Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с высшими учебными заведениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 1559 раз

Библиографическое описание:

Малышева, М. Н. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с высшими учебными заведениями / М. Н. Малышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/10/751/ (дата обращения: 19.04.2024).

Выполнение миссии высшего учебного заведения как важного фактора регионального развития невозможно без взаимодействия его с властными структурами региона. В ходе проводимой административной реформы произошло существенное перераспределение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области образования. Так, региональные власти получили больше полномочий и самостоятельности в вопросах, касающихся финансирования дошкольных и общеобразовательных учреждений, установления системы оплаты труда образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Федерации. Однако что касается высшей школы, то у субъектов Российской Федерации практически не осталось правовых оснований для развития на своей территории высшего профессионального образования.  Тем не менее, тщательный анализ законодательства и опыт высших учебных заведений показывает, что взаимодействие вузов и региональной власти возможно и приносит ощутимые результаты [1].

Объективности ради стоит заметить, что зачастую вузы идут на поводу спроса на отдельные  специальности по экономическим причинам: бюджетного финансирования не хватает, а создание «популярных» факультетов  на коммерческой основе позволяет эту недостачу покрывать. При наличии финансовых средств региональные органы власти вправе осуществлять финансирование расходов на развитие системы высшего профессионального образования сверх тех финансовых обязательств, которые отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти.

Но есть другой путь: поскольку сегодня нет реальной системы прогнозных оценок потребностей в тех или иных специалистах, необходимо отслеживать тенденции и активно воздействовать на ситуацию. Это требует в первую очередь взаимодействия вузов с федеральными и региональными органами власти. Необходим пересмотр принципов финансирования и выделения бюджетных мест. Для обучения студентов по дефицитным специальностям государство должно выделять деньги в приоритетном порядке и в увеличенном объеме. Во-вторых, требуется активное взаимодействие вузов с потенциальными работодателями. И в-третьих, необходимо взаимодействие работодателей с Министерством образования и науки с целью внесения необходимых изменений в государственные стандарты и список специальностей с учетом современных требований промышленности. Иными словами, должна постоянно действовать цепочка «министерство — вузы — базовые предприятия» [2].

В связи с этим нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации играют важную роль в вопросах правового регулирования оказания содействия со стороны региональных органов государственной власти развитию высшего профессионального образования на соответствующих территориях.

Эффективное развитие современного высшего образования невозможно без его синтеза с наукой, взаимодействия научных и образовательных структур, обеспечивающих постоянное воспроизводство главной составляющей научно-технического потенциала у исследователей за счет отбора, подготовки и участия в научно-исследовательских работах перспективных и талантливых студентов и молодых специалистов [3].

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в число стратегических направлений развития профессионального образования поставила укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. К сожалению, сегодня приходится констатировать, что средств, выделяемых учредителем на развитие и укрепление учебно-материальной базы вузов федерального подчинения, катастрофически не хватает. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства в области образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных норм и нормативов.

Одним из направлений модернизации профессионального образования в России является создание университетских комплексов, предусматривающих интеграцию образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, уже сейчас существуют договора о координации и совместной деятельности ВУЗов  и территориальных органов
управления в области международного сотрудничества, целью которых является  обеспечение взаимодействия вузов, местных органов власти и других региональных объединений в сфере международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в целях решения социально-экономических проблем областей и регионов, активизация и совместная деятельность вузов региона на международном рынке образования и научных услуг, представление общих интересов и обеспечение взаимодействия с государственными органами, международными и зарубежными региональными и национальными организациями, фондами и программами в области образования и науки (в 1999 году был принят «Договор о координации и совместной деятельности ВУЗов Центрально-черноземного региона и территориальных органов
управления в области международного сотрудничества»[4].

Оказание поддержки развитию федеральных высших учебных заведений со стороны субъектов Российской Федерации возможно также в рамках реализуемой ими налоговой политики путем предоставление вузам льгот по уплате региональных налогов. Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставил каких-либо льгот образовательным организациям по уплате налога на имущество, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Основой механизма взаимодействия ВУЗов, исполнительных органов власти и предприятий является законодательная база - нормативные документы, законы, приказы управляющих государственных органов, целевые программы, которые создают основу взаимодействия всех структур, определяют правовое поле для его развития. Законодательная база определяет источники финансирования структур, занимающихся трудоустройством [5].

Управляющие нормативные документы можно разделить на два типа: побудительные и обязывающие.

Побудительные - наиболее эффективны в условиях рыночных отношений, так как инициируют экономическую целесообразность участников. Побудительные мотивы ориентированы в основном на потенциального работодателя, без участия которого любое намерение по трудоустройству будет бессмысленным. К законодательному механизму этого типа можно отнести:

- Налоговые льготы - самый действенный рычаг управления в условиях рыночной экономики. Однако налоговых льгот для предприятий, активно решающих вопросы подготовки кадров высшей квалификации, нет. Это негативно отражается на стремлении руководителей заниматься отбором перспективных сотрудников, их образованием. Необходимо уточнить, что речь идет о государственных предприятиях. Частные и хозрасчетные организации по мере возможности такую работу ведут, предполагая ее экономическую выгоду[6].

Из известных налоговых льгот по данному вопросу можно выделить только льготы по подоходному налогу студентам, работающим на предприятии. Это позволяет привлекать на временную работу учащуюся молодежь. Работа, которую обычно при этом предлагают работодатели, практически не приносит какого-либо развития студентам. Было бы целесообразным для государственных предприятий, заключающих договора на прохождение государственной практики студентов ВУЗов, установить на данный период льготное налогообложение по социальной статье с учетом затрат предприятия на обучение, базу практики и т.д.

- Перераспределение налогового бремени, которое означает, что предприятие-работодатель так вносит денежные средства в виде налогов и отчислений, что они в перспективе возвращаются предприятию. При этом возврат должен быть хотя бы отчасти контролируемым налогоплательщиком. Например, часть средств, потраченных работодателем на переобучение специалистов, могла бы быть засчитана, как погашение некоторых налогов по линии Министерства труда и социального развития [7].

В настоящее время основная часть налоговых отчислений в фонды Центров занятости идет на поддержание и переобучение безработных, кого отбирают Центры. Если же позволить предприятиям контролировать те же средства, то они, в обязательном порядке вкладывая их в переобучение и образование кадров, уже в ближайшее время получат реальную выгоду. Данный вид налога может стать инструментом инвестирования средств в местную систему образования. Такая схема налогообложения несомненно была бы выгодна предприятиям, которые стремятся развиваться. И государство, проводя среди них конкурс по программам содействия образованию, имеет возможность отобрать и развивать наиболее перспективные.

Данные положения не реализованы в Законодательстве, однако попытки изменить сложившуюся структуру в части налогообложения существуют[8].

Модернизация российской образовательной системы возможна только путем совместных последовательных действий представителей всех уровней публичной власти, институтов гражданского общества, образовательных организаций. Решение проблем, стоящих сегодня перед высшей школой, просто невозможно без активного участия в этом регионального уровня власти. В тоже время социально-экономическое развитие каждого субъекта Российской Федерации главным образом определяется его инвестициями в развитие человеческого капитала, основу которого составляет получение качественного высшего образования. Этим и обуславливается необходимость постоянного и многопланового взаимодействия между субъектами Российской Федерации и высшими учебными заведениями [9].

 

Список используемой литературы

 

[1] Высшее образование в России. Аналитический доклад. Под. ред. В.Л. Глазычева/М..: Высшее образование, - 2004.-98 с.

[2] Иванов С.Г. Проблемы и перспективы развития высшего образования в России. -  Тюмень: Энергия промышленного роста» №1, 2008. - 23 с.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. N 130 «О государственной поддержке в 2009 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, http://mon.gov.ru

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, http://mon.gov.ru

[5] Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.03.1992 N 3266-1 (изм. от 24.04.2008 г.)// Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, http://mon.gov.ru

[6] Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ "Об утверждении федеральной программы развития образования" // "Собрание законодательства РФ", 17.04.2000, N 16,

[7] Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ, http://mon.gov.ru

[8] http://www.rciabc.vsu.ru/dogovor.htm

[9] Куртон Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997. - 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, высшее профессиональное образование, наука РФ, Официальный сайт Министерства образования, высшее образование, государственная власть, предприятие, профессиональное образование, Россия, высшая школа.


Похожие статьи

Состояние системы образования в современной России и ее...

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные.

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Образование: прошлое, настоящее и будущее» (V) Краснодар. «Технические науки: теория и практика» (IV) Казань.

Большое спасибо за качественную профессиональную работу и внимательное отношение к исследователям.

Проблемы образования в государственных федеральных...

Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, вуз, высшая школа, отечественное высшее образование, российское образование...

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Россия, Российская Федерация, образование, начальное общее образование, образовательная система, образовательный процесс, основное общее образование, федеральный государственный образовательный...

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Российская Федерация, образовательная политика, том, стандарт, система образования, высшая школа, программа, образование, юридическое образование, государственная политика.

Законодательное регулирование отношений в области высшего...

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия, Болонский процесс.

Правовое регулирование современного российского образования

в области высшего образования (1995 г.) и др.

профессионального и педагогического образования 1996 г. и др.

– М., 1998. 2.Национальная доктрина образования в Российской федерации [Текст].

Профессиональная подготовка специалистов | Статья в журнале...

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. В 2016/17 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования...

Похожие статьи

Состояние системы образования в современной России и ее...

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные.

Публикация научных статей — Молодой ученый

«Образование: прошлое, настоящее и будущее» (V) Краснодар. «Технические науки: теория и практика» (IV) Казань.

Большое спасибо за качественную профессиональную работу и внимательное отношение к исследователям.

Проблемы образования в государственных федеральных...

Проблемы образования в государственных федеральных учреждениях высшего образования.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, вуз, высшая школа, отечественное высшее образование, российское образование...

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Россия, Российская Федерация, образование, начальное общее образование, образовательная система, образовательный процесс, основное общее образование, федеральный государственный образовательный...

Актуальные аспекты образовательной политики в системе...

Российская Федерация, образовательная политика, том, стандарт, система образования, высшая школа, программа, образование, юридическое образование, государственная политика.

Законодательное регулирование отношений в области высшего...

Российская Федерация, сфера образования, высшее образование, отношение, область образования, образование, образовательная организация, государственная политика, Россия, Болонский процесс.

Правовое регулирование современного российского образования

в области высшего образования (1995 г.) и др.

профессионального и педагогического образования 1996 г. и др.

– М., 1998. 2.Национальная доктрина образования в Российской федерации [Текст].

Профессиональная подготовка специалистов | Статья в журнале...

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании студентов, имеющих инвалидность с использованием профессиональных стандартов; описанию формирования национальной системы квалификаций в Российской Федерации.

Статистический анализ основных показателей системы высшего...

Профессиональнее высшее образование должно отвечать требованиям научного, экономического и социального развития. В 2016/17 учебном году продолжился процесс совершенствования системы образования...

Задать вопрос