Библиографическое описание:

Леушина М. Л. Гуманитарные технологии как концептуальная основа приобщения старшеклассников к здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 466-468.

 

Современные социально-экономические преобразования в нашей стране инициируют развитие образования переходного типа. Это обусловлено тем, что традиционная учебно-воспитательная модель постепенно меняется на личностно-ориентированную. Основанием для этой модификации явилась концепция гуманизации и демократизации образования, приоритетная задача которой — оптимизация взаимодействия личности и общества, создание условий для их эффективного развития и последующего просоциального изменения социума. Личностно-ориентированное образование мы трактуем как интегративную характеристику педагогической деятельности, направленную на конструирование специально организованной среды для применения способностей старшеклассников, с опорой на их энтузиазм, любознательность, мобильность, самоценность, стремление к эмансипации, самодетерминации и самообразованию.

Личностно-ориентированный подход к образованию детерминирует инновационный тип взаимоотношений учителя и учеников. Представления о назначении человека, составляющих его личности — биологической, психологической, социальной, генеалогии поведения и эволюции должны являться приоритетным фактором конструирования образовательного процесса, в том числе, и в области здорового образа жизни.

Не является секретом, что здоровый образ жизни напрямую связан с физическим воспитанием личности. В основе физического воспитания до недавнего времени лежал нормативный подход, сущность которого заключалась в выполнении усредненных обязательных и единых для всех требований и нормативов. Данный постулат полностью противоречит идее индивидуального развития личности. Сложившееся положение детерминировало поиск количественных параметров. Но особенно негативной тенденцией являлось то, что из педагогической системы выпадал человек — основной объект деятельности. Возникло противоречие между социумом и личностью, между формами, средствами и методами, предложенными для обязательного использования, и первичными и вторичными потребностями формирующейся личности.

Квинтэссенцией данной потребности является механизм развития человечества, в сущности которого не заложена потребность выполнять чьи-либо волевые указания: «хомо сапиенс» наделен прямо противоположной потребностью в сопротивлении принуждению.

Мы убеждены, что здоровый образ жизни может быть эффективно реализован только при использовании всеобъемлющего потенциала образовательно-воспитательного характера физической культуры. Для этого необходимо создать социальные условия и опираться на инновационные технологии, инициирующие формирование предпосылок для профессионально-личностного развития учителя и для самоактуализации возможностей старшеклассников в соответствии с их индивидуальными особенностями. Следует иметь в виду, что для личности характерна устойчивость поведенческих мотивов, практических действий, интересов и склонностей, обеспечивающих направленность ее деятельности [6, с. 119], что должно в обязательном порядке учитываться при организации перманентного здорового образа жизни.

Обеспечить реализацию здорового образа жизни старшеклассников возможно, по нашему представлению, реализуя гуманитарные технологии, суть которых состоит в целенаправленном, тактичном влиянии на поведение школьников. Прежде всего, это конструирование условий и ситуаций, способствующих выбору старшеклассником желаемого учителем результата.

Тактичность и деликатность влияния состоит в том, что конструируемая учителем ситуация демонстрирует для старшеклассников позитивные стороны желаемого поведения (за счет анализа возможных перспектив) и логичность принимаемого решения. Самое важное то, что желаемое для учителя поведение старшеклассников становится необходимым и единственным для самого школьника. Налицо союз в реализации педагогической задачи.

Ряд ученых (В.Грановский, В. Осипов, М. Карижский и другие) трактуют гуманитарные технологии как конгломерат способов деликатного, тактичного влияния, используемых для модификации современного социума в общество открытое, помнящее свою историю и заботящееся о будущем как перспективная структура и необходимое для жизни новое социальное пространство, нацеленное на конструирование позитивных витальных стратегий, приводящих к эффективному самостроительству. Это влияние инициирует новую социальную роль, где «человек человеку человек» [3].

Самым хрупким инструментом гуманитарных технологий является управление поведением. Происходит не волевое принуждение старшеклассников к выбору его, а создание таких обстоятельств, когда выбор естественен, а действия школьников могут варьироваться и в конце концов выбираться ими самостоятельно. Управление поведением — это деятельность в условиях конкуренции инноваций. Нам представляется, что поведение индивида пролонгирует инициативу в перспективном пространстве. Учитель должен осознать, что формирование желательного для него поведения старшеклассника будет реальным в том случае, если сам школьник ощущает его перспективы и заинтересованность в нем.

Было бы несправедливым утверждать, что отдельных составляющих гуманитарных технологий никогда не было в традиционной отечественной системе образования. Мало того, что они присутствовали в нем, но и сам учебно-воспитательный процесс — это менеджмент учителем поведения ребенка для достижения саногенных педагогических задач.

Нам импонирует точка зрения В. Мацкевича, который отметил: «то, что раньше решалось традиционно, было не всегда отрефлексировано, не всегда представлено в мышлении, осознано, в современных же реалиях этот процесс технологизирован и требует мыслительной проработки и анализа» [5]. Если задуматься над вопросом о генеалогии гуманитарных технологий, то можно констатировать, что они появились вследствие неудовлетворительного результата образовательной деятельности, но возможности ее улучшения при применении традиционных технологий (политических, социологических, педагогических) были исчерпаны. Эффект применения гуманитарных технологий обусловлен ориентированностью на использование дополнительного «антропогенного» ресурса.

