Библиографическое описание:

Писарева Т. С. Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 482-486.

 

Существенные изменения в общем образовании России затрагивают и специальную (коррекционную) школу, которая также должна изменяться, чтобы удовлетворять как требованиям общества, так и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

К современным тенденциям развития специального образования прежде всего необходимо отнести следующие: изменение и обновление его содержания; вариативность; более интенсивный процесс технического оснащения (внедрение современных информационных технологий); системный подход к работе учителя в специальных (коррекционных) классах. Нарушения развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребенка нарушена способность к приему и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей. При анализе конкретного вида нарушенного развития важно учитывать общие для нормального и аномального развития закономерности и тенденции, общие для всей группы проявления нарушений, а также индивидуальные характерологические особенности каждого ребенка.

Компьютеризация процесса обучения, использование разнообразных форм работы с учащимися одной из которых является бланковая методика, является одним из вариантов обновления коррекционной работы по преодолению письменной речи. Использование на логопедических занятиях бланков позволяют развивать и корректировать одновременно несколько функций: речевую, зрительную, моторную, мыслительную.

Работа учителя- логопеда регламентирована, но нестандартизирована; даёт простор для творческого поиска, но довольно трудоёмка при подготовке к занятиям. Это можно объяснить отсутствием стандартных учебников для школьников с нарушениями устной и письменной речи (при обилии пособий, публикаций по логопедии для школьников не имеющих интеллектуального нарушения). В настоящее время не достаточно разработано методической литературы для работы педагогам, работающим со школьниками, имеющими ОВЗ.

Противоречия в работе заключаются в недостаточном развитии произвольности и саморегуляции учебной деятельности обучающихся с ОВЗ. Вследствие этого необходимо упорядочить ориентировочную деятельность и самоконтроль данной группы школьников.

Причины нарушения письма и чтения по типу дислексии и дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи разнообразные. Впервые на нарушения письма и чтения указал А. Куссмауль (1877). В медицинской, психологической и дефектологической литературе (В. Маорган, Р. А. ТкачевТ. Г. Егоров, Б. Г. Ананьев, Ф. А. Рау, А. Р. Лурия, Э. С. Бейн, М. Е. Хватцев и др.) описано много случаев невозможности овладения письменной речью. Когнитивный подход к дисграфии прослеживается и в докладе Р. И. Лалаевой «Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей». Экспериментальное изучение когнитивной деятельности детей с нарушениями письменной речи выявило отставание в развитии симультанного восприятия, проблемы с устойчивостью и распределением внимания, слабое развитие операций мышления и трудности в организации познавательной деятельности. Р. И. Лалаева пишет: «…у детей с дисграфией отмечается недостаточность прежде всего вербально — логического мышления, несформированность процессов обобщения, абстрагирования, инертность и замедленность протекания познавательных процессов.

Характерным для этой категории детей является значительное снижение памяти, трудности концентрации, распределения и продуктивности внимания, быстрая истощаемость при решении мыслительных задач». Отсюда вытекают и изменения в структуре коррекционной работы с такими детьми, необходимость совершенствования устной и письменной речи, но и мероприятия по развитию произвольных психических процессов, интеллектуальной деятельности.

Для предупреждения неуспеваемости и развития младших школьников с общим недоразвитием речи применяется бланковая методика. Данная методика, предлагаемая Е. В. Кузьминой, используется с целью диагностики и проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, на основе программ и методов, используемых в логопедии (Р. И. Лалаева, А. В. Ястребова, Н. И. Садовникова, Н. П. Мещерякова, Л. Н. Ефименкова).

Привычные и традиционные виды учебной деятельности (чтение и разбор текстов, письмо под диктовку и пр.) не могут решить проблемы смешения или пропусков букв, а работа с картинками или игрушками кажется многим современным школьникам делом несерьезным. Компьютеризация процесса обучения, использование психологических приемов коррекции речевых нарушений — наиболее действенные варианты обновления и оживления коррекционной работы.

Этому в полной мере соответствуют бланковые методики. Бланки помогают решать разнообразные задачи: закрепление словаря по определенной лексической теме, развитие мыслительных операций, формирование произвольности внимания, избирательности восприятия, развитие навыков дифференциации букв, слов, понятий.

Применение бланковых методик в логопедической работе

        повышают учебную мотивацию школьников-логопатов.

        повышает интерес на занятии, занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей и компьютерной технологии позволяющей формировать фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико-грамматические средства языка

        активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности

        учитывать индивидуальные особенности и возможности при усвоении учебно-развивающих заданий.

Бланк-карточка — это субтестовое задание с сопровождающимися рекомендациями по применению. Предлагаются различные символы в виде (таблиц, схем, цифр, букв, картинок, геометрических фигур, цвета) и задаётся инструкция, в которой оговаривается, какие символы необходимо выделить в бланке.

Бланковые задания позволяет учитывать проблемные зоны обучающихся:

        несовершенство зрительных дифференцировок;

        несовершенство фонематического восприятия;

        отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи;

        несовершенство в организации своей учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка);

        особенности восприятия стандартных инструкций (устных или письменных; простых или многоступенчатых)

Памятка–алгоритм выполнения бланковых заданий. Памятка предлагается в двух вариантов.

1 вариант — состоит из двух алгоритмом, предназначен для обучающихся 2–4 классов имеющих ОВЗ (низким темпом работы, большой отвлекаемостью, быстрой утомляемостью);

2 вариант — состоит из трёх алгоритмов, предназначен для учащихся успешно овладевших начальным этапом работы с памяткой.

Необходимо постепенно учить планировать и организовывать свою работу. Можно ввести памятки, посвящённые алгоритму выполнения бланковых заданий. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями в обучении. Памятки предлагаются в двух вариантах, с учётом индивидуальных возможностей, степени включённости в коррекционно-учебный процесс школьников.

Памятка. (Вариант 1)

  1. Внимательно прочитай инструкцию к заданию.
  2. Приступай к выполнению заданий по команде.

Памятка. (Вариант 2)

  1. Подпиши свой бланк (укажи фамилию, класс и дату заполнения).
  2. Внимательно прочитай инструкцию к заданию.
  3. Приступай к выполнению заданий по команде.

Работа по бланковым методикам позволяет продуктивно и качественно проводить коррекционно-образовательный процесс, используя в комплексе современные компьютерные технологии, игровые технологии. Данные направления способствует развитию устной и письменной речи, способствуют выработке умения пользоваться приобретёнными знаниями в учебном процессе

Применение методики соответствует общедидактической цели занятия:

        коррекционно-образовательной: закрепить учебный материал, предлагаемый на логопедическом занятии; преодолеть трудности в овладении устной и письменной речи.

        коррекционно-развивающей: развивать познавательный интерес обучающихся; психические процессы (мышление, память, внимание).

        коррекционно-воспитательной: воспитывать мотивацию к логопедическому занятию; умение работать самостоятельно и выполнять самоконтроль своей деятельности; обогащать эмоционально-чувственную сферу.

Данная методика включает разделы вызывающие основные трудности коррекции письменной речи.

  1. Формирование звукобуквенного анализа и синтеза слов

Данные задания позволяют закрепить навыки дифференциации согласных-гласных, навыки звукобуквенного анализа, развитие произвольного внимания.

Бланк № 1

«Зашифрованные слова».

Фамилия, имя _____________________

Класс_____________________________

дата___________________________

Инструкция: зашифруй слова, используя обозначения: С- согласный; Г- гласный.

 

Образец: ШКОЛА- ССГСГ

ПЕНАЛ_________

УЧЕНИК________

КЛАСС__________

КАРАНДАШ_______________

 

2. Раздел. Пополнение и уточнение словарного запаса

Задания на синтезирование слов из набора букв, слогов. Пополнение лексического запаса.

Бланк № 2. «Найди слова»

Фамилия, Имя______________________

Класс_____________________________

дата___________________________

Инструкция: среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.

ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖРАВЛЬЩДПСКВОРЕЦДЮКУКУШКА

3.Раздел. Словообразование. Обогащение словарного запаса.Упражнять в способе словообразования слов

Бланк № 3«Художник»

Фамилия, Имя _____________________

Класс_____________________________

дата___________________________

Инструкция: Подбери слова, являющиеся родственными, однокоренными и обозначьте их цветом подходящим к словом.

ГЛАЗ

 

РОТ

 

НОС

 

носик

 

носище

 

глазик

 

глазной

 

роток

 

переносица

 

ротище

 

сглазить

 

ротик

 

 

  1. Раздел. Лексико-грамматический строй речи; Развитие пассивного и активного словаря; Сининимы, омономы, антонимы русского языка; Составление словосочетаний, предложений; Восстановление деформированного текста.

Бланк № 4

Фамилия, Имя _____________________

Класс_____________________________

Дата__________________________

Инструкция: составь и запиши словосочетания, заменяя цифры числительными.

1

2

3

3

1

2

 

C:\Users\User\Pictures\img107.jpg

 

Коррекционно-логопедическая работа с применением бланковых методик способствует повышению мотивации к логопедическому занятию, вносит элементы занимательности при актуализации полученных знаний, а также при устранении недостатков устной и письменной речи, корректируют отставание в развитии высших форм памяти, операций мышления. Построение алгоритма языкового анализа,(школьнику приходится не просто вспомнить,вдуматься, а оперировать словами, анализировать,синтезировать, классифицировать слова текстового задания), способствует выработке умения самостоятельно контролировать ход выполнения задания самим учеником, а учителю производить контроль выполнения задания, в дальнейшем проводить логопедическое обследование.

Проанализировав данные обследования устной и письменной речи обучающихся на логопункте МСКОШИ VШ вида за период 2010–2013 учебный год, выявили: 2010–2011 уч.г- 23 % учащихся выпущено с улучшением устной и письменной речи; 2011–2012 уч.г.-33 %; 2012–2013 уч.г. — 44 % учащихся.

Бланковые методики зарекомендовали себя как один из способов развития устной и письменной речи; результаты обучения имеют не значительный результат, по причине ограниченных возможностей здоровья данной группы учащихся, но это и есть положительный результат.

 

Литература:

 

  1. Андреева Н. Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 1. Москва. «ВЛАДОС», 2006.С179.
  2. Андреева Н. Г. Развитие связной речи у младших школьников. Часть 2. Москва. «Владос», 2008.С 301.
  3. Глебова Н. Г. Обследование устной речи младших школьников с умственной отсталостью. Журнал «Логопед» № 1 2009г.С70.
  4. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М.,2005.
  5. Козырева Л. М. Программо — методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль, 2006.
  6. Кукушкин В. С. Логопедия в школе практический опыт. М., 2005.
  7. Кузьмина Е. В. Бланковская методика в работе логопеда.М. 2007.
  8. Лалаева Р. И. Нарушения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 19998.
  9. Мазанова Е. В. Коррекция аграмматической дисграфии. М., 2006.
  10. Мазанова Е. В. Коррекция акустической дисграфии. М.,2006.
  11. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М., 2006.
  12. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. М., 2006.
  13. Пережогин Л. О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. М., 2005.
  14. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие. М., 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle