Библиографическое описание:

Кузьма Т. И. Профессиональное выгорание педагога вуза // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 533-535.

 

Статья посвящена исследованию особенностям профессионального выгорания учителей в ВУЗЕ. Она раскрывает особенности самоактуализации, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения педагогов с разными уровнями выраженности аспектов, фаз и симптомов выгорания.

Ключевые статьи: профессиональное выгорание; стрессоустойчивость; педагоги высшей школы; высшая школа; учреждения высшего образования; вузы.

 

В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки. Известно, что работа педагогов ВУЗов связана с большими нагрузками. Речь идёт об обстановке на работе, требующей постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме», отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов высших учебных заведений требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста приводит к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию.

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) — «сгорание», «выгорание», «затухание горения». Впервые этот термин предложил Фроуденбергер (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром «выгорания» — отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности педагога и создает серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

В современной психологической науке всё больше внимания уделяется проблеме профессионального выгорания, рассматриваемого в аспекте деформации личности под влиянием профессиональных стрессов (В. Е. Орёл; Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова). Выгорание разрушительно влияет на педагогов, учащихся и на процесс образования в целом. Феномен активно исследуется в современной психологии, разрабатываются меры профилактики выгорания, широко изучается ценностно-смысловая сфера профессионала в основе совладания с выгоранием.

Результаты исследований психических состояний педагогов позволяют рассматривать состояние выгорания, в отличие от состояний стресса, утомления, как психическое состояние педагогов, которое имеет множество коррелятов среди внутренних личностных особенностей, состояний, качест). При большом вкладе в развитие выгорания организационных факторов ВУЗа, многие педагоги, работая долгие годы, остаются резистентными к его формированию, удовлетворены профессией, работают с полной отдачей и реализуют свой внутренний потенциал в деятельности.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся учителя.

Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к студенту как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

По мнению И. А. Кураповой система ценностей и смыслов, как регулятор профессионального развития педагога, детерминирует продуктивность педагогической деятельности, является фактором, предотвращающим возникновение деструктивных изменений в эмоциональном состоянии и личности педагога. Факторы, связанные с самоактуализацией (уровень самоактуализации, бытийные ценности, осмысленность жизни), играют важную роль в профилактике профессионального выгорания. У педагогов с разной степенью профессионального выгорания преобладает ориентация на различные ценности и разная степень их согласованности.

Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к нейродинамике и, прежде всего, к силе нервной системы уравновешенности нервных процессов. Высокие требования к силе нервной системы обусловлены тем, что педагогу необходимо: обладать большой работоспособностью; выдерживать действия сильных раздражителей и уметь концентрировать свое внимание; быть всегда активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего времени высокий общий и эмоциональный тонус; быть способным быстро восстанавливать силы.

Высокие требования к уравновешенности нервных процессов вызваны и тем, что педагог должен: быть сдержанным в ситуациях, стимулирующих интенсивное возбуждение; проявлять терпеливость, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности; отличаться четкостью дикций, выразительностью изложения мысли, ровностью в динамике чувств и т. п.

Педагог наиболее полно реализует свой внутренний потенциал, обогащая личность за счёт профессии и профессию за счёт личности, если профессиональная деятельность имеет для него смысл; в работе педагог решает «настоящую» проблему. Профессиональная деятельность целостна — не рассыпается на преходящие проблемы. Самоактуализация — не отсутствие проблем, а движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам [1].

Конечно, неудовлетворенность работой может быть вызвана низкой оплатой труда, однако, по мнению Д. Гринберга, высокая оплата и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы. К ним относятся степень сложности заданий, объем работы, которая будет положительно оценена по окончании, и др.

Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, а ведь среди педагогов и психологов в образовании подавляющее большинство — женщины. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих.

Таким образом, следствием профессионального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь — с детьми. Специалисты Гозилек Э., Бойко В. В. обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы. Поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие появления стрессовых состояний, педагогов необходимо обучать навыкам отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения справляться с критикой. Для этого рекомендуется делать специальные упражнения по саморегуляции. По мнению Л. Г. Федоренко, педагогу чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается, следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Личность педагога представлена пятью основными потенциалами: познавательным, т. е. объемом и качеством информации, которой располагает личность, морально-нравственным, обусловленным приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-эстетическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями, творческим, определяемым наличием умений и навыков, способностями к действию, и мерой их реализации в определенной сфере деятельности и общения, коммуникативным, который оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми и эстетическим, обусловленным уровнем и интенсивностью художественных потребностей личности, а также тем, как она их удовлетворяет.

Хочется отметить, что педагогическая деятельность, будучи социальной по своей природе, зависит от способностей личности, от того, насколько возможны развитие и компенсации профессионально важных свойств. По выражению Б. М. Теплова: «Под способностями определяются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельности. Способность не сводится к тем знаниям, которые уже выработаны у данного человека» [1, с. 6].

Становление профессионализма происходит на основе следующих компонентов формирования индивидуального стиля педагогической деятельности:

          гностического: изучение педагогом объекта своей деятельности (содержания, средств, форм и методов, с помощью которых эта деятельность осуществляется, достоинств и недостатков своей личности и деятельности в целях сознательного ее совершенствования);

          проектировочного: дальние, перспективные цели обучения и воспитания, а также стратегии и способы их достижения;

          конструктивного: особенности конструирования педагогом собственной деятельности и деятельности обучающихся с учетом ближайших целей обучения и воспитания;

          коммуникативного: специфика взаимодействия преподавателя с учащимися, при этом акцент делается на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, т. е. с достижением дидактических целей;

          рефлексивного: умение педагога организовать как деятельность обучающихся, так и свою собственную. [2, с. 10].

Таким образом, деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер, корректирует и а конечном счете, во многом определяет результат труда педагога. Только при наличии рефлексивных пространств, в которых учитель ощущает свою значимость, может открыто говорит о своих достижениях и проблемах, происходит его становление как профессионала.

В настоящее время является важным признать, что синдром профессионального выгорания не только существует, но что ему подвержено существенное число специалис-тов, работающих в помогающих профессиях. Это в свою очередь означает, что разработка мер профилактики профессионального выгорания является чрезвычайно важной.

Специалист, страдающий от синдрома выгорания, неспособен вести эффективную профессиональную деятельность и поддерживать здоро-вые межличностные отношения, как в семье, так и в рабочем коллективе. Таким образом, профилактика профессионального выгорания будет вести не только к сохранению психического и физического здоровья специалистов, не только будет увеличивать эффективность их профессиональной деятельности, но и оздоровлять сообщество в целом.

 

Литература:

 

  1.                Бабич О. И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: Автореф. диссерт. канд. психол. наук. Хабаровск, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2007.
  2.                Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О. И. Бабич. — Волгоград: Учитель, 2009.
  3.                Фоминых, Е. В. «Профессиональное выгорание» преподавателей базового вуза, работающих в филиалах северных городов / Е. В. Фоминых, О. М. Чикова // Психология в вузе: Ежеквартальный научно-методический журнал. — 05/2009. — N3: Студент и преподаватель в образовательном пространстве вуза. — С. 37–46.
  4.                Эффективный учитель / Авт.-сост. О. М. Ольшевская. — Минск: Красико-Принт, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle