Библиографическое описание:

Кошбахтиев И. А., Исмагилов Д. К. Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 184-186.

 

Рассмотрено использование элементов технологии применения мини-футбола в процессе физического воспитания студентов.

Ключевые слова: студенты, спортизированный подход, любительская лига, мини-футбол.

 

В настоящее время, в ведущих вузах система развития студенческого спорта организована в виде пирамиды, с включенными в неё функциональными элементами. В основании данной структуры находится массовый студенческий спорт, а на вершине — спорт высших достижений [1]. В свою очередь [2] за последние годы произошли достаточно ощутимые изменения в отношении понимания роли студенческого спорта в личном становлении молодых людей, рассмотрение его как неотъемлемой составляющей образовательного пространства вуза [5]. Студенческий спорт- это не только организация и проведение различных соревнований, создание спортивных клубов. Важно создать условия, в которых будет происходить освоение ценностей физической культуры и спорта, воспитание широких социальных мотивов и осознание важности включения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, в том числе как средство саморазвития и самореализации.

Известные специалисты [3] считают, что задача приобщения молодых людей к студенческому спорту во многом может быть решена посредством его интеграции в систему физического воспитания в процессе реализации спортивно-ориентированного подхода.

Спортизация позволяет вовлекать в самоанализ собственных умений и навыков, планирование предстоящей деятельности.

Отсюда спортизированный подход — инновационное направление модернизации системы физического воспитания студентов высших образовательных учреждений.

Содержание организации спортивно-ориентированного физического воспитания, как студентов, так и магистров состоит из использования принципов, средств и методов спортивной тренировки.

Рассмотрим на примере, как осуществляется спортивная специализация по мини-футболу в системе физического воспитания студентов, магистров Ташкентского университета информационных технологий (ТУИТ), как на практических занятиях, так и во внеучебное время.

Прежде всего, отметим, что в 2009 году сдан в строй универсальный спортивный зал размером 46х24 м. И уже в 2010 году проводились отдельные матчи чемпионата Азии по мини-футболу.

Мини-футбол пользуется большой популярностью у студенческой молодежи. Поэтому в отдельных группах по желанию студентов практические занятия проводятся на основе технологии использования элементов мини-футбола и отдельные студенты входят в сборную института, которая в выходные дни участвует в соревнованиях среди команд любительской лиги. В ней принимают участие производственные коллективы служащих банков и студенты филиала Международного Вестминстерского университета в Ташкенте, Университетамировой экономики и дипломатии, а от ТУИТ выступает 2 команды — сборная студентов и магистров, преподавателей. Обслуживают матчи, квалифицированные судьи, работает табло, результаты освещаются в газете «Хабар» и интернете, что создает особый интерес к результатам каждого тура.

Важно отметить, что многие магистры, бакалавры приглашаются на работу в Министерство развития информационных технологий и телекоммуникаций и различные банки, которые в дальнейшем являются пропагандистами здорового образа и участвуют за сборные предприятий министерства, которое ежегодно проводит республиканские соревнования по мини-футболу.

На практических занятиях базовая часть состоит из реализации типовой программы. Вариативную часть составляли тренировочные занятия по мини-футболу.

Мини-футбол является сложнокоординированным видом спорта, ему присущи быстрота выполнения технических приемов, творческое мышление, способность проявлять физические и психологические качества в напряженной обстановке. Так как игра проходит на площадке размером 40х20 с участием пятерых спортсменов. Поэтому использовались средства, направленные на развитие координационных способностей и выполнение технико-тактических действий, то есть применялись сопряженный и ситуационный методы. Так как основное технико-тактическое действие передача мяча (52 %). В то же время она является базисом взаимодействия игроков (основной групповых и командных тактических действий).

В ходе турнира тренеры-преподаватели приобретали опыт проведения игр с участием двух, трех звеньев. Эта система позволяет интенсифицировать игру, повысить моторную плотность матча, задействовать в каждой встрече всех заявленных спортсменов, смелее варьировать резервами. Однако не лишена данная система и ряда недостатков, особенно, что касается временных отрезков. Так тренер меняет через каждые 8–10 минут, что является ошибкой.

Результаты исследований, проведенных физиологами, показали: после интенсивной работы, выполняемой в течение 4–5 минут, к концу четвертой — пятой минуты в работающих мышцах сужаются кровеносные сосуды. Замедляется и снижается кровоток, сокращается потребление кислорода. Обеспечение мышечной деятельности спортсмена энергией в этих условиях осуществляется за счет анаэробных источников, что приводит к накоплению молочной кислоты в мышцах и крови и приводит к снижению работоспособности.

При игре с участием 2–3 звеньев в более короткие интервалы отдыха, создаются лучшие условия для повышенного (следовательно, и более выгодного для организма) потребления кислорода во время следующего выхода спортсмена на мини-футбольную площадку. В этих случаях работа спортсмена по мини-футболу осуществляется за счет смешанных (аэробно-анаэробных) источников энергии, что должно в течении турнира более продолжительный период поддерживать максимальные аэробные возможности организма. Игровые ситуации должны воссоздаваться в тренировочном процессе. Создавать в ходе тренировки режим, в который попадает команда при игре в 2 звена. Так проводить в двухсторонних играх на «вылет» с участием 3–4 команд и учитывать время игры и отдыха 4–5 минут.

Важно отметить существенный отрицательный момент, а именно психология игроков второго третьего звеньев, которые по ходу матча, выходят на поле значительно реже, чем игроки первого звена. У них складывается стереотип второстепенности (они выходят не для того, чтобы решать исход соперничества, а лишь ради того, чтобы дать отдохнуть ведущим). Накопленный опыт показал, что данный отрицательный момент можно исправить, увеличив участие 2–3 звеньев в матче. С другой стороны, на среднем — удовлетворительном уровне при игре в 2–3 звена даже неподготовленный студент, занимающийся мини-футболом может проявить себя достаточно удачно. За короткий промежуток времени, студент за счет двигательной активности показать свою подготовленность. И самая главная особенность. Наиболее ценная тренировка- это игровая практика. Причем лишь такая, когда противостоит тебе (команде) равный или более сильный соперник.

В то же время это говорит о необходимости полноценной конкуренции. Этот же аргумент можно привести и всем тем, кто ошибочно считает, что тренировочным процессом можно восполнить недостаточность игровой практики.

В ходе тренировок физически можно загрузить спортсмена, даже больше чем в ходе игры, однако смоделировать комплекс физических и психических нагрузок, получаемых мини-футболистом в официальных встречах не удавалось никому.

В свою очередь студент должен обладать интегральной подготовленностью, которая характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных её сторон технической, тактической, психической, служит одной из важных сторон готовности спортсмена к соревнованиям.

Под интегральной подготовкой понимается процесс, направленный на объединение, координацию и реализацию различных сторон подготовленности, качеств и способностей. Основным средством интегральной подготовки является выполнение соревновательных упражнений, а именно в мини-футболе двухсторонние, товарищеские игры.

Значительная роль для решения задач интегральной подготовки отводится также упражнениям специально-подготовительного характера, максимально приближенных по структуре и особенностям деятельных функциональных систем к соревновательным.

Повысить эффективность, интегральной подготовки можно, используя различные методические приемы, упрощающие или интенсифицирующие соревновательную деятельность: уменьшение или увеличение количества игроков на поле, ограничение размеров площадок, наоборот увеличение размеров поля [6].

Необходимо отметить одну важную особенность. В соревновании среди команд любительской лиги принимали участие как производственные коллективы, сборные банков, врачей и сборные команды высших образовательных учреждений, в которых участвуют не только студенты I-IV курсов, но и магистры первого, второго курсов и преподаватели, имеющие разный возраст, подготовленность.

Многие из них занимаются мини-футболом в течение нескольких лет. Отсюда важно было учесть положение это построение тренировочных нагрузок спортсменов, в основе которых лежит степень соответствия тренировочных воздействий возрастным особенностям занимающихся мини-футболом.

Педагогические наблюдения, оценка функционального состояния, контрольные испытания и оценка соревновательной деятельности и учебно-тренировочных занятий с использованием монитора сердечного ритма показали, что тренировочные нагрузки малого объема, независимости от длительности выполнения серии упражнений, как оптимизируют работу сердечно-сосудистой системы, так и поддерживают её на необходимом уровне. Нагрузки большего объема в значительной степени могут служить как развивающие, поскольку их выполнение сопряжено с появлением утомления. Результаты исследований, наблюдений согласуются с положениями и выводами (4).

Спортизированный подход, основанный на технологии использования мини-футбола, как на практических занятиях, так и во внеучебное время, участие в соревнованиях любительской лиги позволили подготовить спортсменов высшей квалификации, трое приглашены в команду высшей лиги («Ардус», «Локомотив»), пятеро в команду первой лиги («Промстройбанк», «Трактор»).

Таким образом, из множества факторов, определяющих повышение уровня интегральной подготовленности студентов (увеличение учебной нагрузки, тренировочная специализация учебного процесса и естественное развитие организма, участие в соревнованиях любительской лиги) ведущим становится спортивно-организованная подготовленность, а именно специализация по мини-футболу.

Результаты динамического наблюдения показали следующие результаты:

  1.      Занятия мини-футболом содействуют повышению заинтересованности в другой форме физического воспитания, так как используются средства и методы спортивной тренировки.
  2.      Соревнования по мини-футболу в рамках любительской лиги способствуют повышению мотивации в занятиях мини-футболом и удовлетворяют потребности студентов в двигательной активности.
  3.      Спортивно-организованная направленность физического воспитания студентов позволяет решить широкий комплекс задач.

 

Литература:

 

  1.      Кузьмин М.А, Зиновьев Н. А. Модель развития студенческого спорта в университетах Москвы и Санкт — Петербурга. // Теория и практика физической культуры. 2015.-№ 6- С. 94–97.
  2.      Лубышева Л. И. Потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью. // Теория и практика физической культуры. 1997.-№ 6-С. 8–13.
  3.      Лубышева Л. И., Пешкова Н. В. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы. // Теория и практика физической культуры. 2014-№.1- С. 39–41.
  4.      Лалаков Г. С. Структура тренировочных нагрузок спортсменов игровых видов на разных этапах многолетней подготовки // Теория и практика физической культуры. 2015-№ 3- С. 73–76.
  5.      Пешкова Н. В. Интеграция студенческого спорта в систему физического воспитания в вузе // Теория и практика физической культуры. 2015.-№ 3- С. 89.
  6.      Панкратов А. В. Нагрузка, утомление, восстановление и адаптация в спортивной тренировке. Структура подготовленности спортсменов-рукопашников при обучении в вузе. / Мат.межд.научно –практ. конф. 9–10 июня 2011. Т.II- Иркутск. — С.235–242.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle