Библиографическое описание:

Огородник С. И., Устимова А. Н. Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации к условиям обучения в военном вузе // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 535-539.

 

Статья посвящена обсуждению направлений работы психолога в военном вузе, способствующих эффективной организации процесса адаптации к условиям обучения в вузе. В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного взаимодействия курсантов. А также в статье приведен конспект психодиагностических методик, используемых военным психологом.

Ключевые слова: адаптация, военная служба, военный психолог, гендерное общение, курсанты, психодиагностические методики.

 

Военная служба представляет собой вид человеческой деятельности, обладающей не только высокой социальной значимостью, но выходящей за пределы повседневной жизни, связанной с особыми условиями существования и жизнедеятельности. Она требует от военнослужащих огромного напряжения физических сил, психической устойчивости, постоянного совершенствования морально-боевых качеств.

Военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации состоит в повседневном четком выполнении конкретных военных обязанностей. Это и повседневная боевая подготовка, теоретическая подготовка, физическая нагрузка, несения боевой дежурства, соблюдение военной дисциплины, выполнение иных уставных требований, а также непосредственное участие в боевых действиях, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства и т. п. Поэтому особое внимание необходимо уделять адаптации новобранцев и курсантов к новым условиям жизни.

К военнообязанным гражданам, поступающим на военную службу, и подросткам, желающим обучатся в военном вузе, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, однако мало уделяется внимание морально-психологическим качествам и психической устойчивости личности. В данное время при повышении заработной платы офицерскому составу в Вооруженных Силах Российской Федерации, предоставлении жилья и других льгот, многие подростки имеют желание поступить обучатся в военный вуз и в дальнейшем связать свою жизнь с этим видом профессиональной деятельности.

Подросток, поступивший обучатся в военный ВУЗ, в первую очередь, вынужден отказаться от привычных условий жизни и стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли и желаний воле другого человека — командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязанность выполнения распорядка дня и т. п.) [1, с. 34].

К тому же в армии существует наличие мускулинных отношений, что может приводить к определенным психологическим трудностям в процессе адаптации к условиям обучения в военном вузе. Воспитанием мальчика занимается изначально мать, потом воспитатели в детском саду, учителя в школе или в ссузе, то есть, деятельностью по воспитанию и обучению занимаются в большинстве женщины. А если в семье нет отца или его роль в семейном воспитании минимальна, то у мальчика может не быть полноценного мужского общения, и может отсутствовать положительный мужской пример. И только после поступления в военный вуз общение и взаимодействие подростка полярно меняет свою гендерную характеристику. Воспитанием и обучением начинают заниматься мужчины, в основном в приказном порядке, с выполнением строгого регламента устава, инструкций и приказов. Это может привести к психологическим срывам, дискомфорту и даже суицидальным мыслям.

В детском саду, и в школе дети находятся в гетерогенных группах. Поступая же в военный вуз, отношения становятся гомогенными, то есть в группах находятся подростки только мужского пола. Резко начинает ощущаться нехватка в общении с противоположным полом. Все это может спровоцировать побеги из казарм и нарушение устава.

Поэтому в военных вузах работают психологи. К основным направлениям деятельности психолога в высшем военном учебном заведении относятся:

  1.      Организационно-методическая работа — решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования, необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, донесения и т. п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
  2.      Совершенствование профессиональной компетентности — самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
  3.      Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности курсанта, социально-психологических характеристик деятельности, воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебно-боевой деятельности.
  4.      Психологическая помощь — система мероприятий, проводимых психологом средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у курсантов и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая [4].

Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена [2, с. 96].

Психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия проводятся психологом, когда уже выявлены отклонения от нормы в поведенческом плане или функционирования психики конкретного курсанта.

Психореабилитационные мероприятия часто проводятся как комплексная программа, направленная на восстановление психики человека, находящейся в состоянии отклонения от нормы, вследствие действия психотравмирующих факторов.

Психологическое консультирование осуществляется психологом по индивидуальному запросу курсантов или сотрудников военного вуза. Данная деятельность помогает снять психологическое напряжение, разрешить личностные проблемы, преодолеть кризисные ситуации, скорректировать неадаптивные способы поведения. Однако психологическое консультирование отличается от индивидуальной беседы более глубоким психологическим анализом ситуации и наличием психодиагностической составляющей.

Психопрофилактика проводится как обучение курсантов приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний в экстремальных ситуациях и восстановление психофизиологических ресурсов в следствие долгого напряжения. А так же психологом должна проводиться оценка комфортности среды, психологической безопасности образовательной деятельности.

Психолог для адаптации курсантов к условиям обучения в вузе должен проводить социально-психологические тренинги, направленные на развитие профессионально-важных качеств будущего военнослужащего.

Психодиагностическая деятельность осуществляется психологом путем проведения формализованных опросников и проективных методик. У курсантов на первом курсе исследуется память, воображение, мышление, внимание, воля, эмоции, черты характера, реакции и т. д. В своей работе психолог использует следующие диагностические методики: на оценку нервно-психической устойчивости («Прогноз-2–02», «Личностный опросник НПН-А-02», «Адаптивность-02 (МЛО)»); на изучение черт личности («Методика коммуникативных и организаторских склонностей», «Личностный опросник 16 ФЛО», «Опросник структуры темперамента (ОСТ)»); на выявление межличностных отношений («Социометрическая оценка групповой сплоченности», «Опросник межличностных отношений (ОМО)», «Методика косвенной оценки сплоченности подразделения», «Тест К.Томаса»); на диагностику суицидального риска («Личностная шкала проявлений тревоги (Тейлор)», «Опросник САН», «Опросник депрессивного состояния», «Оценка склонности к суицидным реакциям (СР — 45)», «Анкета оценки суицидального риска»); на оценку готовности к боевому дежурству (службы), гарнизонной и караульной служб («Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге», «Опросник депрессивности Бека», «Шкала ситуативной тревожности (СТ)», Интегративный тест тревожности (ИТТ)»).

Перечисленные направления работы психолога военного вуза образуют целостную систему, призванную оптимизировать условия жизнедеятельности и обучения курсантов в интересах целей воинской деятельности и способствовать быстрой адаптации курсантов к условиям обучения.

На первом курсе обучения курсантов необходимо особенно обратить внимание на взаимоотношения сокурсников. Так как они основное время проводят вместе: совместно проживают, находятся на теоретическом и практическом обучении, выполняют режимные моменты. Поэтому общение должно носить доверительный и позитивный характер. Положительный психологический климат способствует формированию профессиональной идентичности, полноценному овладению профессиональной деятельности, комфортной жизнедеятельности.

В первые же месяцы обучения психолог должен выявить курсантов, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости и проводить с ними индивидуальную коррекционную работу.

Необходимо уделить особенное внимание взаимоотношениям в группах, так как в военный вуз поступают учиться курсанты из разных семей, с разным воспитанием. Особое преимущество при поступлении в военный вуз имеют дети — сироты. Поэтому психологу обязательно нужно проводить психологические тренинги на сплочение группы и регулярно проводить социометрию. При возникновении конфликтных ситуаций, психолог должен немедленно устранять возникшее напряжение и помочь конфликтующим.

Особенности развития межличностного взаимодействия в группах можно проследить путем наблюдения. При индивидуальном наблюдении предметом обследования являются практические действия (поступки) отдельного человека. При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы [3, с. 67].

Психолог так же работает с командованием и профессорско-преподавательским составом: разрабатывает рекомендации по комплектованию учебных групп на первом курсе, подбирает преподавательский состав, следит за участием курсантов в культурно-массовых мероприятиях…

Итак, особое внимание необходимо психологу обратить на особенность и успешность адаптации курсантов-первокурсников к условиям обучения в военном вузе, от которой зависит успех дальнейшей военной службы и наличие профессиональной мотивации.

 

Литература:

 

  1.      Военная психология и педагогика // Под общей ред. В. Ф. Кулакова. — М.: Изд-во Совершенство, 1998 — с 98 с.
  2.      Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Введение в профессию военного психолога. –М.: Издательский центр Академия, 2007. — 208 с.
  3.      Введение в профессию: основы деятельности психолога батальона, полка: учебно-методическое пособие / под ред.Н. И. Резника. — М.: Просвещение, 2004, — 88 с.
  4.      http://armyrus.ru/index.php?id=708&option=com_content&task=view — военно-информационный портал

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle