Библиографическое описание:

Беспалова К. С. Культурно-психологический консонанс русского мира // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 514-515.

 

Русская культура гетерогенна и строго дифференцирована по времени и географическому положению. Во-первых, это следствие наличия резких смен политических режимов и идеологий. Во-вторых, это обусловлено географическим положением страны. Российская федерация в своих актуальных на данный момент времени границах имеет большую протяжённость как по долготе (от погранзаставы Нормельн в Калининградской области до острова Ратманова в Чукотском автономном округе), так и по широте. Население страны проживает в 4 климатических поясах арктическом, субарктическом, умеренном, субтропическом. И в-третьих, многоконфессиональностью населения страны.

Но, несмотря на неоднородность, есть неизменные консолидирующие общество культурные догматы. Которые как молодые деревья, не увядают, а с каждым годом растут и крепнут всё сильнее. Растут на почве пропитанной кровью Второй мировой войны, которая стала переломным моментом в процессе эволюции нашей культуры. Но каким же именно образом культура способствует развитию человеческой психики?

Говоря о культурно-историческом подходе в психологии, нельзя не сказать о его основателе — русском психологе Льве Семеновиче Выготском. Он разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»), например, механическая память становится логической, импульсивное действие — произвольным, ассоциативные представления — целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс — следствие процесса интериоризации. Это становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей.

Суть культурно-исторической концепции состоит в следующем: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа.

После чудовищного рассечения красной страны в 1991 году настал временный культурный декаданс. Огромная пустота от потери чувства принадлежности к великой державе образовалась в сознании людей. Офицеры, давшие священную клятву-присягу на верность своей Советской родине и Советскому правительству после распада страны, как японские самураи после гибели своего сюзерена, сводили последний счёт с жизнью, только вместо меча выбирали пистолет. Другие искали ответы в алкоголе, своеобразный оксюморон — искать ответ там, где его заведомо быть не может. Произошла подмена коммунистической идеологии, начался процесс интенсивной глобализации. Посредством ли генетической кровной памяти или провидению всевышнего или с помощью еще, какой то не известной силы, мы смогли в значительной мере сохранить свои культурные ценности вопреки процессам общемировой глобализации в период, когда опустошённое сознание населения страны было настежь открыто для воздействия других культурных сил. Но благодаря такой открытости, в сочетании с крепкими культурными догматами, сформированными великими страданиями нации во Второй мировой войне, наша культура синергировала с каждой иной культурой с которой соприкасалась. Сегодня жители Российской Федерации почувствовали, как пустота в их сознании, после распада Союза заполняется прежним чувством принадлежности к великой державе. Эти изменения происходят благодаря тому, что приходит чёткое осознание силы и величия страны, а значит и силы её народа, силы каждого из нас. Российская Федерация сегодня вступает в период яркого культурного ренессанса. Этот период в истории любой цивилизации приводил к бурному её развитию, к проявлению многих гениальных деятелей культуры, науки, политики. Страна долго готовилась к этому рывку, возможно только благодаря тем неимоверным трудностям и испытаниям, которые приготовило провидение для народа нашей страны, сейчас есть метафизические силы для этого рывка вперёд. Хочется обратить внимание на такое проявление культурной консолидации как акция «Бессмертный Полк», самые корни которой уводят нас в годы Великой Отечественной войны. Этот бесспорный прецедент в истории нашей страны имеет огромное ментальное значение. Человек умирает два раза, первый раз, когда у него останавливается сердце, а второй раз, когда ветер времени по песчинке стирает все воспоминания о нём. Так герои Великой Отечественной войны до сих пор живы, живы как никогда ранее, и они снова готовы встать рядом с нами в боевом порядке, подставив своё окрепшее от сражений плечо вплотную к нашему. Наши герой, как листва многовекового древа нашей истории, падая на землю, они дают силу, пищу и защиту от беспощадного солнца времен новым, молодым, ещё только прорастающим желудям. Только так возможно развитие цивилизации, только благодаря смерти есть жизнь, благодаря тени есть свет. Герои прошлого из тени постоянно присматривают за нами и наставляют нас, наблюдают, как мы тут в свете жизни трудимся для осуществления наших с ними целей на благо нашей страны. Цели нашей культуры сегодня глобальны. И никто не сможет усмотреть ошибки в нашей решимости, даже если мы справимся лишь на половину, труд есть труд. Многие считают, что основная цель нашей культуры сегодня — это стать противовесом западной культуре или мостом, соединяющим западную и восточную культуру. Но зачем? Ведь маяки не бегают по всему берегу, выискивая, какую бы лодку спасти — они просто стоят и светят.

Культура может помочь в формировании нового самосознания, так как, наслаждаясь культурным произведением, человек осознает себя как культурное существо. Так, вызываемые «социальные переживания» помогают социализации человека, регулируя процесс его вхождения в ту культуру, в тот социум, который его окружает. Поэтому творчество основывается на процессе присвоения (а на определенном этапе развития человеческой личности и создания) культурных ценностей и связывается со способностью человека придавать своим мыслям знаковую форму. Культура предстает как ведущая линия социализации человека, как фактор, который определяет взаимосвязь человека и общества, формируя сознание и самосознание, его личностную активность, тем самым вознося человека на высшую ступень его психического развития.

 

Литература:

 

  1.                Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд.- М.: Искусство, 1986.- 573 с.
  2.                Розин В. М. Культурно-историческая теория (от взглядов Л. С. Выготского к современным представлениям).- М.: Экспо, 2005.-277 с.
  3.                Рубинштейн С. П. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2005.- 720 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle