Библиографическое описание:

Хмельницкая А. Ю. Особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 503-508.

 

В настоящее время школа пока ещё продолжает, выпускать в жизнь человека обученного — квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, способного к самостоятельным действиям и принятию решений. Современная школа должна способствовать становлению школьника как субъекта учебной деятельности, развитию его рефлексии, активности и саморегуляции.

Федеральные государственные стандарты основного общего образования предусматривают совершенствование системы оценивания результатов обучения. Одной из важнейших составляющих современного обучения физике является совершенствование существующей системы оценивания достижений учащихся и взаимоотношений учителя и ученика в ходе оценочной деятельности.

Новые стандарты предъявляют требования к метапредметным результатам, таким как:

1)     умение учащегося соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2)     умение учащегося оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

Анализ литературы по проблеме подготовки учителей к инновационной оценочной деятельности показал, что есть работы, посвященные формированию учебных умений школьников, итоговой аттестации по физике, контролю уровня освоения учащимися экспериментальных умений.

Есть диссертационные исследования, посвящённые коррекции процесса обучения физике на основе результатов итоговой диагностики достижений учащихся, дифференцированному контролю знаний и умений учащихся в процессе обучения физике, рассматривается диагностико-коррекционный компонент в рамках когнитивно-ориентированной системы обучения физике, однако исследований по проблеме формирования умений школьников самостоятельно оценивать свои учебные результаты, или кратко — оценочных умений, в частности при обучении физике, — нами не обнаружено.

Нам было необходимо выявить, какие именно компоненты оценочной деятельности влияют на формирование оценочных умений школьников при обучении физике. В качестве таких компонентов были определены самоконтроль, самооценка, самоанализ и самокоррекция.

Были определены виды заданий, с помощью которых определялись уровни сформированность умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самоанализ и самокоррекцию при изучении физических явлений, при проведении физического эксперимента.

Результаты диагностики показали, что самоконтроль, самоанализ, самооценка, и самокоррекция результатов у учащихся находятся в основном на низком уровне. Было выявлено то, что обучающиеся плохо представляют, что значит выполнять оценку своих действий и результатов. Несмотря на это у школьников есть желание повысить свой уровень оценочных умений, и есть потребность к самосовершенствованию.

Анкетирование учителей выявило, что только 60 % из них готовы применять на своих уроках самооценку и самоконтроль школьников, и при этом они испытывают затруднения в практическом их применении.

Анализ литературы и диссертационных исследований, результаты констатирующего этапа эксперимента и обобщение опыта обучения физике учащихся основной школы показал, что методика оценивания учебных достижений учащихся по физике не соответствует требованиям ФГОС, не достаточно разработаны:

        вопросы организации самостоятельной оценочной деятельности;

        методики развития самооценки, самоконтроля и самоанализа;

        требования к уровням подготовки и критерии оценки знаний и умений школьников;

        задания, с помощью которых могут формироваться оценочные умения школьников

Существующие учебно-методические комплексы по физике также не удовлетворяют в должной мере требованиям новых стандартов по формированию регулятивных универсальных учебных действий, которые включают контроль, оценку и коррекцию результатов.

Все это позволило определить ряд противоречий:между объективной значимостью оценочных умений учащихся как важного звена в процессе формирования системы универсальных учебных действий (УУД) школьников и недостаточностью, разрозненностью содержательно-методических подходов к их формированию при обучении физике; между стремлением учителей к изменению оценочной деятельности в соответствии с новыми стандартами, формированию у школьников самооценки, самоконтроля, самоанализа, самокоррекции и недостаточной разработанностью механизмов формирования оценочных умений школьников, обеспечивающих становление их как субъектов учебной деятельности, развитие рефлексии, активности и саморегуляции.

С введением федерального образовательного стандарта основного общего образования возникли новые задачи по подготовке педагогов и будущих педагогов к образовательной практике. С целью подготовки учителя по вопросам оценки планируемых результатов обучающихся нами были разработаны и реализованы программы для учителей физики

Кроме определенных методов, развитие контрольно-оценочных умений обучающихся базируется на проведении занятий контроля и оценки учебной деятельности. Поэтому на практических занятиях учителя разрабатывают карты требований к знаниям и умениям обучающихся по физике в соответствии с ФГОС (таблица 3), составляют задания в тестовой форме и тестовые диагностические работы.

Изучение курса предполагало теоретическую и практическую, диагностическую и исследовательскую подготовку учителей к самостоятельной профессиональной диагностической деятельности в современных условиях. Были поставлены задачи:

                    изменение целей и содержания образования, как основных составляющих деятельности педагога и обучающегося;

                    мотивация педагогов на инновационную оценочную деятельность;

                    создание условий для учителя в вопросах развития своих профессиональных и личных качеств, раскрытия творческого потенциала, для повышения квалификации в области инновационной оценочной деятельности;

                    организация и проведение исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов;

                    переход учителя, по степени участия в формировании контрольно-оценочной деятельности, от низкого уровня к среднему и высокому.

В результате исследования была выявлена степень участия учителя в формировании контрольно-оценочной деятельности обучающегося на уроках физики от низкого уровня к высокому (таблица 1):

Таблица 1

Степень участия учителя в формировании контрольно-оценочной деятельности обучающегося на уроках физики

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Мотивирует деятельность обучающихся; побуждает к действиям контроля и оценки.

Постепенно передает обучающимся инициативу по осуществлению действий контроля и оценки (под своим усиленным, пошаговым контролем).

Побуждает к осуществлению действий самоконтроля и самооценки только в случае необходимости.

Организует пошаговые самоконтроль и самооценку, управляет ими на всех этапах деятельности, предлагает готовые образцы.

Организует деятельность обучающихся по формированию у них умений использовать различные виды самоконтроля и самооценки, привлекает к составлению инструкций и критериев.

Создаёт условия для сопоставления, выбора и применения контрольно-оценочных действий, консультирует учащихся по мере поступления просьб.

Определяет и объясняет цель контроля и оценки обучающимся. Постоянно организует контроль и оценку на всех этапах деятельности.

Руководит деятельностью обучающихся, направленной на осознание зависимости результата от способов деятельности. Создаёт ситуации, провоцирующие действия самоконтроля и самооценки под контролем учителя.

Побуждает обучающихся к обоснованию действий контроля, совместно созданных критериев оценки. Периодически напоминает о необходимости действий самоконтроля и самооценки.

 

Из анализа входной диагностики было получено, что из 32-педагогов, по степени участия в формировании контрольно-оценочной деятельности, на низком уровне находятся 23 %; на среднем — 58 % и на высоком уровне — 19 %.

При анализе курсовой подготовки учителей по вопросам оценочной деятельности можно сделать вывод, что тесты в образовательной практике будут востребованы только тогда, когда педагоги сами станут разработчиками новых программно-педагогических средств и организаторами оценочной деятельности школьников.

Исходя из вышесказанного, можно представить 10 шагов деятельности учителя при формировании таких компонентов оценочной деятельности школьников как самооценка самоконтроль, самоанализ и коррекция деятельности:

Шаг 1. Формирование учебных элементов модуля курса физики

Выделить в курсе физики модули и учебные элементы (УЭ) модулей.

Шаг 2. Организация процесса формирования оценочных умений школьников при обучении физики

Согласно концепции деятельности П. Я. Гальперина, которая в данном случае заключается в том, что у педагога должна сложиться система проверяемых образовательных результатов по физике в основной школе, основанная на стандартах общего образования, на тех программах, по которым работает учитель, так называемые ориентировочные основы деятельности. В каждом элементе модуля учитель должен определить формируемые знания, умения и навыки учащихся (таблица 2):

Таблица 2

Фрагмент карты требований к знаниям и умениям школьников при обучении физике в 7 классе по теме «Давление твёрдых тел»

УЭ1

УЭ2

УЭ3

Знания: физической величины: понятие «давление тела на опору»

Умения: выбирать и записывать расчётные формулы, оформлять решение задачи в буквенном виде, измерять давление тел, выражать в СИ значения физических величин

Знания: как зависит давление от площади поверхности и силы давления

Умения: выбирать и записывать расчётные формулы, оформлять решение задачи в буквенном виде

Знания: в каких единицах измеряется давление; физический смысл 1 Па

Умения: измерять давление тел, выражать в СИ значения физических величин

УЭ4

УЭ5

УЭ6

Знания: понятие «сила давления»

Умения: выражать силу давления через площадь и давление, рассчитывать силу давления твердых тел

Знания: зависимости давления от силы давления и площади поверхности

Умения: экспериментально определять давление твёрдого тела на поверхность

Умение: решать качественные и количественные задачи на применение формулы

p=fisik7_html_m22307893.

 

Шаг 3. Формирование банка заданий для самоконтроля и самооценки школьников

Шаг 4-ый. Составление критериев для самооценки планируемых образовательных результатов школьников по физике

Для проверки задания, ученики совместно с учителем вырабатывают критерии оценки (таблицы 3) в соответствии с выбранными критериями:

Таблица 3

Критерии при решении задач

А Содержание

1 балл

Внимательно изучить условия задачи, попытаться понять физическую сущность явлений или процессов, рассматриваемых в задаче, уясните основной вопрос задачи. Проговорить полностью условия задачи

словами.

В

Коммуникация (как я умею передать свои знания)

2 балла

Кратко записать условие задачи. Выписать все данные, известные и искомые величины, при этом перевести значения всех величин в СИ. (Если требует условие задачи, начертить рисунок, схему или чертеж). Решить полученное уравнение (или систему уравнений) относительно искомой величины. В результате будет выведена формула, представляющая собой алгебраическое решение задачи.

С

Научные знания и понимание

1 балл

Выяснить, с помощью каких физических законов, можно описать рассмотренную в задаче ситуацию.

D

Научное исследование

2 балла

Проверить правильность решения с помощью обозначений единиц физических величин (размерностей). Подставить в общее решение числовые значения физических величин и произвести вычисления с учетом правил приближенных

вычислений. Проанализировать и проверить полученный результат, оценить его реальность. Записать его в единицах СИ или в тех единицах, которые указаны в условии задачи.

E

Обработка информации

2 балла

Применяя условия задачи, конкретизировать общие уравнения. При этом получается система уравнений, описывающих данную задачу. Выбрать направления координатных осей (если это необходимо) и записать векторные соотношения в проекциях на оси координат в виде скалярных уравнений, связывающих известные и искомые величины. Анализируя ход решения и результат, дать ответ на вопрос, поставленный в задаче.

F

Экспериментальная деятельность

2 балла

Выяснить, есть ли другие

способы решения задачи; подумать, как изменится результат, если внести изменения в условие задачи; проанализировать предельные или частные случаи общего решения, попытаться объяснить результаты такого анализа.

ИТОГО:

10 баллов за правильно решённую задачу

 

Шаг 5-ый. Самооценка обучающихся

Ученику предлагается заполнить карту самооценки (таблицы 4, 5) или ответить с помощью интерактивной системы опроса.

Оцени знания и умения:

Таблица 4

1-й вариант карты самооценки

 темы

Знания, умения

Баллы (1–3)

УЭ1

Знаю, по какой формуле находится давление

 

УЭ2

Знаю, как давление зависит от силы давления

 

УЭ2

Знаю, как давление зависит от площади соприкасающейся поверхности

 

УЭ3

Умею выражать единицы измерения в системе «СИ»

 

УЭ4

Умею находить силу давление при помощи формулы

 

УЭ6

Знаю критерии оценки задачи

 

 

Таблица 5

2-й вариант карты самооценки

Решаю задачи

Знаю

Учебный элемент

 УЭ

Максимальное кол-во баллов

Баллы ученика

формулу определения давления твёрдого тела

1.1

0–2 балла

1 балл

Размерности давления

1.2

0–2 балла

1 балл

размерности силы

1.3

0–2 балла

2 балла

 

 

Умею

определять из текста задачи, «что дано» и «что найти».

2.1

0–2 балла

 

1 балл

выполнять перевод единиц в систему «СИ»

2.2

0–2 балла

0 баллов

анализировать результат по полученному ответу

2.3

0–2 балла

1 балл

 

 

Есть навык

работы со справочной литературой

3.1

0–2 балла

1 балл

математических вычислений

3.2

0–2 балла

2 балла

 

Шаг 6-ой. Самоанализ и самоконтроль учащихся

Для каждой карты самооценки есть правильные решения или комментарии:

Шаг 7-ой. Фиксации результатов самооценки и самоконтроля

Результаты самооценки заносятся в журнал самооценки и проводится анализ всех учебных элементов, выполненных каждым учеником или учитель получает отчет в интерактивной системе оценивания:

Шаг 8-ой. Анализ и коррекция результатов самооценки школьников

Учитель проводит занятие по коррекции результатов, даёт учащимся индивидуальные задания. При правильном выполнении заданий по самооценке обучающиеся выполняют самодиагностическую контрольную работу (шаг 6), в которую должны быть включены обязательно все учебные элементы модуля, входящие в перечень требований к результатам освоения основной образовательной программы по физике.

Данные шаги можно представить в виде схемы (рис. 1). Ученики выполняют задания 1-го модуля, состоящего из n- учебных элементов: 1) проводится самооценка учащихся; 2) при отрицательном результате ученик имеет возможность исправить свой результат; 3) после отработки материала выполняется самодиагностическая контрольная работа; 4) при положительном результате выполнения заданий всех учебных элементов ученик выполняет итоговую контрольную работу.

Шаг 9-ый. Разработка инструментария для контроля и самоконтроля

Подготовка самодиагностических работ по каждому учебному модулю, включающих все учебные элементы модуля, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы обучающихся по физике.

Для автоматической обработки результатов диагностирования разрабатывается матрица в программе Excel.

Шаг 10-ый Анализ результатов

Данные 10 шагов могут применяться учителями в качестве методических рекомендаций для организации деятельности, направленной на формировании оценочных умений школьников, что способствует формированию инновационной оценочной деятельности учителя.

В ходе разработки методики, направленной на формирование оценочных умений школьников (ФОУШ) при обучении физике были получены следующие результаты:

  1.                Анализ рабочих программ, разработанных учителями школ, и существующих на сегодняшний день учебно-методических комплексов показал недостаток дидактических материалов, направленных на систематическое формирование оценочных умений школьников.
  2.                Обоснован выбор системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного и критериального подходов при формировании оценочных умений обучающихся основной школы.
  3.                Определены принципы учебного процесса, направленного на формирование оценочных умений школьников при обучении физике на ступени основного общего образования.
  4.                Определены критерии оценивания знаний и умений школьников при освоении курса физики основной школы.
  5.                Показано, что средством обучения, значительно повышающим мотивацию учения и способствующим формированию оценочных умений школьника, выступает учебно-методический комплекс (УМК) курса физики. Выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по ликвидации пробелов знаний, выявление их затруднений строится на основе карт и журнала самооценки в контексте личностно-ориентированного подхода.
  6.                Выявлены особенности подготовки учителей физики к инновационной оценочной деятельности и особенности организации их деятельности при формировании оценочных умений школьников на ступени основного общего образования.
  7.                Разработаны методические рекомендации для учителей физики, направленные на формирование ОУШ при обучении физике основной школы.
  8.                Выявлен комплекс условий, направленный на ФОУШ при обучении физике основной школы.

 

Литература:

 

  1. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин - М.: Изд-во МГУ, 1985.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. 2004 [Электронный ресурс] // http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/ 17.10.2012
  3. Хмельницкая, А.Ю. Формирование оценочных умений учащихся при обучении физике. [Текст] // А.Ю. Хмельницкая – Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. Том II. - 2011.– № 4. – С.83 - 88

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle