Библиографическое описание:

Смурыгина Л. В., Разуваева И. Ю. Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 188-190.

 

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, оздоровительный бег, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

 

Актуальность данной работы заключается в возрастающей необходимости научного обоснования технологии использования самостоятельных занятий по физическому воспитанию студентов. В связи с этим возникла необходимость поиска возможностей для удовлетворения потребностей различных по возрасту и степени подготовленности групп студенческой молодежи, что обуславливает разработку различных видов, форм и методов оздоровительной физической культуры, а также их координацию с другими формами индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования молодежи.

Цель исследования — экспериментально обосновать педагогические аспекты организации оздоровительным бегом на учебных и самостоятельных занятиях по физическому воспитанию студентов.

Задачи исследования:

  1.      Разработать и обосновать формы учебных и самостоятельных занятий оздоровительной направленности по физическому воспитанию с учетом уровня физической подготовленности и функциональных возможностей студентов.
  2.      Разработать комплекс мер педагогического контроля при выполнении студентами различных форм учебных и самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

Экспериментальные исследования проводились поэтапно. Изучались исходные данные физической подготовленности, функционального состояния и физического развития студентов ТашГАУ, ТашГПУ, ТИТП и филиала МГУ в г.Ташкенте (2001–2015 г.г.). Также на этом этапе разрабатывался комплекс мер педагогического контроля за самостоятельными занятиями и новая форма дневника самоконтроля. Определялось содержание самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

Проведение эксперимента сводилось к обучению студентов к самостоятельным занятиям оздоровительным бегом с целью их оздоровления и подтверждения на последующим педагогическим контролем.

В своих рекомендациях мы учитывали, что методика применения оздоровительного бега должна быть адекватна состоянию организма студентов. Точно такой же подход должен быть соблюден и в использовании любых упражнений оздоровительной направленности. Занятия должны быть непрерывными, регулярными, круглогодичными, многолетними, нагрузка должна увеличиваться постепенно и быть адекватной состоянию организма. Упражнения принесут занимающимся положительный результат только в том случае, если они будут использоваться в соответствии с правилами, принятыми в практике и теории физического воспитания.

Основным методом, рекомендуемым для самостоятельных занятий, является равномерный метод, то есть прохождение всей дистанции в ровном темпе с постоянной скоростью. При этом учитывалось, что у подготовленных бегунов по мере врабатывания организма со второй половины дистанции скорость может постепенно возрастать.

Начинающим бегунам в подготовительный период рекомендовалось чередование коротких отрезков бега и ходьбы, например, 50–100 м бега, 100–200 м ходьбы. Длина отрезков сугубо индивидуальна и зависит от состояния здоровья и физической подготовленности студентов.

Из всего богатого арсенала средств подготовки бегунов на средние дистанции для самостоятельных занятий оздоровительным бегом подходят только следующие варианты:

  1.      Для начинающих бегунов — легкий равномерный бег от 15 до 30 мин при пульсе 120–130 уд/мин. Является основным тренировочным средством у начинающих бегунов. У более подготовленных любителей бега используется как разгрузочное средство в качестве облегченной тренировки.
  2.      Кроссовый бег от 30 до 60 мин при пульсе 144–156 уд/мин — 1–2 раза в неделю. Применяется как для развития выносливости у хорошо подготовленных бегунов.

Выявлено, что объем нагрузки, необходимый для поддержания здоровья студентов, требует трехразовых нагрузок по 30 мин медленного бега в неделю.

Интенсивность воздействия зависит от скорости бега и определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Скорость в оздоровительном беге не должна превышать порог, который у начинающих бегунов соответствует 130 уд/мин, у хорошо подготовленных повышается до 150 уд/мин и у классных спортсменов достигает 170 уд/мин. То есть тренировка должна проходить в аэробной зоне со 100 % обеспечение кислородом, так как образование кислородного долга у неподготовленных бегунов может вызвать спазм сердечных артерий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Тренировка при пульсе ниже 130 уд/мин менее эффективна, так как ударный объем крови (выброс крови в кровоток за одно сокращение) при этом не достигает максимальной величины. Поэтому считается, что в оздоровительном беге тренировка должна проходить при ЧСС в зоне 130–150 уд/мин.

Для точного определения ЧСС подсчет пульса проводится за первые 10 сек с момента остановки, иначе данные будут неверны. Это нужно делать лишь на первых занятиях с целью коррекции скорости бега и выбора определенного темпа. В дальнейшем опытные бегуны хорошо контролируют темп по особому чувству легкости, которое говорит об аэробном режиме тренировки; чувство тяжести, которое обычно появляется при ускорениях и беге в гору, сигнализирует о переходе в смешанную зону энергообеспечения.

Надежным критерием интенсивности нагрузки является носовое дыхание. Исследования показали, что до тех пор, пока дыхание через нос полностью обеспечивает поступление в легкие кислорода ЧСС не превышает 130 уд/мин. Момент, когда испытуемый вынужден был сделать дополнительных вдох через рот, соответствовал увеличению пульса до 150 уд/мин, то есть в верхней границе аэробной зоны. Поэтому вполне обоснованы рекомендации для новичков дышать через нос, что автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным.

Скорость бега в процессе занятий должна увеличиваться только естественным путем, по мере роста тренированности непроизвольно и незаметно для самого бегуна.

О величине нагрузки в одном занятии мы судили по скорости восстановления пульса, который через 10 мин не должна превышать 100 уд/мин.

Выводы:

  1.      Доказана возможность использования студентами оздоровительного бега на учебных и самостоятельных занятиях по физическому воспитанию совместно с другими средствами оздоровительной физической культуры для развития интереса студентов к своему физическому совершенствованию.
  2.      Проведенные нами исследования обнаруживают положительные достоверные сдвиги по всем параметрам физического развития, функционального состояния и физической подготовленности у студентов выполняющих учебные и самостоятельные занятия оздоровительной направленности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle