Библиографическое описание:

Скрипкина Н. В. Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период "тройного кризиса" личности // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 321-326.

Актуальность темы исследования.

Профессиональная деятельность педагога является проблемной для субъекта с точки зрения профессиональных деструкций и высокой эмоциональной нагруженности [3, с. 5].

 В процессе онтогенеза эта проблема может обостриться в период так называемого «тройного кризиса» личности – социокультурного, профессионального и возрастного кризиса середины жизни [3, с. 7].

О наступлении кризиса свидетельствуют участившиеся в возрасте 35-40 лет депрессии и невротические расстройства. Б. Ливехуд называл возраст 35-40 лет своеобразной «точкой расходящихся путей». Один из путей – это постепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физической инволюцией. Другой путь – продолжение психической эволюции, несмотря на физическую инволюцию. Э.Эриксон возраст 30-40 лет назвал «десятилетием роковой черты». К этому возрасту появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением. Успешное разрешение кризиса, по Э.Эриксону, приводит к формированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности), которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и о собственном вкладе в развитие жизни на земле. В период «тройного кризиса» активизируются качественно новые механизмы адаптации, выступающие в форме психологических защит . [3, с. 144].

Новое решение вопроса детерминации эмоционального выгорания в психологической литературе (Василюк Ф.Е.,1984, Бойко В.В., 1996, Трунов Д.Г.,1998, Демина Л.Д., 2000, Ральникова И.А., 2000 и др.) позволяет нам рассматривать  эмоциональное выгорание  как один из новейших механизмов психологической защиты. Этот механизм предохраняет от осознания личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствует стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов,  представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения и протекает на подсознательном психологическом уровне. Симптомы выгорания выступают как сигналы, идущие из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способ коммуникации между несознаваемым и осознанным [1,2,6,7,8,9].

Феномен эмоционального выгорания имеет место тогда, когда у педагога возникают негативные, отрицательные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий типа "человек-человек" требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, приходится на предсознательном уровне сдерживать свои отношения, подавлять их, заменять на противоположные. Это может привести к неудовлетворенности своим трудом, собой, к эмоциональной разрядке на своих близких, к дезорганизации профессиональной деятельности и межличностных отношений.

Организация исследования.

 Следовательно, можно предположить, что в период «тройного кризиса» эмоциональное выгорание в профессиональном анамнезе будет иметь преобладающий сложившийся характер симптоматики. И поскольку границы «середины жизни» весьма условны и индивидуальны, наше исследование позволит определить выраженность симптомов эмоционального выгорания у педагогов на разных возрастных категориях.  

В исследовании принимали участие 121 человек – педагоги МОУ г.Челябинска. В изучении зависимости степени выраженности эмоционального выгорания (ЭВ) от возраста респондентов, мы предложили следующее разделение возрастных категорий: до 25 лет; 26-30 лет; 31-35 лет; 36-44 года; от 45 лет.  Согласно нашей гипотезе, проблемными в нашем разделении показателей будут возрастные категории от 31-35 и 36-44 лет.  Исследование проводилось по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [4, с. 141]. Методика позволяет выявить ведущие симптомы эмоционального выгорания и сформированность каждой фазы ЭВ: напряжение, резистенция, истощение.

Результаты исследования и их интерпретация.

Во всех возрастных категориях доминирует 1Р симптом – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,4;15;15,6;17,4;15) и 4Р симптом – редукция профессиональных обязанностей (10;18,5;15,8;20,1;19,4). Это свидетельствует о том, что педагоги неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования  в ходе рабочих контактов. Со стороны такое поведение педагога можно квалифицировать как эмоциональную черствость, неучтивость и равнодушие (рис.1).

Рисунок 1.

 

У педагогов в возрасте до 25 лет  присутствует уже почти сложившийся 1Р симптом – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,4), что свидетельствует о осознанном или подсознательном стремлении к комфорту. Педагог действует по принципу «хочу-не хочу»  и откликается на состояние или потребности субъекта взаимодействия, если сочтет нужным или по настроению (рис.2).

Рисунок 2.

                                        

   

В возрасте 26-30 лет у педагогов начинает складываться 2Р симптом – эмоционально-нравственная дезориентация, который далее присутствует во всех возрастных категориях, а самого большого значения достигает в возрастной категории от 45 лет (14,3).  Показатель выраженности 4Р симптома – редукция профессиональных обязанностей (18,5) свидетельствует о его сложившемся характере  и выражается в упрощении и сокращении социальных контактов и обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат (рис.3).

 

Рисунок 3.

                       

 

В возрасте 31-35 лет у педагогов нарастает тревожная симптоматика. Тревожное напряжение характеризуется складывающимся характером 1Н симптома (11,8) – переживание психотравмирующих обстоятельств, 2Р симптома (11) - неудовлетворенность собой, 3Р симптома (10,7)– «загнанность в клетку», 4Р симптома (12,2) – тревога и депрессия.  Тревожное напряжение характеризуется нарастанием раздражения, отчаяния и негодования. Проявляется в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, которые педагогу представляются как непреодолимые. Педагог начинает испытывать недовольство собой, избранной профессией и профессиональными обязанностями. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождает мощное энергетическое напряжение  в форме переживания ситуативной или личностной тревоги. Возрастает неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (15,2), эмоционально-нравственная дезориентация (13,5), расширение сферы экономии эмоций (10,7) и редукция профессиональных обязанностей (15,8). Это свидетельствует о выборочном реагировании в социальных контактах, их упрощении и сокращении,  возникновении у педагога потребности в самооправдании. Подобное поведение выходит за рамки профессионального взаимодействия и распространяется на ближайшее окружение педагога. Подобная симптоматика обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к «эмоциональному выгоранию» как средству психологической защиты (рис.4).  Увеличение числа складывающихся симптомов в возрасте 31-35 лет свидетельствует о наступлении кризиса «середины жизни» - возрастает тревога и депрессия, чувство неудовлетворенности работой и собой.           

Рисунок 4.

 

 

Возраст педагогов 36-44 лет характеризуется большим количеством сложившихся симптомов эмоционального выгорания: 4Н симптом – тревога и депрессия (16), 1Р симптом – неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (17,4), 3Р симптом – расширение сферы экономии эмоций (19,4), 4Р симптом – редукция профессиональных обязанностей (20,1) и 4И симптом – психосоматические и психовегетативные нарушения (18,4).  Остальные симптомы носят складывающийся характер: 1Н симптом – переживание психотравмирующих обстоятельств (14,8), 3Н симптом – загнанность в клетку (15,3), 2Р симптом- эмоционально-нравственная дезориентация (13), 1И симптом – эмоциональный дефицит (10,8), 2И симптом – эмоциональная отстраненность (10), 3И симптом – личностная отстраненность – деперсонализация (12).

Феноменологическая картина эмоционального выгорания в возрасте 36-44 лет свидетельствует о рассогласованности в ценностно-установочной сфере личности педагога, что и активизирует психологическую защиту. Мощное энергетическое напряжение, которое переживается педагогом в форме ситуативной и личностной тревоги сказывается на общении не только с субъектами деятельности, но и родными и близкими людьми. Такое поведение педагога (эмоциональная черствость, неучтивость, равнодушие и неприятие) не соответствует профессиональным стандартам, порождает у педагога чувство вины, неудовлетворенность собой и окружающими. Такое поведение приводит к социальной замкнутости, негативным установкам и психосоматическим проблемам. Это  сопровождается плохим настроением, бессонницей, чувством страха, обострением хронических заболеваний. Отмечается выраженное падение общего энергетического тонуса, а психологическая защита в форме «эмоционального выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности педагога (рис.5).

 

Рисунок 5.

 

В возрасте от 45 лет педагог использует данную форму психологической защиты в виде «эмоционального выгорания» не только в профессиональной, но и вне профессиональной деятельности ( в общении с родными, приятелями и знакомыми), что приводит к сокращению эмоциональных затрат (4Р симптом – 19,4). Педагог активно оправдывает себя и защищает свою педагогическую стратегию (2Р симптом – 14,3), что не всегда приводит к педагогическому эффекту и часто сопровождается соматической ослабленностью (рис.6).

Рисунок 6.

 

 

Результаты исследования позволяют говорить о том, что переломным «кризисным» в педагогической деятельности можно считать возраст 36-44 лет. Рассогласованность в ценностно-установочной сфере личности, которая остро ощущается педагогом в период «тройного кризиса», обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к «эмоциональному выгоранию» как средству психологической защиты. Показательным здесь является сформированность «эмоционального выгорания» (ЭВ) – 176,6 баллов при критическом значении 183 балла, свидетельствующем о сложившемся «эмоциональном выгорании» (рис.7).

 

Рисунок 7.

 

Заключение.

Профессиональная деятельность педагога является проблемной для субъекта в плане профессиональных деструкций особенно в период так называемого «тройного кризиса», что и активизирует психологическую защиту в форме «эмоционального выгорания». Такая психологическая защита прослеживается в ходе всей профессиональной деятельности педагога. Она проявляется в ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе социальных контактов и упрощении профессиональных обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат.

Следовательно, внимательное отношение педагога к сигналам эмоционального выгорания и своевременное обращение за психологической помощью предоставляет возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности; приводит к осознанию и принятию важной информации о себе; расширяет возможности психологической профилактики и коррекции.

Библиографический список

1.        Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В.В. Бойко.

– М.: Наука, 1996. – 154 с.

2.                 Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984

3.                 Горелова Г.Г. Личность и профессия. Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного кризиса». – Челябинск, 2002, 175 с.

4.                 Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. «Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалистов», Екатеринбург, 1990, с. 141

5.                 Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн., 1997, № 6. - С.35-44.

6.                 Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Изд-во Алтайского государственного университета, 2000.- 123 с.

7.        Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д.Г.

8.        Трунов//Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.

– С. 84–89.

9.                 Трунов Д.Г. Профессиональные деформации практического психолога.// Психологическая газета. - № 1. – 1998. – С.12-13.

 

Основные термины (генерируются автоматически): эмоционального выгорания, неадекватное избирательное эмоциональное, избирательное эмоциональное реагирование, «тройного кризиса», редукция профессиональных обязанностей, 1Р симптом, 4Р симптом, 2Р симптом, период «тройного кризиса», психологической защиты, симптомов эмоционального выгорания, профессиональной деятельности, Профессиональная деятельность педагога, «эмоционального выгорания», средству психологической защиты, личности педагога, поведение педагога, Выраженность эмоционального выгорания, эмоционально-нравственная дезориентация, эмоциональных затрат.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle