Библиографическое описание:

Алексеева Л. А. Поэтика цвета в лирике М. И. Цветаевой // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 584-586.

 

В статье исследуются особенности поэтики цвета в лирике М. И. Цветаевой: белый цвет, красный цвет, жёлтый (золотой) цвет, голубой (синий) цвет, зелёный цвет, делается вывод о том, что цветовой аспект играет немаловажную роль в жизни поэтессы и передаёт её душевное состояние.

Ключевые слова: мотив, цвет, цветовая гамма, лирический герой, М. И. Цветаева

 

Творчество М. И. Цветаевой всегда было предметом пристального внимания исследователей. Поэты и критики, современники М. И. Цветаевой, оценивали её творчество положительно. В. Я. Брюсов похвалил её первые сборники за «жуткую интимность», хотя излишняя «домашность» ему не понравилась. Н. С. Гумилёв о первой книге отозвался, сказав, что в ней «инстинктивно угаданы все важнейшие законы поэзии», а о второй: «Те же темы, те же образы, только бледнее и суше… Стих уже не льётся весело и беззаботно, как прежде; он тянется и обрывается…». М. А. Волошин писал: «Автор владеет не только стихом, но и чёткой внешностью внутреннего наблюдателя, импрессионистической способностью закреплять текущий миг…». Зрелая поэзия М. И. Цветаевой заслуживает эпитетов «монументальная», «мужественная», «трагическая». Творческое наследие М. И. Цветаевой, очень велико и труднообозримо. Чтобы подтвердить или опровергнуть при помощи примеров приведённые суждения критиков, необходимо быть знакомым с её творчеством достаточно полно [1, с.6].

Первой книгой автора является «Вечерний альбом», который был издан М. И. Цветаевой, когда она ещё училась в гимназии. И первый, кто оставил положительный отзыв об этой книге, был Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин.

В сборнике стихотворений «Вечерний альбом» М. И. Цветаева особое внимание уделяла цвету. Мотив цвета в лирике М. И. Цветаевой исследовали С. Ж. Макашева («Лирика и драматургия М. И. Цветаевой (1907–1920). Становление и эволюция поэтической онтологии»), А. А. Мануилова («Символика цвета в поэзии Марины Цветаевой 1908–1921 годов»), М. Боровикова («Поэтика Марины Цветаевой (лирика 1900–1910 годов)»), А. Саакянц («Марина Цветаева. Жизнь и творчество») и многие другие учёные.

Проблема цветовой символики тесно связана как с проблемой психологического воздействия цвета, так и с его систематикой. У истоков культуры цвет был равноценен слову, служил символом различных вещей и понятий.

В творчестве Марины Цветаевой цветовая гамма занимает особое место, что не случайно. Достаточно обратить внимание на фамилию поэта, в которой уже сам по себе сокрыт цвет. Цвет стал частью жизнетворчества Марины Цветаевой.

Нами был проведён количественный подсчёт упоминаний цветовых характеристик. В цикле «Вечерний альбом» насчитывается 110 стихотворений, в 41 из которых присутствуют цветовые мотивы. Мы выявили, что наиболее часто употребляются такие цвета, как зелёный, белый, желтый (золотой), голубой (синий) и красный.

К примеру, в стихотворении «Лесное царство» (1909) присутствует сразу два цвета: зелёный и голубой (синий).

В светлой чаще берез, где просветами

Голубеет сквозь листья вода,

Хорошо обменяться ответами,

Хорошо быть принцессой. О, да!

Наслаждайтесь весенними звонами,

Милый рыцарь, влюбленный, как паж,

И принцесса с глазами зелеными, 

Этот миг, он короткий, но ваш!

Голубой (синий) цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром «голубой (синий) — это цвет небес, истины, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости» [2].

Автор показывает, что природа пробуждается, когда весна вступает в свои права. Но ещё не везде присутствует гармония в природе, а лишь «где просветами / Голубеет сквозь листья вода».

Голубой цвет ассоциируется с лирической героиней произведения — это скромная и совсем ещё юная девушка, которая любит детской, чистой и искренней любовью:

Ты — принцесса из царства не светского,

Он — твой рыцарь, готовый на все…

О, как много в вас милого, детского,

Как понятно мне счастье твое!

Автор говорит о том, что нет ничего прекрасней на свете, чем миг любви, когда душа находится в гармонии с природой. Всё вокруг цветёт и благоухает, и нужно стараться не упустить это:

Наслаждайтесь весенними звонами,

Милый рыцарь, влюбленный, как паж,

И принцесса с глазами зелеными, 

Этот миг, он короткий, но ваш!

Мотив зелёного цвета, о котором говорит лирический герой, дополняет всю сущность пробуждения весны. Как утверждает А. Каменский «зелёный цветявлялся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность» [2].

Еще в древности было замечено, что цвет воздействует на эмоциональный настрой человека, каждый цвет имеет свои смысл. Вся жизнь человека наполнена цветом. Цвет — это знак, отношение к которому формируется под влиянием множества факторов, и важнейший из них — фактор культурный.

Систематически изучать цвета и их воздействие на человека начали в ХХ веке. Известный психолог Макс Люшер провел ряд исследований в области цвета, изучая выбор различными людьми оттенков из цветовой гаммы. Он пришел к выводу, что выбор человеком того или иного цвета отражает психологические качества человека.

В стихотворении «Эпитафия» (1909)М. Цветаевой мотив цвета, а конкретно белого, передает душевное состояние лирической героини.

Эпита́фия — греч. надгробная, намогильная надпись [3]. Лирический герой создаёт образ «светлого» персонажа: «Он ангелов любил и детский смех». Основным средством создания художественного мира является портрет, который прорисовывается в строках:

Он был больной, измученный, нездешний,

Он ангелов любил и детский смех.

Не смял звезды сирени белоснежной,

Хоть и желал Владыку побороть...

Автор передает нам состояние души лирического героя, который нашел своё место в потустороннем мире и нашёл своего Ангела, который будет оберегать его. В данном произведении белый цвет ассоциируется с вышей духовностью, ангелами и святыми, воплощением духовной чистоты:

Во всех грехах он был — ребёнок нежный,

И потому — прости ему, Господь!

Определенный интерес представляет также классификация цветовых символов по сходству с характерными особенностями обозначенного объекта понятия, предлагаемая Ф.Юрьевым: «все символы подразделяются на три группы: ассоциативную, ассоциативно-кодовую, кодовую [4].

Исходя из предложенной классификации, стихотворение «Эпитафия» можно отнести к ассоциативно-кодовой группе, т. к. именно в этой группе «белый — духовность, чистота, невинность, ясность».

Стихотворение «Каток растаял» (1910) относится к разделу «Любовь». Здесь лирической героине снова приходится столкнуться с расставанием:

Каток растаял... Не услада

За зимней тишью стук колес.

Душе весеннего не надо

И жалко зимнего до слез.

Каток ассоциируется с определённым образом для лирической героини, с образом её собственной души. Возможно, что автор тоскует по детским годам, и каток — это было единственное, что ей напоминало о беззаботности детства. Она привыкла к тому, что согревает её душу даже в холодную зиму. Героиня боится того, что с приходом нового времени года она потеряет всё, что для неё было так важно — теплота, забота, нежность. Лирической героине совсем не хочется приобретать что-то новое, радоваться приходу весны:

Зимою грусть была едина...

Вдруг новый образ встанет... Чей?

Душа людская — та же льдина

И так же тает от лучей.

В стихотворении «Каток растаял» присутствует желтый цвет: «Пусть в желтых лютиках пригорок!». Гёте утверждал в своей концепции цвета «желтый цвет является цветом лёгким, теплым, он вызывает у человека положительные эмоции, ассоциируется у него с радостью и весельем», что противопоставляется внутреннему миру лирической героини. В данном стихотворении мотив желтого цвета трактуется как «разлука, душевная неуравновешенность» [5]:

— Душе капризной странно дорог

Как сон растаявший каток.»..

Душа её находится не на месте. Она не хочет отпускать то состояние душевного покоя, что присутствовало у неё три долгих месяца зимы.

Стихотворение «Книги в красном переплёте» написано в период с 1908–1910 г. В это время М. И. Цветаева начинала готовить к печати свою первую книгу «Вечерний альбом». Данное стихотворение вошло в раздел «Детство». Лирическая героиня чувствовала, что её детство уходит в прошлое, впереди её ждёт большая взрослая жизнь. Но даже уходя во взрослую жизнь Марина Цветаева взяла с собой незабываемые впечатления и воспоминания о произведениях искусства, которые она полюбила с детства:

«Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потертом, красном переплёте.

Чуть легкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

— Уж поздно! — Мама, десять строк!... –

Но, к счастью, мама забывала». [6]

Именно благодаря чтению, будущая поэтесса открыла для себя удивительный мир волшебства и литературы. Прошли годы и лирическая героиня смогла по достоинству ценить накопленный багаж знаний, называя книги не иначе, как «неизменившие друзья в потёртом красном переплёте».

Почему же именно в «красном переплёте»? «Значение красного цветав древности было такого: красота, прекрасное, радостное, возлюбленное и т. д. Но не всегда красный цвет трактуется именно так — это может быть вражда, месть, война» [7].

Употребление красного цвета в данном контексте помогает читателю наиболее глубоко прочувствовать всю ту любовь и теплоту, что проявляет лирическая героиня к своим книгам, которые напоминали ей детство.

Став старше, Марина Ивановна Цветаева пыталась повернуть время вспять и снова почувствовать то тепло, заботу и радость, что испытывала в детстве. А. Саакянц писала, что «она даже пыталась провести ночь за чтением любимых книг, но очень скоро поняла, что это не поможет ей перенестись в прошлое» [8].

Таким образом, поэтика цвета лирических произведений М. И. Цветаевой разнообразна. Мы выявили, что основную роль в сборнике стихотворений «Вечерний альбом» играют такие цвета, как зелёный, красный, голубой (синий), желтый (золотой) и белый. Все эти цвета так или иначе отражают состояние души поэтессы.

Характеристика того или иного цвета помогает читателю понять, какие события переживала поэтесса, глубже раскрыть содержание её произведений.

 

Литература:

 

  1. Цветаева, М. Избранное [Текст] / М.Цветаева — Смоленск: Русичи, 2008. — С. 3–6.
  2. Каменский, А. Цвета и их значения в Православной Церкви [Электронный ресурс] / А. Каменский. — Режим доступа: (kamensky.ruvery_intrest/): (Дата обращения 7.10.15)
  3. Даль, В. Толковый словарь [Электронный ресурс] / В. Даль. — Режим доступа: slovardalya.ru: (Дата обращения 8.10.15)

4.      Юрьев, Ф. И. Слово о цвете, о музыке цвета и о цветовой музыке слова. Том второй «Гармония сфер» [Электронный ресурс] / Ф. И. Юрьев. — Режим доступа:medved.kiev.uaflorian_yuryev/index.htm: (Дата обращения 6.10.15)

  1. Гёте, И. В. К теории цвета [Электронный ресурс] / И. В. Гёте. — Режим доступа: ias.kiev.uainterior_style/507: (Дата обращения 7.10.15)
  2. Цветаева, М. Соч.: В 2-х томах [Текст] / М. Цветаева — М.: Художественная литература, 1998. — Том 2. -С. 5–32.
  3. Люшер, М. Цвет вашего характера [Электронный ресурс] / М. Люшер. — Режим доступа: http://www.koob.ru/lusher/cvet_vashego_haraktera: (Дата обращения 7.10.15)
  4. Саакянц, А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество [Электронный курс] / А.Саакянц. Режим доступа: tsvetaeva.narod.ruWIN/saakyan/saakMT23.html: (Дата обращения 7.10.15)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle