Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.10.2015

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Смурыгина, Л. В. Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов / Л. В. Смурыгина, И. Ю. Разуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22475/ (дата обращения: 29.03.2024).

 

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, физическое воспитание, оздоровительная физическая культура, оздоровительный бег, физическое совершенствование, студенческая молодежь.

 

Актуальность данной работы заключается в возрастающей необходимости научного обоснования технологии использования самостоятельных занятий по физическому воспитанию студентов. В связи с этим возникла необходимость поиска возможностей для удовлетворения потребностей различных по возрасту и степени подготовленности групп студенческой молодежи, что обуславливает разработку различных видов, форм и методов оздоровительной физической культуры, а также их координацию с другими формами индивидуальных и групповых занятий физическими упражнениями с целью физического совершенствования молодежи.

Цель исследования — экспериментально обосновать педагогические аспекты организации оздоровительным бегом на учебных и самостоятельных занятиях по физическому воспитанию студентов.

Задачи исследования:

  1.      Разработать и обосновать формы учебных и самостоятельных занятий оздоровительной направленности по физическому воспитанию с учетом уровня физической подготовленности и функциональных возможностей студентов.
  2.      Разработать комплекс мер педагогического контроля при выполнении студентами различных форм учебных и самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

Экспериментальные исследования проводились поэтапно. Изучались исходные данные физической подготовленности, функционального состояния и физического развития студентов ТашГАУ, ТашГПУ, ТИТП и филиала МГУ в г.Ташкенте (2001–2015 г.г.). Также на этом этапе разрабатывался комплекс мер педагогического контроля за самостоятельными занятиями и новая форма дневника самоконтроля. Определялось содержание самостоятельных занятий оздоровительным бегом.

Проведение эксперимента сводилось к обучению студентов к самостоятельным занятиям оздоровительным бегом с целью их оздоровления и подтверждения на последующим педагогическим контролем.

В своих рекомендациях мы учитывали, что методика применения оздоровительного бега должна быть адекватна состоянию организма студентов. Точно такой же подход должен быть соблюден и в использовании любых упражнений оздоровительной направленности. Занятия должны быть непрерывными, регулярными, круглогодичными, многолетними, нагрузка должна увеличиваться постепенно и быть адекватной состоянию организма. Упражнения принесут занимающимся положительный результат только в том случае, если они будут использоваться в соответствии с правилами, принятыми в практике и теории физического воспитания.

Основным методом, рекомендуемым для самостоятельных занятий, является равномерный метод, то есть прохождение всей дистанции в ровном темпе с постоянной скоростью. При этом учитывалось, что у подготовленных бегунов по мере врабатывания организма со второй половины дистанции скорость может постепенно возрастать.

Начинающим бегунам в подготовительный период рекомендовалось чередование коротких отрезков бега и ходьбы, например, 50–100 м бега, 100–200 м ходьбы. Длина отрезков сугубо индивидуальна и зависит от состояния здоровья и физической подготовленности студентов.

Из всего богатого арсенала средств подготовки бегунов на средние дистанции для самостоятельных занятий оздоровительным бегом подходят только следующие варианты:

  1.      Для начинающих бегунов — легкий равномерный бег от 15 до 30 мин при пульсе 120–130 уд/мин. Является основным тренировочным средством у начинающих бегунов. У более подготовленных любителей бега используется как разгрузочное средство в качестве облегченной тренировки.
  2.      Кроссовый бег от 30 до 60 мин при пульсе 144–156 уд/мин — 1–2 раза в неделю. Применяется как для развития выносливости у хорошо подготовленных бегунов.

Выявлено, что объем нагрузки, необходимый для поддержания здоровья студентов, требует трехразовых нагрузок по 30 мин медленного бега в неделю.

Интенсивность воздействия зависит от скорости бега и определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Скорость в оздоровительном беге не должна превышать порог, который у начинающих бегунов соответствует 130 уд/мин, у хорошо подготовленных повышается до 150 уд/мин и у классных спортсменов достигает 170 уд/мин. То есть тренировка должна проходить в аэробной зоне со 100 % обеспечение кислородом, так как образование кислородного долга у неподготовленных бегунов может вызвать спазм сердечных артерий со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Тренировка при пульсе ниже 130 уд/мин менее эффективна, так как ударный объем крови (выброс крови в кровоток за одно сокращение) при этом не достигает максимальной величины. Поэтому считается, что в оздоровительном беге тренировка должна проходить при ЧСС в зоне 130–150 уд/мин.

Для точного определения ЧСС подсчет пульса проводится за первые 10 сек с момента остановки, иначе данные будут неверны. Это нужно делать лишь на первых занятиях с целью коррекции скорости бега и выбора определенного темпа. В дальнейшем опытные бегуны хорошо контролируют темп по особому чувству легкости, которое говорит об аэробном режиме тренировки; чувство тяжести, которое обычно появляется при ускорениях и беге в гору, сигнализирует о переходе в смешанную зону энергообеспечения.

Надежным критерием интенсивности нагрузки является носовое дыхание. Исследования показали, что до тех пор, пока дыхание через нос полностью обеспечивает поступление в легкие кислорода ЧСС не превышает 130 уд/мин. Момент, когда испытуемый вынужден был сделать дополнительных вдох через рот, соответствовал увеличению пульса до 150 уд/мин, то есть в верхней границе аэробной зоны. Поэтому вполне обоснованы рекомендации для новичков дышать через нос, что автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным.

Скорость бега в процессе занятий должна увеличиваться только естественным путем, по мере роста тренированности непроизвольно и незаметно для самого бегуна.

О величине нагрузки в одном занятии мы судили по скорости восстановления пульса, который через 10 мин не должна превышать 100 уд/мин.

Выводы:

  1.      Доказана возможность использования студентами оздоровительного бега на учебных и самостоятельных занятиях по физическому воспитанию совместно с другими средствами оздоровительной физической культуры для развития интереса студентов к своему физическому совершенствованию.
  2.      Проведенные нами исследования обнаруживают положительные достоверные сдвиги по всем параметрам физического развития, функционального состояния и физической подготовленности у студентов выполняющих учебные и самостоятельные занятия оздоровительной направленности.
Основные термины (генерируются автоматически): занятие, мина, оздоровительный бег, физическое воспитание, оздоровительная направленность, бегун, оздоровительная физическая культура, скорость бега, физическая подготовленность, аэробная зона.


Похожие статьи

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Наиболее эффективными средствами формирования общей выносливости он считает длительный бег и кроссы с различной степенью интенсивности, подвижные и

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой в медицинской академии.

О пользе и необходимости занятий оздоровительным бегом

В статье обосновывается необходимость занятий оздоровительным бегом как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: здоровье, оздоровительный бег.

Инновационные системы физического воспитания учащейся...

а) на одном виде двигательной активности (например, аэробика, оздоровительный бег, плавание)

Сбалансированно развивает составляющие физической подготовленности человека: кардио-респираторную выносливости, силу, гибкость, скорость, координацию [4].

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела

Продолжительность занятий оздоровительной аэробикой составила 4 месяца. Занятия проводились по 3 раза в неделю, по 60 мин. Из основных физических упражнений, обладающих аэробным оздоровительным потенциалом...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

Показатели бега 500 м, 1000 оцениваются ниже оценки «удовлетворительно».

Определение основных критериев оптимизации физической...

оздоровительная аэробика, мина, упражнение, сердечный ритм, часть занятия, аэробная часть занятия, образовательный процесс, силовая часть, аэробная часть, активный отдых.

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых...

Похожие статьи

Аэробика как средство физической культуры | Статья в журнале...

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.

- воспитание эстетики движений и «красоты тела». Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ.

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Рубрика: Физическая культура и спорт. Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания.

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Наиболее эффективными средствами формирования общей выносливости он считает длительный бег и кроссы с различной степенью интенсивности, подвижные и

Формирование у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой в медицинской академии.

О пользе и необходимости занятий оздоровительным бегом

В статье обосновывается необходимость занятий оздоровительным бегом как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: здоровье, оздоровительный бег.

Инновационные системы физического воспитания учащейся...

а) на одном виде двигательной активности (например, аэробика, оздоровительный бег, плавание)

Сбалансированно развивает составляющие физической подготовленности человека: кардио-респираторную выносливости, силу, гибкость, скорость, координацию [4].

Физическое воспитание девушек с избыточной массой тела

Продолжительность занятий оздоровительной аэробикой составила 4 месяца. Занятия проводились по 3 раза в неделю, по 60 мин. Из основных физических упражнений, обладающих аэробным оздоровительным потенциалом...

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по...

Ключевые слова:оздоровительная физическая культура, двигательная активность, уровень подготовленности, технология.

Показатели бега 500 м, 1000 оцениваются ниже оценки «удовлетворительно».

Определение основных критериев оптимизации физической...

оздоровительная аэробика, мина, упражнение, сердечный ритм, часть занятия, аэробная часть занятия, образовательный процесс, силовая часть, аэробная часть, активный отдых.

Образовательная направленность урока физическая культура

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое образование, учебный процесс, умение, образовательная направленность, активный отдых...

Задать вопрос