Анализ результатов исследования Г. А. Бордовского, А. П. Валицкой, занимающихся вопросами использования гуманитарных технологий, позволил нам прийти к постулату, что гуманитарные технологии- это технологии повышения эффективности деятельности, в которой они нашли применение вследствие опоры на интересы, потребности, мотивы личности [1, 2]. А. Гор констатирует, что дефиниция «технология» включает не только орудия труда и устройств, но и системы и методы организации, увеличивающие возможность демонстрировать макрофакторам социализации- космосу, планете, миру свое волевое начало. Он писал: «Любой набор процессов, расширяющих наши возможности и облегчающих выполнение определенных задач, можно считать технологией» [4].

Полагаем, что расширение возможностей целесообразно соотнести с идеей повышения эффективности как приоритетной характеристики гуманитарных технологий. На основании вышеизложенного, можно выделить закономерности, обосновывающие необходимость изучения и внедрения гуманитарных технологий в области здорового образа жизни.

  1.                Педагогические закономерности выявили, что изменение парадигмы образования, ориентирующейся на интересы и потребности школьников, инициировали необходимость конструирования условий, способствующих максимальной самоактуализации старшеклассников в реализации ими здорового образа жизни.
  2.                Психологические закономерности обусловлены несостоятельностью прежних методов, форм, средств обучения, возможности которых оказались исчерпанными в современных реалиях. Новая социально-культурная ситуация требует конструктивной, безопасной, саногенной здоровьесберегающей среды, инициирующей просоциальную витальную стратегию.
  3.                Экономические закономерности обусловлены наличием рыночных отношений в современной социально-политической ситуации России и диктующих необходимость подготовки конкурентоспособного, думающего, креативного специалиста, в контексте нашего исследования, учителя, обладающего необходимыми социальными и витальными компетенциями.
  4.                Информационные закономерности обусловлены возросшим потоком информации, в котором грамотный учитель должен почерпнуть единственно верную, конструктивную информацию о здоровом образе жизни как необходимом условии социально зрелого, социально закаленного и ответственного индивида, который может и должен сказать: «Нет» всем деструктивным проявлениям негативной среды.

Изучение педагогической теории и практики позволило определить ряд требований, которым должны соответствовать гуманитарные технологии, чтобы обеспечить эффективное приобщение старшеклассников к здоровому образу жизни.

Во-первых, это требование универсальности, предполагающее реализацию гуманитарных технологий в любой области, связанной с парадигмой «человек-человек». Во-вторых, гуманитарные технологии должны быть комплементарными. Они учитывают неиспользованные резервы и надстраиваются на реальную деятельность школьников по осуществлению здорового образа жизни. В-третьих, неповторимость гуманитарных технологий, как ключевое требование, обусловлена конструированием новых подходов в зависимости от условий осуществления их деятельности, индивидуальных особенностей учителя и старшеклассников. В-четвертых, диагностичность гуманитарных технологий обеспечивается приобретением естественно-научных знаний о «хомо сапиенс» и изучении механизмов его поведения. Диагностический научно-исследовательский инструментарий используется и как средство реализации личностно-ориентированного подхода.

Гуманитарные технологии в области здорового образа жизни являются по своей сути новаторскими, направленными на конструирование и реализацию инноваций в деятельности педагогического коллектива, ориентирующих своих воспитанников на здоровый образ жизни, на использование моделей и стратегий поведения, вызывающих качественные изменения в образе жизни подростка. Установка на здоровый образ жизни в новых социально-культурных реалиях приводит к пересмотру теоретико-прикладных исследований в логике того, что научные явления изучаются по их назначению для конструктивной, качественной, гармоничной жизни человека, по их предназначению в эволюции человека. Этим во многом детерминируется и осознание значимости использования гуманитарных технологий в области здорового образа жизни и здоровьесбережения.

 

Литература:

 

1.                  Бордовский Г. А. Марш-бросок в будущее, или Акцент на гуманитарные технологии: интервью Н. Алексютина // Учительская газета. 2008. № 12 (18 марта). [Электр. ресурс] URL: http://www.ug.ru/issues07/?action =topic&toid=3791 (дата обращения: 09.10.2015).

2.                  Валицкая А. П. Нравственно-эстетические универсалии культуры и гуманитарные технологии // Вестник Герценовского университета. 2008. № 3 (53). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 41–49.

3.                  Грановский, В., Осипов, В., Карижский, М. (1998) Инструменты влияния [Электр. ресурс] // Сетевой проектный журнал XYZ. URL: http:// www.uis.kiev.ua/discussion/impact.html (дата обращения: 09.10.2015)

4.                  Елисеев С. М. Проблемы и парадоксы гуманитарных технологий // Гуманитарные технологии и политический процесс в России: сб. статей / под ред. Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 21–34

5.                  Мацкевич В. В. Проблемы образования XXI века // Проблемы образования и квалификациипедагогов. Тезисы докладов международной конференции. Мн. 1989. т.1

6.                  Овчинников О. М. Проблема актуализации потенциала личности дезадаптированного старшеклассника. Научное мнение. 2013.№ 5. С. 119–122

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle