Библиографическое описание:

Кондратьева Т. Н., Аюпова Л. Н. Этнокологическое образование детей 6-7 лет в процессе ознакомления с земноводными Мордовии // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 17-19.

 

В статье раскрывается технология ознакомления с земноводными Мордовии, применяя достижения многовекового опыта народной педагогики мордвы в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом образовании детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: этноэкологическое образование, земноводные,народная педагогика.

 

Защита земноводных, необходима для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Как отмечалось еще в работах западных (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо,
И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.) и отечественных педагогов (К. Д. Ушинский,
Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева и др.), формирование представлений о природе, соответствующего отношения к ней, грамотного поведения происходит на основе знакомства ребенка с объектами ближайшего природного окружения. Педагогами развитых стран одним из основополагающих принципов экологического образования признается взаимодействие краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к решению экологических проблем. Экологическое образование на современном этапе требует использования национально-регионального компонента его содержания и традиций этнопедагогики в природоведческой работе.

Таким образом, существует противоречие между социальной значимостью проблемы, достижениями многовекового опыта народной педагогики мордвы в воспитании культуры общения с природой и его использованием в этноэкологическом образовании детей дошкольного возраста, недостаточной научно-методической разработанностью этой области дошкольной педагогики, что обусловило выбор темы [1,
c. 4].

Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста – это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосообразного поведения [1, c. 11].

Самыми распространенными из земноводных почти в любой местности являются лягушка (прудовая, травяная). Земноводные прекрасный материал для возбуждения у детей любознательности и для познания процессов жизни в живой природе.

Программа «От рождения до школы» [3] раздел «Ознакомление с природой» с детьми 6-7 лет ставит следующие задачи: расширять знания детей о земноводных; знакомить с некоторыми формами защиты земноводных от врагов; уметь связно рассказать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений лягушки травяной, жабы (живут на суше, любят сырые, влажные места, на зиму лягушки прячутся в водоеме, зарываются в ил, а жабы прячутся в ямы, под корни). Весной мечут икру в воду, из нее выводятся головастики, а из них вырастают молодые животные. У головастиков и очень маленьких лягушек и жаб есть хвост, у больших – нет. Питаются насекомыми, тем самым приносят большую пользу.

В примерном региональном модуле программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» [2] рекомендуется знакомить детей с представителями животного мира, проживающих на территории Мордовии земноводными (лягушка остромордая и травяная, чесночница, жаба зелёная и серая).

Наиболее эффективным средством этноэкологического образования детей старшего дошкольного возраста, способствующим не только лучшему усвоению старшими дошкольниками природоведческого материала, но и оказывающими воздействие на формирование мировоззрения, национального мироощущения детей, являются произведения устно-поэтического творчества, которые дают возможность показать знакомый мир с новой, неожиданной для детей стороны, позволяют острее ощутить красоту родной природы, почувствовать ее неповторимость.

Знакомство с произведением Ф. Н. Бобылева «Лягушка-путешественница» позволило познакомить детей 6-7 лет с характерными особенностями внешнего вида и передвижения лягушки как представителя определенного класса животных: лягушка может передвигаться как по суше (прыгает), так и в воде (плавает); тело ее покрыто голой кожей; питается насекомыми; головастики живут в воде, лягушка на суше.

Уделив особое внимание непосредственному наблюдению за лягушками и жабами на прогулках и экскурсиях в ближайшее природное окружение, дети довольно легко научились устанавливать связь между особенностями передвижения и строения конечностей животных. Использование произведений устного народного творчества (пословиц, загадок, народных примет, игр) способствовало приобщению к духовно-нравственному наследию, традициям и культуре мордовского народа.

Для формирования ответственного отношения ко всем проявлениям жизни в природе и осознания своей роли, возможностей в охране окружающей среды дошкольников знакомили с народными традициями мордвы, проводили праздники и досуги с этноэкологической тематикой (летний праздник, день Земли, день воды и др.), различные природоохранные акции. При ознакомлении с земноводными подчеркивалось, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней – вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными дети убеждались в правоте слов воспитателя. Задача педагога в том, чтобы воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем учили детей соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз или рта, может вызвать раздражение.

Таким образом, все это помогло накопить знания детей о земноводных Мордовии с учетом многовекового опыта; использовать идеи и традиции народной педагогики мордвы в формировании умения позитивно взаимодействовать с окружающей средой, в том числе с земноводными; направить эколого-педагогический процесс на формирование нравственно-ценностных ориентаций дошкольников по сохранению и улучшению природы данной местности, позволяющих не только оценивать ее состояние, но и стремиться действоватьв ней, не нанося вреда.

 

Литература:

  1.      Кондратьева, Татьяна Николаевна. Этноэкологическое образование детей старшего дошкольного возраста (На материале Республики Мордовия): дис. ... канд. пед. наук / Кондратьева Татьяна Николаевна. – Москва, 2006. – 193 с.
  2.      Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева [и др.]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
  3.      От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle