Роль неправительственных организаций в избирательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Харитонов, С. С. Роль неправительственных организаций в избирательном процессе / С. С. Харитонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/10/761/ (дата обращения: 23.04.2024).

Поставив перед собой цель, проанализировать участие неправительственных организаций в избирательном процессе, представляется, что следует говорить об участии неправительственных организаций в некоторых его стадиях.

Избирательный процесс представляет собой социально-юридическое явление, состоящее из следующих стадий:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов;

3) образование избирательных участков;

4) составление списков избирателей;

5) формирование избирательных комиссий;

6) выдвижение и регистрация кандидатов;

7) предвыборная агитация;

8) голосование;

9) подсчет голосов, установление итогов голосования;

10) определение результатов выборов и их опубликование.

Однако прежде чем рассматривать участие неправительственных организаций в избирательном процессе стоит уделить внимание самим неправительственным организациям. Несмотря на то, что этот термин широко используется в законодательстве Российской Федерации (см., например, Федеральный закон «О счетной палате Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») его определение отсутствует. При этом в действующем законодательстве раскрывается термин иностранные некоммерческие неправительственные организации, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, созданные за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которых не являются государственные органы [см. ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»].

Понятие неправительственные организации также используется при определении благотворительных организаций в Федеральном законе от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно статье 6 указанного федерального закона благотворительной организацией является неправительственная организация (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных данным Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.  В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» учредителями благотворительных организаций не могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения.

 Таким образом, федеральный законодатель уделил внимание исключительно иностранным некоммерческим неправительственным организациям, что представляется необоснованным, поскольку неправительственными организациями являются, как следует из приведенных выше определений, любые организации, учредителями или участниками которых не являются органы публичной власти или созданные ими учреждения и предприятия, следовательно, существование таких организаций в Российской Федерации является весьма очевидным обстоятельством.

Кроме того, законодательное определение иностранных некоммерческих неправительственных организаций имеет некоторые недостатков, к примеру, такая организация может быть создана путем опосредованной инициативы, то есть через государственное учреждение, как вы понимаете, прямого участия или учредительства государственных органов в этом случае не будет, в отношении определения благотворительных организаций данный недостаток отсутствует. Но детальному рассмотрению вопроса относительно содержания понятия неправительственные организации мы уделим внимание в следующий раз.

В рамках данной статьи предлагаем относить к неправительственным организациям общественные объединения и некоммерческие организации, созданные исключительно по инициативе населения Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность без участия государственных органов (то есть решения, принимаемые таким организациями ни как не связаны с волей и интересами государства, однако это не исключает возможности совпадения интересов). В свою очередь, следует отметить, что коммерческие организации, исходя из буквального смысла понятия неправительственных организаций, также подпадают под данное понятие.

С учетом принятого определения предлагаю выделить некоторые необходимые условия появления неправительственных организаций:

1.      активность или инициативность членов общества (населения);

2.     общий характер мотиваций (т.е. у людей, которые хотят объединиться, всегда есть схожая проблема (нарушение прав), одна цель (улучшение жилищно-коммунального обслуживания), схожие мотивы (недовольство, неудовлетворенность, интерес, потребность в социальной самореализации, просто желание поделиться знанием, помочь, изменить что-то к лучшему);

3.     административная допустимость, т.е. возможность создания таких организаций санкционирована, не преследуется, а возможно, поощряется и поддерживается государством.

Теперь полагаю необходимым отметить, что неправительственные организации, формально не могут принимать участие во всех стадиях избирательного процесса, под участием в данном случае я буду понимать возможность повлиять на какой-либо результат, воздействовать на течение событий с целью изменения вероятных последствий в свою пользу. Например, неправительственные организации не могут участвовать в назначении выборов, так как процедура назначения выборов четко регламентируется нормативными правовыми актами и осуществляется органами власти, следовательно, уже исходя из этого их участие во всех стадиях избирательного процесса не возможно.

Причина возникновения неправительственных организаций, на мой взгляд, это необходимость установления диалога с государством, в лице его органов и должностных лиц, а предмет этого диалога (обсуждения) может меняться, но он всегда касается непосредственно членов конкретной организации или решения интересующей и волнующей их ситуации, проблемы и попытки поиска совместного с государством решения.

С учетом этого полагаю возможным выделить следующие стадии, на которых может наличествовать заинтересованность неправительственных организаций:

выдвижение и регистрация кандидатов, здесь неправительственные организации могут разъяснять гражданам способы реализации их пассивных избирательных прав и их защиты;

предвыборная агитация, неправительственные организации могли бы обеспечивать контроль за предоставлением информации, соответствующей действительности, предотвращать попытки умышленного введения населения в заблуждение посредством организации разъяснительной работы, осуществлять мониторинг информации;

на стадии голосования возможно осуществление со стороны неправительственных организаций контроля за соблюдением прав граждан, соблюдением требований к процедуре проведения голосования (своего рода общественный контроль), разъяснение гражданам процедуры голосования;

подсчет голосов, установление итогов голосования, здесь же возможно было бы обеспечить присутствие представителей неправительственных организаций (наблюдение) при подсчете голосов.

определение результатов выборов и их опубликование. На данной стадии представляется возможным предусмотреть такое мероприятие как предоставление использованных бюллетеней комиссиям от неправительственных организаций для проведения проверки результатов выборов, разумеется, на определенных условиях, т.е. сохранности, возвратности, однако, в таком случае следует установить особый статус решений таких комиссий (скорее всего информационный или рекомендательный).

Исходя из изложенного, полагаем возможным выделить три основных направления деятельности неправительственных организаций в избирательном процессе: контроль (в широком смысле), консультирование, информирование.

Представляется, что участие неправительственных организаций в избирательном процессе это профессиональная общественная деятельность, которая основной своей целью имеет обеспечение реализации гарантий соблюдения прав граждан.

Профессор ЮНЕСКО, заведующая «Кафедрой ЮНЕСКО/ИНКОРВУЗ по развитию неправительственных организаций в странах переходного периода «Государственного университета  управления отмечает, что именно неправительственные организации становятся в различных странах мира действенным средством для оказания в рамках закона цивилизованного давления на власть в противовес иногда почти преступным формам лоббирования. Одним из вариантов лоббирования, в свою очередь, является, например, продвижение на выборах «выгодных кандидатов». В целях предотвращения такого лоббирования неправительственные организации могут просигнализировать как государству, так и обществу о необходимость осуществления мер для предотвращения негативных последствий лоббирования.

Учитывая вышеизложенное полагаю, что в целом участие неправительственных организаций в избирательном процессе является необходимым и очень важным элементом функционирования гражданского общества в Российской Федерации, так как государство – это всегда сильная структура, механизм, который имеет существенный вес и для взаимодействия с ним на паритетных началах необходим противовес, в виде таких институтов гражданского общества, как неправительственные организации, стоящих на другой чаше весов.

 

Литература

 

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Российская газета. – 1996. – 24 января. – № 14;

2. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Российская газета. – 1995. – 17 августа. – № 159;

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. – 2003. – 8 октября. – № 202;

4. Цыбуляк С.И. Избирательный процесс: проблемы определения понятия // Государственная власть и местное самоуправление. М., 2009, № 5;

5. Залесский В.В., Каллистратов Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону о некоммерческих организациях. М.: Юрайт, 2000. 32 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Избирательный процесс, Российская Федерация, благотворительная деятельность, местное самоуправление, Российская газета, участие, Государственная власть, гражданское общество, назначение выборов, общий принцип организации.


Похожие статьи

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации. На 1 мая 2017 в России насчитывается 22136 муниципальных образований, среди них: 1765 муниципальных районов; 1555 городских поселений...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе.

Система выборов в Российской Федерации как доминирующий...

выбор, публичная власть, проведение выборов, Российская Федерация, выборная кампания, участник выборов, выборный процесс, избирательный процесс, орган, институт.

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Он осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, что подкрепляется Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская Федерация, отзыв депутатов, осуществление, население, уфа.

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Краснодарский край, общественный контроль, выбор, избирательная комиссия, массовая информация, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, местное самоуправление...

Похожие статьи

Практика и современные направления развития организационной...

Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, общий принцип организации. На 1 мая 2017 в России насчитывается 22136 муниципальных образований, среди них: 1765 муниципальных районов; 1555 городских поселений...

Основные принципы местного самоуправления в рамках...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе.

Система выборов в Российской Федерации как доминирующий...

выбор, публичная власть, проведение выборов, Российская Федерация, выборная кампания, участник выборов, выборный процесс, избирательный процесс, орган, институт.

Конституционно-правовые основы применения пропорциональной...

местное самоуправление, пропорциональная избирательная система, Российская Федерация, публичная власть, выбор, государственная власть, пропорциональная система, представительный орган...

Гражданская инициатива в муниципальном нормотворчестве

Он осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти, а также органы местного самоуправления, что подкрепляется Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

местная власть, муниципальное управление, местное самоуправление, гражданин, муниципальное образование, Российская Федерация, отзыв депутатов, осуществление, население, уфа.

Общественный контроль при проведении муниципальных...

Краснодарский край, общественный контроль, выбор, избирательная комиссия, массовая информация, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, местное самоуправление...

Задать вопрос