Библиографическое описание:

Варшавская Ф. Г. Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 433-435.

Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка

 

В современном обществе в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.В условиях личностно-ориентированного подхода актуальность приобретает проблема развития мотивации к познавательной деятельности. Формирование мотивов учения — это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к изучению английского языка, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение. В связи с этим, в современных УМК, достаточное внимание уделяется проектной деятельности на уроках.

Цель данной статьи — определить возможности проектной методики в развитии мотивации при обучении английскому языку.

Возможности проектной методики в развитии мотивации при обучении английскому языку обусловлены следующими особенностями проектной технологии. Применительно к уроку иностранного языка проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Проектирование в целях повышения мотивации необходимо, так как оно отличается практической направленностью, универсальностью, используется практически по любой теме и в различных формах общей системы работы на этапе речевой практики, сочетается с любым учебником (УМК), применяется как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося.

Цель обучения иностранному языку — коммуникативная деятельность учащихся, т. е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя — активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование проектной технологии не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Составляющие мотивационной сферы при обучении английскому языку методом проекта:

  1. 1.Умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
  2. Проявление интереса к предмету исследования.
  3. Способность продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
  4. Готовность подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Главная задача учителя на современном этапе заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний. Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности. Поэтому при использовании метода проектов меняется и роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора, что повышает потенциал педагога в решении проблемы мотивации.

Работа над каждым проектом осуществляется в несколько этапов:

        подготовительный этап;

        выполнение проекта;

        презентация;

        оценивание.

Типология проектов:

  1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный и др.
  2. По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. По характеру координации проекты могут быть:

        с открытой, явной координацией;

        со скрытой координацией (это относится, главным образом, к телекоммуникационным проектам).

  1. По характеру координации проекта:

        непосредственный (жесткий, гибкий);

        скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

  1. По характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира):

        внутришкольный;

        региональный;

        международный.

  1. По количеству участников проекта:

        личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников);

        групповые (между группами участников).

  1. По продолжительности проекта:

        краткосрочный;

        долгосрочный.

В практике работы автора используются все перечисленные виды проектов на всех уровнях образования — начальном, основном и среднем. Например, «Моя семья», «Хобби в моей жизни», «Мой город Санкт-Петербург», «Путешествие как способ познать мир», «Мои любимые предметы», «Музыка в жизни людей» и др.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

        достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

        имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики,

        понимают необходимость междисциплинарных связей.

Практика работы показала, что метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.

Основными преимуществами являются:

        повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

        наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

        простор для творческой и созидательной деятельности.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьников и выражающийся в более высоком уровне сформированности общеучебных умений и навыков. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Работа над проектом даёт возможность детям проявить себя совершенно неожиданно, показать свои организаторские способности, скрытые таланты, умение владения английским языком. Все это способствует изменениям показателей учебной мотивации учащихся на уроках английского языка.

 

Литература:

 

  1. Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки//Директор школы. 2006. -№ 2 — С.53–57
  2. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя — М.: Просвещение,1990
  3. Сиденко А. С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч,2003-№ 6-С.96–111
  4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение,1979
  5. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. //http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle