Библиографическое описание:

Мазуренко О. В., Сергеева Е. Е. Патриотическое воспитание дошкольников в процессе выполнения заданий краеведческой направленности // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 24-26.

 

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно- патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи, с целью воспитания достойного гражданина, патриота, человека духовного, высоко образованного.

Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь – все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.

Учитывая потребность использования в работе педагогов различных форм организаций занятий с детьми, с целью формирования у них более глубоких знаний о своем городе, крае, возникла необходимость разработки заданий краеведческой направленности.

Выполнение данных заданий ребенком ориентировано на речевое развитие детей дошкольного возраста (умение высказывать свое мнение, составлять рассказ по картинке/об увиденном, беседовать на заданную тему и пр.) и обогащение их словарного запаса посредством формирования осознанного отношения к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработке на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю и чувствовать гордость за свою малую Родину. Содержание и формулировка заданий обусловлены определенной тематикой. Приведем примеры.

Тема 1. Кто я такой? Где я живу?

Знакомство с личностью ребёнка. Первичное знакомство с малой родиной.

Практическая часть.

1. Составление рассказа о себе «Я – хороший».

2. Просмотр презентации «Мордовия моя!».

3. Беседа «Расскажи, что ты увидел».

Тема 2. Мордовский музыкальный фольклор.

Знакомство с мордовскими музыкальными инструментами. Прослушивание музыкальных произведений. Знакомство с простейшими фольклорными жанрами.

Практическая часть.

1. Знакомство с текстом мордовской песни и ее исполнением, беседа «Расскажи, о ком (о чем) эта песня».

2. Практическое задание: выбери понравившийся музыкальный инструмент, расскажи – какой он.

3. Игра «Я знаю много мордовских музыкальных инструментов».

Тема 3. Мордовские сказки.

Знакомство с мордовскими сказками.

Практическая часть.

1. Практическое задание: совместное чтение и обсуждение мордовских сказок.

2. Беседа «Чему научила меня сказка».

3. Практическое задание: «Придумай продолжение сказки».

4. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на иллюстрации.

Тема 4. Мордовское народное искусство.

Знакомство с мордовским народным искусством. Народные художественные промыслы (народное ремесло). Национальные особенности мордовского народного искусства.

Практическая часть.

  1. Просмотр презентации «Мордовские народные промыслы».

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Составление простого рассказа по схеме «Мне захотелось сделать …., потому что……».

4. Практическое задание: описание внешнего вида поделки.

Тема 5. Мордовские народные игры.

Знакомство с играми мордовского народа.

Практическая часть.

1. Проведение нескольких игр.

2. Составление простого рассказа по схеме «Больше всего мне понравилась игра …., потому что……».

3. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.

Тема 6. Мордовский национальный костюм.

Знакомство с мордовским национальным костюмом.

Практическая часть.

1. Просмотр презентации о мордовском национальном костюме.

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Практическое задание: выбери понравившийся мордовский костюм, расскажи – какой он.

4. Игра «Найди отличия в костюмах».

Тема 7. Произведения мордовских детских писателей и поэтов.

Знакомство с произведениями мордовских детских писателей и поэтов.

Практическая часть.

1. Чтение произведений.

2. Беседа по содержанию произведений.

3. Практическое задание: нарисуй иллюстрацию к произведению, расскажи, что изображено.

4. Практическое задание: придумай собственное произведение, расскажи его.

Тема 8. Мордовия – моя малая родина. Символика Мордовии.

Углубление знаний о малой родине. Мордовия как часть России и как самостоятельная республика. Символика Мордовии.

Практическая часть.

1. Беседа «Что является символикой Мордовии».

2. Практическое задание: составь рассказ-описание на тему «Герб Мордовии».

3. Практическое задание: расскажи, о чём поётся в мордовском гимне.

4. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.

Тема 9. Саранск – столица Мордовии. Достопримечательности города.

Мой город: из глубины веков до сегодняшних дней. Достопримечательности Саранска.

Практическая часть.

1. Просмотр презентации «Экскурсия по городу»

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Составление рассказа по схеме «Больше всего из достопримечательностей города Саранск мне понравилась(понравился) …., потому что……».

4. Практическое задание: составь рассказ об одной из увиденных достопримечательностей.

Тема 10. Мои соседи по Республике. Мы разные, но мы вместе!

Люди разной национальности, живущие в нашей Республике. Правила общения с людьми другой национальности.

Практическая часть.

1. Просмотр презентации «Мои соседи по Республике».

2. Беседа «Что интересного я увидел».

3. Беседа на тему «Как нужно себя вести, чтобы не обидеть человека другой национальности».

4. Практическое задание: нарисуй жителей нашей дружной Республики, расскажи, что изображено.

Тема 11. Я – достойный житель Республики. Мой вклад в сохранение достояний малой родины.

Правила поведения в природе, в общественных местах, практическая деятельность по благоустройству, помощь пожилым.

Практическая часть.

  1.    Беседа: «Как нужно себя вести, чтобы быть достойным жителем Республики»
  2.    Практическое задание: составить рассказ на тему «Мордовия – моя малая Родина».

3. Практическое задание: расскажи, что ты видишь на картинке.

Старшим дошкольникам могут быть предложены задания на печатной основе типа:

  1. Дорисуй по точкам. Скажи, что изображено на рисунке?

  1. У каждого города есть свой герб. У Саранска свой герб. В каком году был принят герб Мордовии? Раскрась герб Мордовии.

  1.                Помоги Пете выбрать правильный путь до Мордовского Национального Драматического театра. Правильную дорожку обведи цветным карандашом.

Наряду с усвоением знаний о родном крае при выполнении изобразительных заданий у детей формируются линейно-графические, пространственные навыки. Рисование по опорным линиям является хорошим тренингом для развития произвольной регуляции графического движения.

Таким образом, систематическое выполнение с дошкольниками заданий краеведческой направленности позволяет не только знакомить с историей, культурой города, своего края, с особенностями природных условий, но и формировать у детей чувство связи с вышеперечисленным, осознание себя частью этого.

 

Литература:

  1. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности / Г.Г. Абдулкаримов // Дополнительное образование. 2002. - № 2. - С.49-54.
  2. Всё о Мордовии: энциклопедический справочник / сост.: Н.С.Крутов, Е.М. Голубчик, С.С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 836 с.
  3. Мокшин, Н. Мы – мордва!: рассказы о родном крае для маленьких читателей – жителей Мордовии и её гостей / Н.Мокшин. – Саранск: Изд. Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарёва, 2007. – 48 с.
  4. Саранск – столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей / сост.: Н.М. Арсентьев, К.И. Шапкарин; авт. Текста: Т.С. Баргова, Е.С. Руськина. – Саранск: Типография «Красный октябрь», 2007. – 47 с.
Основные термины: заданий краеведческой направленности, Практическая часть, Практическое задание, Патриотическое воспитание, Патриотическое воспитание дошкольников, Похожая статья, детей дошкольного возраста, родного края, Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, родном крае, выполнения заданий краеведческой, Просмотр презентации, разработки заданий краеведческой, маленьких читателей, дошкольниками заданий краеведческой, данных заданий ребенком, выполнении изобразительных заданий, родному детскому саду, Совершенствование детей дошкольного, ценностям родного края

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle