Эволюция подходов к изучению здоровья в социогуманитарном контексте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 3860 раз

Библиографическое описание:

Терешкина, В. Н. Эволюция подходов к изучению здоровья в социогуманитарном контексте / В. Н. Терешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/10/747/ (дата обращения: 19.04.2024).

Здоровье с древних времён является одной из первостепенных категорий, изучаемых человеком. Здоровье есть составляющая человеческой сущности, её важнейшая характеристика, отвечающая и соотносящееся с жизнью человека. Это и является причиной такого пристального внимания к данной категории на протяжении уже многих тысячелетий.

Тема изучения человека являлась и является одной из фундаментальных тем исследования гуманитарных наук. Данный вопрос рассматривается в философии, психологии, культурологии, социологии. Каждая дисциплина занимается изучением человеческой природы в зависимости от своего поля исследования. Очерчивая границы своего исследования, нас, прежде всего, интересует изучение данного вопроса с философской и социологической точки зрения.

Социология как наука сформировалась лишь в середине XIX века, соответственно нам представляется необходимым начать рассмотрение изучения человеческого здоровья с философской точки зрения.

Анализируя работы античных философов, можно с уверенностью утверждать о существовании ценностного подхода к проблеме здоровья человека. В сочинениях Платона, Сократа и Аристотеля теме здоровья уделяется значительное внимание. Оно отождествляется с такими составляющими человека, как красота и добродетель. Забегая вперёд, хотелось бы обратить внимание на то, что комплексный подход к здоровью, который актуален сегодня, начал зарождаться ещё в Античности, так как уже тогда мы обнаруживаем рассмотрение здоровья не только как физическое благо человека (это видно через отождествление здоровья с красотой), но и как духовную составляющую человеческой сущности. Подтверждение мы находим у Сократа: «добродетель – это некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность – болезнь, безобразие, слабость» [11, c. 178]. Аристотель делит блага на духовные и физические, причисляя добродетель к первой категории, здоровье и красоту – ко второй [1, c. 301]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наряду с ценностным подходом к здоровью существовал и эстетический подход. Красота и здоровье в античную эпоху рассматривались неотделимо друг от друга. В данной связи следует вспомнить древнегреческую мифологию, где герои, а это в основном были боги, наделялись силой и физической красотой, являющимися символами здоровья.

Итак, через воззрения античных философов структура понятия «здоровье» представляется нам состоящей из двух сторон – внешней и внутренней. Внешняя сторона – эстетическое начало, выражено красотой, тогда как внутренняя сторона характеризуется хорошим самочувствием, отсутствием болезней.    

В Позднюю античность в центре изучения всё ещё продолжал находиться человек. Однако вскоре эта мысль подверглась критике и разочарованию, и люди стали склоняться к тому, что бы находить ответы на вопросы в сверхъестественных силах. Люди искали решение проблем исключительно в религиозной сфере. Таким образом, Античность закончилась, начались Средние века. В период Средневековья христианство нашло для себя благодатную почву для распространения. Христианство рассматривало земную жизнь как некий переход к вечной жизни души, которую ждут либо награды, либо наказания за содеянное в мире. В центре всего, по Христианству, находится Бог, как создатель мира.  Главенствующую роль занимала церковь. Все вопросы, таким образом, ставились и принимались, исходя из позиций церкви. Таким образом, к ценностно-эстетическому подходу примешивается теологический подход. Вопрос сохранения здоровья рассматривается как «Божья воля».

На смену Средневековому периоду пришла эпоха Возрождения, которая характеризовалась заинтересованностью людей природой. При переходе к Новому времени роль человека индивидуализируется и абсолютизируется. Таким образом, человек и его здоровье продолжают оставаться в центре внимания науки. Здоровье воспринимается как наивысшая ценность. Вслед за античными мыслителями Ф. Бэкон утверждал, что «человеческое тело обладает четырьмя благами: здоровьем, формой или красотой, силой, наслаждением» [3, c. 257]. Учёный уделял внимание медицине. Он рассматривал её как науку, объектом которой является человек, а предназначением – сохранение здоровья, лечения болезней и продление жизни. Последнее предназначение по Ф. Бэкону включает в себя два предыдущих.

Последователь Ф. Бекона, Дж. Локк, подвергает анализу здоровье в качестве основного условия счастья, однако в отличие от античных философов не поддерживает эстетический подход к здоровью. Учёный разграничивает понятие красоты и здоровья, отдавая первенство здоровью. Красота у Дж. Локка находится на службе у здоровья и является его следствием. Это хорошо прослеживается в рассуждениях о закаливании и о пользе пребывания ребёнка на свежем воздухе, на солнце. Мыслитель полагает, что: «держать юного джентльмена всегда в тени, никогда не выпуская его на солнце и ветер из опасения за цвет его лица,— это, может быть, хороший способ сделать из него красавчика, но не человека дела» [5, c. 416-417].

Во взглядах Т. Мора мы находим задатки восприятия здоровья в качестве инструментальной ценности. Ценность здоровья учёный видит в возможности вести желанный образ жизни. По его мнению, здоровье – это «основание и опора всего, что только могут дать спокойные и желанные условия жизни; когда же нет здоровья, то не остаётся совсем никакого места для какого бы то ни было удовольствия» [6, c. 221].

В XIX веке появилось больше подходов к изучению здоровья. Наряду с ценностно-инструментальным подходом, который продолжал существовать и существует сегодня, а также теологическим, здоровье начинают рассматривать с нормативной точки зрения. Здесь необходимо заострить внимание на работах Э. Дюркгейма «Метод социологии», а так же «О разделении общественного труда». Анализируя упомянутые работы, мы можем сказать, что в них автор предпринимает попытку рассмотреть здоровье, во-первых, в рамках комплексного подхода, а во-вторых, вслед за своими предшественниками, - в качестве главной ценности, сравнивая с понятием счастья. Во взглядах Э. Дюркгейма прослеживается зарождение попытки дать определение категории «здоровье» через определение категории «норма». Такой подход стал очень актуален в XX веке. Он заключается в изучении, в первую очередь, индивидуального здоровья, и, таким образом, в определении здоровья как индивидуальной категории для каждого.

Э. Дюркгейм: «…организм, который находил бы для себя удовольствие во вредных для себя вещах, не мог бы, очевидно, существовать. Значит, можно принять как общую истину, что удовольствие не связано с вредным состоянием, то есть что в общих чертах счастье совпадает с состоянием здоровья. Только существа, поражённые каким-нибудь физиологическим или психологическим извращением, находят удовольствие в болезненных состояниях. Но здоровье состоит в усреднённой деятельности. Оно предполагает гармоничное развитие всех функций…» [4, c. 188 – 189].

Подобной точки зрения придерживается и Ф. Ницше. Дополняя взгляд Э. Дюркгейма на проблему, учёный, противопоставляя состоянию здоровья, состояние болезни, рассматривает болезнь как необходимое условие здоровья [8, с. 590], [9, c. 235-236].

Все вышеперечисленные подходы свидетельствуют о том, что единого взгляда на проблему определения категории «здоровье» не существовало, как не существует его и сегодня. Однако в XX веке данный вопрос стал изучаться более детально.

Произошло это по нескольким причинам. Прошлое столетие характеризовалось политической, экономической и экологической нестабильностью. Всё это в первую очередь отражается на здоровье и жизни человека, требующие в свою очередь более тщательного рассмотрения. Наряду с развитием медицины, в середине XX века в США и странах Европы формируется социология медицины как отдельная наука. Социология медицины есть «наука, изучающая состояние общественного здоровья и организации медицинской помощи в зависимости от социально – экономических факторов и рассматривающая медицину как социальный институт, а так же как подсистему социальной системы в целом, используя при этом социологические аспекты. Эта наука изучает здоровье населения с социологических позиций: во-первых, на уровне народонаселения земного шара, отдельных стран и регионов; во-вторых, в связи с условиями его воспроизводства; в-третьих, в связи с образом жизни различных профессиональных и возрастных групп населения» [7, c. 5].

Появление социологии медицины было связано с потребностью «социологического образования для студентов медицинских университетов в связи с необходимостью социального осмысления роли и места медицины, системы здравоохранения, самого пациента в современных социально – экономических условиях» [7, c. 5]. В России социология медицины не получает такого быстрого развития, как на Западе. Однако к 60 – 70 годы XX столетия отечественные социал – гигиенисты (Ю. П. Лисицын и другие) на основе изучения 1000 разных факторов риска заболеваний определили модель социальной обусловленности здоровья. Эта модель, поддержанная ВОЗ, отводит более 50% влиянию факторов риска образа жизни, до 20% - воздействию окружающей среды, до 15% - наследственности и до 15% - здравоохранению (его органов, учреждений, форм).

Анализ литературы показывает, что сегодня так и не появилось единого определения, что такое здоровье. Таким образом, исследователи за основу берут определение, данное в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это «объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального благополучия» [10, c. 112].

Итак, в XX веке мы можем говорить о формировании комплексного, междисциплинарного подхода к здоровью. Сочетание медицинского и социологического подходов привело к появлению такой науки, как валеология. Термин «валеология» был впервые употреблён в середине 80 годов XX столетия И. И. Брехманом. С тех пор валеология, как научное направление, становится всё более популярным. По валеологии создаются научные труды (Б. Н. Чумаков «Валеология: курс лекций», 2000; Л. З. Тель «Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении: в 3 Т, 2001; Валеологический семинар В. П. Петленко: в 5 Т. Валеология человека, 1996 и многие другие). С 1996 года издаётся журнал «Валеология», в учебных заведениях её вводят как учебную дисциплину. Валеология – это наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека. Такое определение даёт В. А. Бароненко в статье «Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья» [2, c. 75]. 

Сегодня здоровье изучается как феномен, носящий комплексный характер, что проявляется в наличии его составляющих: физической или соматической, духовной и социальной.

В современной социологической литературе здоровье исследуется по нескольким направлениям: во-первых, как результат самосохранительного поведения. Здесь уделяется внимание изучению здоровья как фундаментальной ценности человека и определению через исследования места, занимаемого здоровьем в шкале человеческих ценностей.

Неотъемлемой частью изучения здоровья в данном ключе является изучение таких категорий, как здоровый образ жизни (ЗОЖ), культура здоровья. Культура здоровья представляет собой составляющую общей культуры человека и общества, которая включает в себя образ жизни направленный на поддержание и укрепление генетического потенциала человека, а так же развитие резервных возможностей организма и окружающей среды – всего того, что способствует полной реализации функций индивида и развитию общества.

Во-вторых, здоровье изучается с точки зрения факторного анализа. Сюда относится изучение и классификация всех возможных факторов, влияющих на здоровье и степени их влияния. Здесь берётся за основу тот факт, что поведенческий фактор – основной фактор, влияющий на сохранение здоровья и поддержание жизнедеятельности человека. Принимая влияние всех факторов за 100%, поведенческому фактору отводят 50%.

В-третьих, исследуется индивидуальное и общественное здоровье.

Более чёткое осмысление здоровья является результатом исследования его через призму времени. Мир и человек меняются, соответственно, меняется здоровье и отношение к нему. В разные времена превалирующими оказываются разные факторы.

Здоровье в современном мире, давно доказано, не является лишь медицинской категорией. Философия, где объектом изучения является человек, не может обойти стороной его главную составляющую. Социология, изучая общество, уделяет внимание исследованию здоровья, как общественного, так и индивидуального. Таким образом, здоровье включено в поле исследования социогуманитарных наук.

 

Используемая литература:

1.      Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т.4/Пер.с древнегреч.; Общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983.

2.      Бароненко В. А. Концептуальный подход к проблеме культуры здоровья/Валеология. №3. 2002. – С.74 – 77.

3.      Бэкон Ф.Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. М.:"Мысль, 1971.

4.      Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Этюд  Эмиля Дюркгейма. Одесса. Типография Г. М. Левинсона, Ришельевская 19. 1900.  

5.      Локк Дж. Мысли о воспитании/Сочинения в трех томах: Т. 3.— М.: Мысль, 1988.

6.      Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978.

7.      Методология исследования в социологии медицины /Рук-во/ А. В. Решетников. М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2000.

8.      Ницше Ф. Весёлая наука. Сочинения в 2-х т. Т.1. Литературные памятники – М.: Мысль, 1990.

9.      Ф. Ницше. Человеческое, слишком человеческое. Сочинения в 2-х т. Т.1. Литературные памятники-М.: Мысль, 1990.

10.  Торохова Е.И. Валеология: словарь – справочник. – М.: Флинта: Наука,2002.

11.  Платон. Диалоги: пер. с древнегреческого/худ.оформитель Б.Ф. Бублик, - Харьков: Фолио, 1999.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): здоровье, социология медицины, изучение здоровья, красота, Наука, образ, сохранение здоровья, комплексный подход, Концептуальный подход, общественное здоровье.


Похожие статьи

Репродуктивное здоровье как объект социологического анализа

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению репродуктивного здоровья в социальных науках. Ключевые слова:репродуктивное здоровье, социология здоровья, социология медицины.

Представление о здоровье в современной науке

Опираясь на ряд научных работ, где была сделана попытка установить сущностные элементы здоровья, Г. С. Никифоров, выявил несколько концептуальных подходов к дефиниции данного понятия [4,с.87].

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами.

По логике рассуждений, медицина должны содержать в своих знаниях наиболее полное понимание здоровья человека.

Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью

Отношение к здоровью обусловлено изучением сохранения здоровья (предупреждение и лечение болезней) и его формированием у человека (развитие биологического потенциала, обеспечивающего высокую адаптацию к факторам внешней среды).

Философское обоснование биосоциальных технологий влияния на...

Ключевые слова: биосоциальные технологии, влияние, здоровье человека, принципы изучения. Проблема управления формированием, сохранением, улучшением здоровья человека, нации, народа всегда была, есть и будет актуальной...

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном...

Необходимо создание программ формирования культуры здоровья участников образовательного процесса, базирующихся на концептуальных положениях

4. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В...

Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики...

В статье показано, что в основе здоровьесберегающей педагогики и превентологии лежит междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни — валеология, которая рассматривается как системообразующий фактор в изучении и формировании здоровья...

Подержание и сохранение здоровья населения в первичном...

Цель исследования на основании комплексной социально-гигиенической характеристики оценка здоровья и удовлетворенность населения профилактической помощью в первичном звене здравоохранения.

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

Сохранение здоровья здоровых, применительно к био-психо-социальной модели неинфекционных патологий трактуется как

Последние годы дополнили науку дисциплиной «социология медицины»; в ней интенсивно разрабатывается категория здорового образа...

Похожие статьи

Репродуктивное здоровье как объект социологического анализа

В статье рассматриваются основные теоретические подходы к изучению репродуктивного здоровья в социальных науках. Ключевые слова:репродуктивное здоровье, социология здоровья, социология медицины.

Представление о здоровье в современной науке

Опираясь на ряд научных работ, где была сделана попытка установить сущностные элементы здоровья, Г. С. Никифоров, выявил несколько концептуальных подходов к дефиниции данного понятия [4,с.87].

Подходы к определению здорового образа жизни в аспекте...

Здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт для современной российской молодежи не являются жизненными приоритетами.

По логике рассуждений, медицина должны содержать в своих знаниях наиболее полное понимание здоровья человека.

Психологические аспекты отношения человека к своему здоровью

Отношение к здоровью обусловлено изучением сохранения здоровья (предупреждение и лечение болезней) и его формированием у человека (развитие биологического потенциала, обеспечивающего высокую адаптацию к факторам внешней среды).

Философское обоснование биосоциальных технологий влияния на...

Ключевые слова: биосоциальные технологии, влияние, здоровье человека, принципы изучения. Проблема управления формированием, сохранением, улучшением здоровья человека, нации, народа всегда была, есть и будет актуальной...

Концептуальные основы культуры здоровья в образовательном...

Необходимо создание программ формирования культуры здоровья участников образовательного процесса, базирующихся на концептуальных положениях

4. Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В...

Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики...

В статье показано, что в основе здоровьесберегающей педагогики и превентологии лежит междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни — валеология, которая рассматривается как системообразующий фактор в изучении и формировании здоровья...

Подержание и сохранение здоровья населения в первичном...

Цель исследования на основании комплексной социально-гигиенической характеристики оценка здоровья и удовлетворенность населения профилактической помощью в первичном звене здравоохранения.

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения...

Сохранение здоровья здоровых, применительно к био-психо-социальной модели неинфекционных патологий трактуется как

Последние годы дополнили науку дисциплиной «социология медицины»; в ней интенсивно разрабатывается категория здорового образа...

Задать вопрос