Информационная компетентность как педагогическая категория | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 742 раза

Библиографическое описание:

Даньшина, Е. В. Информационная компетентность как педагогическая категория / Е. В. Даньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 348-349. — URL: https://moluch.ru/archive/10/737/ (дата обращения: 16.04.2024).

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Под информационной компетентностью будем понимать интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В структуре категории «информационная компетентность» выделяют следующие компоненты:

1) когнитивный: отражает процессы переработки информации на основе микрокогнитивных актов (анализ поступающей информации, формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний, разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации,
генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний, организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти);

2) ценностно-мотивационный: заключается в создании условий, которые способствуют вхождению старшеклассника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций; характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом, выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности;

3) технико-технологический: отражает понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; знание различий автоматизированного и автоматического выполнения информационных процессов; умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик; включает: понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности; знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков; технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в
частности, с помощью средств информационных технологий);

4) коммуникативный: отражает знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

5) рефлексивный: заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

Свойствами категории «информационная компетентность» являются следующие:

1) дуализм - наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней - самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

2) относительность - знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

3) структурированность - каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

4) селективность - не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

5) аккумулятивность - знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» - аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

6) самоорганизованность - процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний.

7) «полифункциональность» - наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний (семантическая составляющая баз знаний является полифункциональной).

Функциями категории «информационная компетентность» являются:

1) познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

2) коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

3) адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

4) нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.

5) интерактивная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных учебных дисциплин в целостной системе знаний учащихся.

Уточнение категории «информационная компетентность» позволяет разработать технологию развития информационной компетентности учащегося школы.

Список литературы:

1. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В.Л.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г.Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

2. Гусинский, Э.Н. Этапы обретения компетентности [Текст] / Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. - Москва, 1996 / Под ред. В.И.Белопольского и И.Н.Трофимовой. -М.: Институт психологии РАН, 1996. - С.29-31.

3. Дзугоева, М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной
компетентности студентов / М.Г.Дзугоева // Проблемы качества образования:
Материалы XIII Всерос. совещания: М.: Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн.2. - С.31-36.

4. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Текст]: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б.Зайцева.- Брянск, 2002. - 19 с.

5. Таирова, Н.Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю.Таирова. - Калинград, 2001. - 19 с.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В.Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С.135-157.

Основные термины (генерируются автоматически): информационное общество.


Похожие статьи

Информационное общество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Термин информационное общество сегодня получил широкое распространение в экономической, философской, социальной литературе и занял прочное место в лексиконе...

Концепция информационного общества | Статья в журнале...

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается информационным, если: — любой индивид, группа лиц...

Информационные технологии в развитии современного...

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение...

Взгляд на становление и проблемы развития информационного...

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с...

Характерные черты и опасные тенденции информационного...

Информация в развитии цивилизации всегда играла важную роль. Она служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

Информационное общество — это глобальная научно-техническая и социально-экономическая реальность существования современного человечества.

Управление информационным обществом со стороны...

В течение последних лет многие развитые и развивающиеся страны мира, в полной мере осознав те колоссальные преимущества...

Информационное общество и религия: постсекулярное общество

В аналогичном с Д. Беллом ключе рассматривает информационное общество японский социолог и футуролог Йошита Масуда.

Риски современного информационного общества

Скорость и глубина глобальных перемен современного общества бросают вызов способности человека обеспечивать ориентиры в окружающем мире...

Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное...

...информационных технологий во всех сферах экономики и жизни общества и создание благоприятных условий для вхождения в глобальное информационное общество.

Похожие статьи

Информационное общество | Статья в журнале «Молодой ученый»

Термин информационное общество сегодня получил широкое распространение в экономической, философской, социальной литературе и занял прочное место в лексиконе...

Концепция информационного общества | Статья в журнале...

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается информационным, если: — любой индивид, группа лиц...

Информационные технологии в развитии современного...

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение...

Взгляд на становление и проблемы развития информационного...

Статья посвящена вопросам о становлении информационного общества как самостоятельной стадии развития общества. Также рассмотрены проблемы его функционирования и развития с...

Характерные черты и опасные тенденции информационного...

Информация в развитии цивилизации всегда играла важную роль. Она служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

Информационное общество — это глобальная научно-техническая и социально-экономическая реальность существования современного человечества.

Управление информационным обществом со стороны...

В течение последних лет многие развитые и развивающиеся страны мира, в полной мере осознав те колоссальные преимущества...

Информационное общество и религия: постсекулярное общество

В аналогичном с Д. Беллом ключе рассматривает информационное общество японский социолог и футуролог Йошита Масуда.

Риски современного информационного общества

Скорость и глубина глобальных перемен современного общества бросают вызов способности человека обеспечивать ориентиры в окружающем мире...

Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное...

...информационных технологий во всех сферах экономики и жизни общества и создание благоприятных условий для вхождения в глобальное информационное общество.

Задать вопрос