболее значимы

1 место — общение с друзьями

2 место — материальное благополучие

3 место — здоровье

11-е классы

Наименее значимы

1 место — общение

2 место — духовность

3 место — труд

Обобщение полученных данных позволяет определить направление оздоровительной работы с каждой возрастной группой учеников, учесть при планировании воспитательной работы в классе.

Анализ:

из 128 учеников теста высокие баллы распределились так

1 место — 110 учеников (практическая шкала)

2 место — 48 учеников (познавательная шкала)

3 место — 23 ученика (эмоциональная шкала).

85,9 % учеников занимаются физическими упражнениями, спортом в школьных и городских секциях, гуляют на свежем воздухе, оздоравливаются в летнее время. Такой образ жизни у них сложился под влиянием обстоятельств.

18 % учеников строят своё отношение к здоровому образу жизни на уровне эмоций, разговоров, понимают, что нужно, но ничего не предпринимают.

37,5 % учеников хотят больше знать через уроки, литературу, беседы о путях сохранения здоровья и здоровом образе жизни.

Вывод: исследования показывают, что учащиеся школы имеют ограниченное, стереотипное представление о здоровом образе жизни. У них не сформулированы глубинные установки, побуждающие к осознанию важности здорового образа жизни для эффективности жизнедеятельности. Важность ведения здорового образа жизни на сознательном уровне осознаётся практически всеми. Но за этим пониманием редко стоят реальные действия. Считают, что этим можно объяснить:

1)                 Нежелание менять устоявшиеся привычки;

2)                 Поведение, образ жизни.

Побуждают человека к изменению образа жизни, принятию ответственности за своё здоровье, чаще примеры экстремального характера (жизненный кризис, болезни и т. д.).

Также это говорит о том, что рядом мало людей, являющихся примером для подражания, ведущих здоровый образ жизни, т. е. эта проблема существует и не решена среди взрослых людей. У них имеется определенный уровень знаний о сохранении здоровья, но на практике они эти знания не используют.

Такая картина настраивает на целенаправленную работу по воспитанию реальных представлений о здоровом образе жизни:

1)                 Вовлечение в спортивные секции;

2)                 Беседы с родителями;

3)                 Встречи с медработниками, спортсменами;

4)                 Активные формы общения с детьми;

5)                 Дополнительные внеурочные часы физкультуры

При планировании воспитательной работы, учитывать данные теста, рекомендовать ежегодное проведение тестов в классах, что даёт возможность отслеживать изменение во взглядах учеников проблемы здорового образа жизни.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким весом гипокинезии и гиподинамии, и все это, при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации — недостаточная двигательная активность. Ограничение двигательной активности (гипокинезия) противоречит биологическим законам развития человека. По словам К. Купера, «в течение многих тысячелетий человек формировал себя в физической работе». Сейчас, с драматической внезапностью ломается модель, созданная эволюцией. Нельзя забывать, что организм человека — это двигатель. Более 80 % веса тела составляют скелет и мышцы, то есть аппарат движения, поэтому основной функцией тела животных и человека является движение. Без движения ни один вид животных, и, прежде всего HomoSapiens, не мог бы сохраниться. Но ведь доля движения в жизни человека все время сокращается, а значит вполне естественны последствия подобного изменения образа жизни. Действительно, при гипокинезии в организме возникает комплекс полиморфных расстройств, которые касаются почти всех жизненных систем организма — обмена веществ, дыхания, кровообращения, интеллекта, приводит к снижению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды. Длительные ограничения возбуждения анализаторов, рецепторов ограничения и нейромышечного аппарата существенно изменяют внутреннюю среду организма, что влечет за собой целый ряд стойких функциональных расстройств.

Прежде всего, снижается физическая работоспособность, уменьшаются физиологические резервы систем, поскольку они функционируют в исключительно в узком диапазоне покоя. Значительно возрастают энергозатраты на единицу работы. Достоверно известно, что ограничение двигательной активности сокращает объем мышечной массы, снижает тонус мышц, уменьшает координацию движений.

Гистологическое исследование мышц обнаруживает при гипокинезии уменьшение объема красных и белых мышечных волокон, часть мышечных волокон подвергается атрофии и перерождению, теряет поперечную исчерченность и, в конечном итоге, погибает.

Гипокинезия изменяет и костную ткань. Уменьшаются ее масса и плотность, отмечается повышенное выделение ряда минеральных веществ и, прежде всего, кальция, наблюдается нарушение образования структур с фосфором и калием. Снижается эластичность сухожилий и связок, объем движений суставов.

Слабое развитие мускулатуры приводит к нарушениям осанки и последующим деформациям опорно-двигательного аппарата. Особенно это сказывается на растущем организме детей.

Следствием гипокинезии является нарушение обмена веществ, избыточная масса тела, извращение метаболизма в тканях.

Особенно значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе — учащаются сердечные сокращения, уменьшается общее количество нарушение функции центральной нервной системы — раздражительность, плохая память, нарушение сна, невротизация.

От гиподинамии особенно страдают школьники: согласно статистике, 85 % времени своего бодрствования старшеклассник вынужден проводить, сидя за рабочим столом, просмотру телепередач уделяется до 24 часов в неделю, появившиеся в последнее десятилетия компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков.

Уроки физкультуры ни в коей мере не компенсируют недостаток двигательной активности. Но и не редки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями. Отсутствие оздоровительных эффектов при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Вся беда в том, что порой каждый урок физкультуры превращается в соревнования, где ученики показывают свое физическое превосходство перед сверстниками. А это очень болезненно для подростка. На уроках физкультуры есть активная группа, для которой предложенные скорости, темп, виды упражнений вполне посильны, а есть группа детей, которым все это не по силам (не активная), и они всеми способами увиливают от уроков, делая вид, что занимаются. [1].

Такие наблюдения позволяют сделать вывод, что каждой такой группе учащихся и даже каждому ученику необходимо задавать оптимальные для них нагрузки, что соответствовало бы их уровню физического развития. Иначе говоря, нагрузка должна быть оптимальной, то есть соответствовать уровню здоровья.

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Известно, что для получения кумулятивного тренировочного эффекта, выражающегося в поддержании или развитии требуемых физических качеств, необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки производилось на фоне следа от предшествующей, и оптимальным интервалом между нагрузками являются 24–48 часов. При более длительном интервале след слабеет и тренировочный эффект оказывается сниженным. [2]

Из выше сказанного закономерно следует вывод, что существующие в настоящее время в школах уроки физкультуры не могут обеспечить не только развивающий, но даже и поддерживающий тренировочный эффект. Необходимы обязательные внеурочные занятия физическими упражнениями. Эти занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности.

 

Литература:

 

  1.                Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М., 1987.
  2.                Арсеньев Е. Н. Работоспособность и здоровье на Севере. — Мурманск, 1993.
  3.                Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М., 1990.
  4.                Сазонов В. Ф. Комплексная программа оздоровления учащихся образовательной школы. — Р., 1996.
  5.                Скачков И. Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. — М., 1991.
  6.                Усанова У. П. Как построить школу здоровья. «Управление школой» № 7–1999.
  7.                Сборник научных статей / Модернизация образования: Мурманский маршрут // Составитель и редактор В. Ф. Костюкевич. — Министерство образования и науки Мурманский области Российский Государственный Социальный университет филиал в г. Мурманск. — Мурманск.: 2010. — 250 с.
  8.                *Лях, В.И., Лапицкая, Е. М. Мониторинг физического и моторного развития детей, подростков и молодежи Кольского Заполярья [Текст] / В. И. Лях, Е. М. Лапицкая // ИВФ РАО — М.: 2008. — 47 с.
  9.                Козлов, А.И., Лисицин, Д.В., Козлова, М.А., Богоявленский, Д.Д., Варшавер, Е.А., Вершубская, Г.Г., Кальина, Н.Р., Санина, Е.Д., Лапицкая, Е. М. Кольские саамы в меняющемся мире [Текст] / Е. М. Лапицкая // Институт Населения, ИЛ «АрктАн-С» — М.: 2008. — 96 с.
  10.            Лапицкая, Е. М. Конституциональный подход в физическом воспитании школьников Кольского Заполярья [Текст] / Е. М. Лапицкая // Учеб. пособие. — Мурманск: МОИПКРО; НИЦ «Пазори», 2004. — 122 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle