Библиографическое описание:

Султанова Б. К., Макина Г. У., Нурпейсова А. У. Особенности использования корпоративной информационной системы // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 79-82.

 

В статье рассмотрено преимущество внедрения и использования корпоративных информационныхсистем, основной задачей которой является обеспечение безперебойной и системной работы внутриорганизационных подразделений, также и организация контроля поступающими на компанию ресурсами для достижения нужного результата. В ходе обзора взята во внимание клиент-серверный вариант работы, основанный на трехуровневой архитектуре с использованием сервера "1С:Предприятие 8" и Microsoft SQL Server для больших рабочих групп и в масштабах предприятия.

Ключевые слова:информация, корпоративная информационная система (КИС), эффективность, бизнес-процессы.

 

Уровень обеспеченности информацией любого общества определяется уровнем развития информационной службы, количеством и квалификацией работающих в ней специалистов. Информатизация это — организационный, социально-экономический и научно-технический процесс направленный на создание и развитие информационных ресурсов, информационных систем с целью удовлетворения информационных нужд людей и общества. В этом случае важность информаций ростет, она приобретает славу являясь стратегическим ресурсом бизнеса. В этой связи эффективность управления учреждением, организацией компанией во многом определяется качеством информационной базы и внимательностью ее аналитических обработок (рисунок 1).

В современных условиях эффективное управление является ценным ресурсом организаций, наряду с финансовыми, материальными и другими ресурсами. Самым эффективным способом повышения работоспособности компаний является автоматизация ее работы.

В настоящее время интенсивно предлагается внедрять корпоративные информационные системы (КИС). На страницах журналов, в сетях Интернет можно увидеть большое количество материалов возносящих те или иные вещи. При этом разброс очень большой как по ценам, срокам выполнения работ, так и по оказываемым услугам.

Самое трудное — построить единую систему, которая будет отвечать запросам сотрудников всех подразделений. Каждый из подразделений может иметь собственное программное обеспечение, оптимизированную под свои особенности работы. Информационная система может скомбинировать их всех в рамках одной интегрированной программы, которая работает с единой базой данных, так, что все департаменты могут легче обмениваться информацией и общаться друг с другом. Такой интегрированный подход обещает обернуться очень большой отдачей, если компании смогут корректно установить систему[1,2].

Рис. 1. Требование информационной базы

 

Так или иначе любая компания когда либо сталкивается с проблемой систематизации данных и автоматизаций процессов используемых при обработке этих данных. Если на начальном этапе создания компаний сотрудники могут обходиться применением лишь простых офисных программ и приложений, но со временем с ростом объемов информаций, компания будет вынуждена создать корпоративную информационную систему.

Корпоративная информационная система это — интегрированная управленческая идеология, процесс работы предприятия и современные информационные технологии. Корпоративность одним словом означает соответствие системы нуждам компаний, имеющим сложную структуру управления. Ее основная задача состоить в обеспечений безперебойной и системной работы внутриорганизационных подразделений, также и в организаций контроля поступающими на компанию ресурсами для достижения нужного результата (рисунок 2).

Рис. 2. Схема интегрированной деятельности служб компаний

 

Говоря об этой системе мы можем задаться вопросом, что это даст? То есть какие преимущества внедрения корпоративных информационных систем? Преимуществом внедрения корпоративных информационных систем можно назвать следующее:

        получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании;

        повышение эффективности управления компанией;

        сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций;

        повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации.

Повышение внутренней управляемости, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям увеличивает эффективность компании, её конкурентоспособность, а, в конечном счёте — прибыльность. Вследствие внедрения КИС увеличиваются объёмы продаж, снижается себестоимость, уменьшаются складские запасы, сокращаются сроки выполнения заказов, улучшается взаимодействие с поставщиками. Но, несмотря на привлекательность приведённых утверждений, вопрос об окупаемости инвестиций в КИС не теряет свою актуальность. Соотношение выгоды от использования системы и ее стоимости является одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на решение «покупать или не покупать». Любой инвестиционный проект, а внедрение КИС, несомненно, нужно рассматривать как инвестиционный проект, представляет собой своего рода «покупку» и, соответственно, требует оценки его стоимости и ожидаемой выгоды.

Прямую окупаемость КИС посчитать непросто, поскольку в результате внедрения оптимизируется внутренняя структура компании, снижаются трудноизмеримые транзакционные издержки. Сложно определить, например, в какой степени увеличение доходов компании явилось следствием работы КИС, а в какой — результатом настройки бизнес-процессов, то есть плодом управленческих технологий. Однако в некоторых аспектах деятельности компании оценка вполне реальна. В первую очередь это касается логистики, где внедрение КИС приводит к оптимизации материальных потоков и к снижению потребности в оборотных средствах [3].

Одним из таких вариантов является внедрение корпоративной информационной системы на базе "1С:Предприятие 8". Опыт создания прикладных решений на платформе "1С:Предприятие 8" показывает, что система позволяет решать задачи различной степени сложности — от автоматизации одного рабочего места до создания информационных систем масштаба предприятия.

Прикладное решение для крупной информационной системы предъявляет повышенные требования по сравнению с небольшим или средним внедрением. Система масштаба предприятия должна обеспечивать приемлемую производительность в условиях одновременной и интенсивной работы большого количества пользователей, которые используют одни и те же информационные и аппаратные ресурсы в конкурентном режиме. При этом и аппаратная, и программная части работают под большой нагрузкой.

Должен выполняться ряд требований к внедряемой КИС, в частности масштабируемость, как способность системы к предполагаемому расширению возможностей и возрастанию объемов решаемых задач. Для "1С:Предприятия 8" данное свойство легко реализуется, так как имеются эффективные возможности масштабирования. Одним из основных показателей масштабируемости системы является возможность эффективной работы при увеличении количества решаемых задач, объема обрабатываемых данных и количества интенсивно работающих пользователей.

"1С:Предприятие 8" может быть реализовано как в файловом варианте, так и с использованием технологии «клиент-сервер»: распределенная информационная база; клиент — серверная версия; сетевая версия. При работе в файловом варианте она может работать с локальной информационной базой, расположенной на том же компьютере, на котором работает пользователь. Такой вариант работы применим при работе в небольшой организации. Файловый вариант также обеспечивает возможность работы по локальной сети нескольких пользователей с одной информационной базой.

Для больших рабочих групп и в масштабах предприятия применим клиент-серверный вариант работы, основанный на трехуровневой архитектуре с использованием сервера "1С:Предприятие 8" и Microsoft SQL Server. Он обеспечивает надежное хранение данных и их эффективную обработку при одновременной работе большого количества пользователей.

Крупные организации и предприятия ориентированы на использование распределенной информационной базы, сочетающей применение различных вариантов работы: файлового или клиент-серверного. Механизм распределенной информационной базы будет обеспечивать идентичность конфигураций, используемых в каждом из подразделений холдинга, и осуществлять обмен данными между отдельными информационными базами, входящими в состав распределенной системы.

Важно отметить, что одни и те же прикладные решения могут использоваться как в файловом, так и в клиент-серверном варианте работы. При переходе от файлового варианта к технологии «клиент-сервер» не требуется вносить изменения в прикладное решение. Поэтому выбор варианта работы целиком зависит от потребностей заказчика и его финансовых возможностей. На начальной стадии можно работать в файловом варианте, а затем с увеличением количества пользователей и объема базы данных, можно легко перейти на клиент-серверный вариант работы со своей информационной базы.

В варианте клиент-сервер обеспечивается возможность параллельной работы большого количества пользователей. Как показывают тесты, с ростом числа пользователей скорость ввода документов уменьшается очень медленно. Это означает, что при увеличении количества интенсивно работающих пользователей скорость реакции автоматизированной системы остается на приемлемом уровне.

В модели данных, поддерживаемой системой "1С:Предприятие 8", не существует таблиц базы данных, однозначно приводящих к конкурентному доступу со стороны нескольких пользователей. Конкурентный доступ возникает только при обращении к логически связанным данным и не затрагивает данные, не связанные между собой с точки зрения предметной области.

Таким образом, выбор конкретного варианта проекта КИС является трудоемким процессом, требующим значительное количество ресурсов, тщательного анализа как текущих запросов и финансовых возможностей организации, так и перспективных планов развития. Эффективность внедрения КИС возможна при комплексном подходе к решению проектных задач, максимальной заинтересованности персонала организации в успехе всего проекта [4,5].

 

Литература:

 

  1. М. Хохлова, статья «Современный рынок систем управления предприятием».
  2. Ю. Токарев, статья «Корпоративные информационные системы и консорциумразработчиков».
  3. Прокофьева М. А. Корпоративные информационные системы. Курс лекций Издательство КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», Ставропольскийкрай, г.Пятигорска.
  4. Калянов Г. Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. — 3-е изд./ Г. Н. Калянов. — М.: Горячая линия –Телеком, 2002. — 320 с.
  5. Методы и модели информационного менеджмента: учеб. Пособие / Д. В. Александров, А. В. Костров, Р. И. Макаров, Е. Р. Хорошева; под ред. А. В. Кострова. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle