Библиографическое описание:

Мазенцева Е. А. Аудирование — один из главных компонентов обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 472-474.

 

Аудирование — это активный мыслительный процесс, направленный на восприятие узнавание и понимание новых речевых сообщений, что предполагает творческое комбинирование навыков и их активное применение, соответственно изменившейся ситуации.

Хорошо развитые навыки смыслового восприятия речи свидетельствует о достижении уровня свободного продуцирования речи. И наоборот, слабые неразвитые навыки восприятия речи на слух показательны для репродуктивного владения речи. В традиционной методике и практике обучения аудированию обычно акцентируются приемы слухового подражания механического повторения и метод «моделей». Важность и обязательность этих приемов для развития навыков аудирования несомненны, но это не исключает их вспомогательной роли. Дополнительные трудности создает ослабленная возрастная способность учащихся к «механическому» запоминанию. Поэтому, можно сделать вывод что при обучении языку в учебных группах основную роль играет не «механическая»память, а сознание и внимание. При обучении аудированию необходимо основной упор уделять не подражанию и повторению отдельных языковых моделей, а сознательное аналитическое понимание учащимися этих моделей, их правильное использование, их структура и место в языковой модели языка.

Для эффективного развития навыков аудирования предполагается использование следующих методических установок:

—приступить к развитию навыков аудирования на материале монологической речи:

—предъявляемые аутентичные тексты на аудирование по объему должны быть небольшими, а по тематике должны отражать проблемы, касающиеся интересов учащихся;

—по мере достижения реальных ощутимых результатов по аудированию текстов необходимо- расширять вокабуляр учащихся с последующим использованием усвоенной лексики в устной речи;

—предъявлять к аудированию тексты с общей социальной тематикой и диалоги на разговорно-бытовые темы, следует убедившись в том, что литературные тексты воспринимаются учащимися на слух легко и быстро;

—при подборе текстовых отрывков для аудирования, следует руководствоваться методическими принципами заинтересованности и мотивации учащихся. Тексты должны быть информативными.

—обучение языковым и речевым моделям следует проводить не путем механических повторений и подражания, но непременно в сочетании с языковыми правилами и в сопоставлении с родным языком:

—сочетать приемы подражания и повторения с аналитическим объяснением системы изучаемого языка в целом, и с определением структуры данной языковой категории в частности т. к.решающую роль играет понимание.

Важным для оптимизации процесса обучения аудированию является –регулярность, последовательность и рациональность использования современных компьютерных средств обучения иностранным языкам.Последовательность и взаимодействие применения современных средств обучения, с их правильным варьированием в процессе организации упражнений в аудировании.

Следует иметь в виду, что как подготовительные так и речевые упражнения, должны использоваться при обучении аудированию одновременно,н о процентное соотношение их в зависимости от периода обучения и уровня сформированности навыка будет меняться. На начальном этапе обучения, большой процент должны составлять подготовительные упражнения позднее постепенно их количество уменьшается так,что в соответствии с этим на продвинутом этапе больший процент упражнений на аудирование должны составлять речевые упражнения.Речевые упражнения выполняются с самого начала обучения аудированию на материале связного текста. Постепенно с помощью аудиоматериалов формируются такие сложные умения как: расчленение высказывания на смысловые группы: понимание основной мысли на уровне смысловых отрывков: понимание предмета высказывания и понимание главной мысли сообщения. Одной из важной составляющих обучения процессу аудированию является- регулярность, последовательность и рациональность аудио и аудиовизиальных информационных средств. Последовательность и взаимодействие применения данных информационных средств связаны с их правильным варьированием в процессе обучения аудированию. Следует принять во внимание, что как подготовительные, так и речевые упражнения должны использоваться при обучении аудированию одновременно, но процентное соотношение их в зависимости от периода обучения и уровня сформированности навыка будет меняться. На начальном этапе обучения больший процент должны составлять подготовительные упражнения, позднее постепенно количество их уменьшается так, что в соответствии с этим на продвинутом этапе обучения аудированию больший процент упражнений должны составлять речевые упражнения. Овладение языковым материалом и речевыми навыками одновременно и параллельно в одном и том же коммуникативном задании, наряду с решением коммуникативной задачи поскольку только речевой навык прочен и способен к переносу новых ситуаций общения.Усвоенные речевые образцы служат материалом общения при монологической и диалогической модели общения. Речевые образцы накапливаются и являются материалом для анализа и обобщения языкового ситуативного материала, формируют системное знание о языке его грамматике и словообразовательных средствах. Следует обеспечить овладение навыками, умениями, знаниями по предмету- обучать общению на языке развивать память,внимание, мышление обучаемых, формировать умение, делать выводы и обобщения, расширить кругозор, повысить культурный уровень.Предусмотренные современные средства обучения направлены на развитие всех видов коммуникативной деятельности: аудирования, говорения (развитие монологической и диалогической речи) чтения и письма. Обучение всем видам коммуникации осуществляется в тесной взаимосвязи, но при дифференцированном подходе к формированию каждого из них.

Аудирование составляет основу общения, так как с него начинается овладение устной коммуникацией. Формирование умения понимать на слух иноязычную речь начинается с введения текстов –полилогов и продолжается пронизывая весь учебный процесс. Развитию диалогической речи способствует, как характер основных текстов –полилог, так и организация всего учебного процесса через общение. Монологическое высказывание, как правило являются частью диалога и поэтому контекстуально и ситуативно -обусловлены и ограничены по видам речевой деятельности и упражнений. Все монологические высказывания являются органичными и естественными компонентами диалога. Речевые ситуации с точки зрения восприятия и понимания можно поделить на:

1)                 Ситуация, на основе увиденного и услышанного непосредственно:

2)                 Ситуации, связанные с каждодневным опытом обучаемых:

3)                 Ситуации, основанные на жизненной практике обучаемых:

4)                 Ситуации,которые не опираются на жизненный опыт обучаемых и

воспринимаются ими благодаря воображению.

Создание и использование коммуникативной ситуации предусматривает, в первую очередь, активизацию речевой деятельности учащихся, мобилизацию их на осуществление речевого контакта в определенных ситуациях.В связи с этим основной задачей учителя при реализации коммуникативной задачи- является умение управлять речевым общением, оказывать обучаемым речевую поддержку, которая заключается в конкретизации общения и обеспечении учеников необходимым лексико-грамматическим материалом и навыками использования их в речи. Это и является целью первого этапа обучения аудированию и говорению.

Известно, что различные лексико-грамматические темы и синтаксические конструкции легко совмещаются с теми или иными разговорными ситуациями.Поэтому, целесообразнее работать с лексикой по аудированию через знакомые речевые ситуации. Речевые ситуации, как один из стимулов речевой деятельности, все чаще находит свое применение в постановке одних и тех же, как учебных так и жизненных задач.Учебно-речевые ситуации, как один из стимулов речевой деятельности учащихся находит свое применение в работе с аудированием и ставит учащихся в условия однотипные с естественными, стимулирующие подобные речевые реакции. При этом, речевые высказывания максимально приближаются к естественному акту коммуникации. Неподготовленное высказывание является управляемым процессом, так как создавая воображаемую ситуацию учитель прогнозирует возможную речевую ситуацию. Так при прослушивании текста для учеников 6 класса; «А ваrking dog doesn’tbite» после прослушивания текста и ответов на вопросы по тексту, отработки ключевых слов и выражений по данному тексту необходимых для пересказа, можно предложить задания типа:’ Какая пословица на русском языке подходит к данному рассказу?» или предложить следующие задания: Как ты поступишь в данной ситуации?- опиши твою реакцию. Слова твоего папы в данной ситуации? Подберите 3–4 пары словосочетаний по формуле прилагательное плюс существительное.

Text for audition: A barking dog doesn’t bite.

Sam is a little boy.He is only 5 years old.He likes to go for a walk with his father. Once on Sunday his father says:’’ Sam, put on your cap and coat.We go for a walk.’’ Sam is happy. In a moment he says:’’ Daddy,I am ready.’’ They go out into the street.Suddenly they see a big black dog.The dog begins to bark.Sam is afraid of the dog and wants to run home. But his father stops him and says:’’ Don’t be afraid Sam! Don’t you know the proverb: A barking dog doesn’t bite?’’ ‘’Yes,’’- says Sam:’’ I know the proverb, you know the proverb. But does the dog know this proverb too?’’

Key-words and expressions to the text.

1.to go for a walk

2. to go out

3. to put on cap and coat

4. to bark

5. to bite

6.a proverb

Some questions to the text.

1.What can you tell about Sam?

2.What does Sam’s Father says once on Sunday?

3.Where do Sam and his father meet a big black dog?

4.What proverb does father ask his son?

5.WhatisSam’sreaction?

Стимулируя речевую реакцию учеников, учебно-речевые ситуации развивают мышление, будят воображение, учат их выражать свои мысли на иностранном языке, т. е. способствуют формированию самостоятельной умственной деятельности.Обучение в связи с заданной ситуацией способствует формированию устойчивых и действенных познавательных процессов.Еще одно важное качество речевых ситуаций:способность формировать умение, логически правильно излагать мысли, что обеспечивается в результате определенной последовательной подачи ситуаций и их логической взаимосвязью. Речевые ситуации должны развивать навыки и умения, использовать изученный лексико-грамматический материал. Ситуации должны быть подобраны таким образом, чтобы они обеспечивали перенос навыков и умений в новые речевые условия, то в процессе самостоятельного высказывания происходит дальнейшее непроизвольное запоминание языкового материала. Широкое использование ситуаций в целях развития речевой и языковой компетенции способствует формированию мотивации речевой деятельности, воспитывает навыки группового общения, делает учеников инициативными и уверенными в своих знаниях и способностях.

 

Литература:

 

  1. Арнольд И. В. Стилистика: Современный английский язык.М,2002,-247 с.
  2. Абрамова Л. П. Оптимизация процесса обучения в неязыковом вузе.. Сборник научных трудов.Ташкент-1996 г.
  3. Зимняя И. Я. Педагогическая технология.-Ростов-на-Дону.:Феликс.1997- 47 с.
  4. Перевод в современном мире [Электронный ресурс]:В. А. Бирюков и др.-М.:РУДН.2012.-1 опт.диск.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle