Экспертный анализ психологических характеристик участкового врача-терапевта как факторов успешности профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Карачарова, Ю. А. Экспертный анализ психологических характеристик участкового врача-терапевта как факторов успешности профессиональной деятельности / Ю. А. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 310-315. — URL: https://moluch.ru/archive/10/728/ (дата обращения: 18.04.2024).

Для получения исходных данных о психологических особенностях успешных специалистов, несомненную ценность представляет метод экспертной оценки. Он дает возможность исследовать представление субъекта труда о значимости тех или иных психологических характеристик для успешного осуществления своей профессиональной деятельности. В процедуре экспертной оценки психологических характеристик успешного участкового врача-терапевта принимало участие 54 эксперта. В число экспертов входили участковые врачи-терапевты, занимающиеся профессиональной деятельностью не менее 3-х лет. Исследование проходило в г. Твери в МУЗ ГП №7, №8, поликлинике ЦРБ. Экспертам предлагалось выделить 10 качеств, которые помогают им в работе, и 10 качеств,  которые они хотели бы у себя развить для повышения эффективности профессиональной деятельности. В результате проведенного опроса был определен ряд психологических характеристик, необходимых участковому врачу для успешной работы. Обобщение и систематизирование данных позволило нам выделить следующие сферы: когнитивную, мотивационную, коммуникативную, характерологическую, темпераментальную, эмоциональную и волевую.

Среди когнитивных характеристик, необходимых для успешной работы, экспертами были выделены следующие: переключаемость, концентрация внимания, образная, словесно-логическая память, оперативная память, гибкость и глубина мышления, воссоздающее воображение.

                  

Рис 1. Распределение психологических характеристик в когнитивной сфере

Большинство экспертов отмечают, что для успешной работы особенно необходима высокая концентрация внимания, хорошо развитая образная память, высокая гибкость и глубина мышления. Высокая концентрация внимания понимается, как умение сосредоточиться на предмете своей деятельности для глубокого его изучения. Образная память отмечается как особо важная характеристика, в связи с тем, что многие  заболевания имеют ярко выраженные визуальные, аудиальные, тактильные симптомы. Память на зрительные образы, звуки и тактильные ощущения позволяет быстро сориентироваться и приступить к углубленной диагностики в определенном направлении. Большая глубина мышления понимается, как способность выявить именно существенные свойства состояния, соотнести их между собой, умение выявить взаимосвязи между наличными признаки и возможными причинами их породившими, а также между последствиями, которые могут возникнуть вследствие различного характера оказанного воздействия. Гибкость мышления понимается, как умение находить решение задачи, видеть объект под новым углом зрения, его новые, скрытые свойства. Гибкость – это способность решать не только стандартные ситуации, но и, например, ситуации требующие соотношения ранее невзаимосвязанных признаков. Меньшее количество экспертов отмечают в качестве значимых характеристик: переключаемость внимания, словесно-логическая память, воссоздающее воображение. Переключаемость внимания определяется, как способность перемещать сознание с одного объекта (действия) на другой.  В деятельности участкового врача очень важно данное свойство, так как оно позволяет при осуществлении приема пациентов быстро переводить сознание с одного случая на другой, с анализа одной  симптоматики на другую и т.д. Словесно-логическая память понимается как запоминание, сохранения и воспроизведение мыслей. Многие заболевания имеют латентный характер, умение выявить патологический процесс, его причины и разработать адекватную схему лечения требуют высокого уровня развития памяти на понятия и суждения. Воссоздающее воображение позволяет создавать новые образы на основе описаний, схем, моделей. Посредством воображения актуального случая возможно построение наглядной картины заболевания на основе выявленных и описанных  симптомов. По мнению опрошенных, обладая этими характеристиками когнитивной сферы, участковый врач-терапевт способен результативно провести диагностический, лечебный и профилактический процессы.

В мотивационной сфере экспертами были выделены следующие характеристики: желание помогать людям, стремление совершенствовать свою личность, желание достичь вершин мастерства, познавательный интерес к проблемам медицины.

                    

Рис 2. Распределение психологических характеристик в мотивационной сфере

Экспертами  отмечено, что для успешной работы, несомненно, важно сильно выраженное желание помогать другим людям в сохранении и укреплении здоровья. Многие эксперты также отмечают важность стремления достичь вершин мастерства, заслужить уважения в профессиональной среде как стимула, способствующего результативному осуществлению профессиональной деятельности. Опрошенные указывают познавательный интерес к проблемам медицины как характеристику способствующую успеху в деятельности и понимают, как стремление досконально познать предмет своей деятельности, совершенствовать методы лечения через накопленный теоретический и практический опыт.

В характерологической сфере респондентами были отмечены характеристики: доброжелательность, заботливость, честность, уверенность в себе, оптимистичность, общительность, аккуратность, организованность, пунктуальность.

                              

Рис 3. Распределение психологических характеристик в характерологической сфере

Большинство экспертов считают  доброжелательность, оптимистичность и уверенность в себе важными характеристиками, способствующими успеху. Значимость доброжелательности подчеркивается в связи с необходимостью расположить к себе пациента, вызвать его доверие, открытость в общении. Оптимистичность, по мнению экспертов,  позволяет врачу осуществлять лечение, пробовать различные методы несмотря даже на наличие неутешительных прогнозов развития заболевания, позволяя тем самым больному верить в выздоровление, не отчаиваться в борьбе с болезнью, «не опускать руки». Уверенность в себе понимается экспертами как наличие стойкого положительного отношения к себе, при адекватной оценке собственных возможностей и недостатков. Именно уверенность в себе позволяет, с точки зрения опрошенных врачей, принимать самостоятельные решения, применять все возможные, адекватные ситуации, методы диагностики, лечения и профилактики, а также умение нести ответственность за собственные действия. Организованность и аккуратность также  подчеркиваются респондентами в связи с жесткой регламентацией деятельности. Организованность понимается экспертами как умение содержать  в порядке свои дела, склонность строить свою деятельность исходя из четких планов, распорядков. Наличие данной характеристики необходимо в связи с существованием четких схем диагностики и лечения различных заболеваний, где несоблюдение объема и последовательности действий может привести к ухудшению состояния больного, и даже смерти. Аккуратность интерпретируется экспертами несколько схоже с организованностью, однако в данную характеристику добавляется аспект добросовестности в проведении медицинских манипуляций (сила, скорость, четкость). Общительность, заботливость, пунктуальность и честность отмечены экспертами, однако их значимость, вероятно, несколько ниже по сравнению с вышеотмеченными качествами.

В темпераментальной сфере обозначены: экстравертированность, чувствительность и  энергичность.

                          

Рис 4. Распределение психологических характеристик в темпераментальной сфере

Экстравертированность определяется опрошенными, как направленность на внешний мир, интерес к социуму. Именно экстраверсия позволяет заниматься исследованием предмета своей деятельности в течение длительного времени. Чувствительность понимается, как умение реагировать на слабые раздражители, умение распознать слабо выраженные признаки заболевания. С точки зрения врачей, это является залогом успешного выявления заболеваний на ранней стадии. Энергичность респондентами понимается как большая выносливость и способность активно действовать (воспринимать, перерабатывать информацию) в течение длительного времени. Энергичность обеспечивает результативность многочасового амбулаторного приема и приема на дому.

В волевой сфере выделены: настойчивость, дисциплинированность, решительность, самостоятельность.

                     

Рис 5. Распределение психологических характеристик в волевой сферы

Настойчивость, дисциплинированность и решительность отмечаются большим количеством экспертов и понимаются как наиболее важные характеристики волевой сферы, обеспечивающие высокую успешность врача. Настойчивость – это склонность идти к своей цели, несмотря на внешние и внутренние препятствия.  Это способность врача осуществлять все диагностические этапы, несмотря на сложность и противоречивость получаемых результатов, это готовность осуществлять лечение и профилактику вопреки неблагоприятным условиям, в которых совершается деятельность (например, легкомысленное отношение пациентов к лечению). Дисциплинированность определяется как подчинение своего поведения установленным правилам, общественным нормам. В связи с жесткой регламентацией деятельности, существующей в учреждениях здравоохранения, способность строить свою деятельности в соответствии с существующими нормами и распорядком представляется крайне значимым. Решительность считается очень важным качеством в ситуациях требующих быстрого принятия решения. Отсутствие долгих колебаний очень важно как в осуществлении диагностического, так и лечебного процессов.

В эмоциональной сфере в ходе экспертного анализа выявлены характеристики: стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, эмоциональная отзывчивость.

                          

Рис 6. Распределение психологических характеристик в эмоциональной сфере

Стрессоустойчивость отмечается всеми экспертами и представляется наиболее значимой характеристикой для успешности профессиональной деятельности. Стрессоустойчивость трактуется, как возможность переносить сложные  ситуации, предъявляющие большие требования к психике и организму, как способность выдерживать эмоциональные перегрузки. Эксперты указывают, что очень часто находятся в напряженных ситуациях, когда от действий зависит здоровье пациента. Умение преодолевать собственный страх, гнев, печать, а также отрицательные эмоции пациента является чрезвычайно важным для достижения результативности деятельности. Эмоциональная отзывчивость  понимается как восприимчивость, готовность эмоционально реагировать на значимые раздражители. Наличие реакции на эмоциогенные раздражители и соответствующих действий является залогом  успешности профессиональной деятельности врача. Эмоциональная уравновешенность понимается, как умение контролировать сильные эмоции. Экспрессивность, как отмечают респонденты, должна быть управляемой. Эмоционально откликаясь на ситуацию важно контролировать свои внешние проявления.

В коммуникативной сфере экспертами отмечено: умение слушать, задавать вопросы, умение правильно интерпретировать высказывания больного, умение оценивать эмоциональное состояние.

                      

Рис 7. Распределение психологических характеристик в коммуникативной сферы

Умение слушать указывается многими экспертами и понимается, как способность эффективно воспринимать, перерабатывать информацию. Это особенно важно, так как любой процесс диагностики начинается с выслушивания монологичного высказывания больного. Умение задавать вопросы предполагает хорошее развитие устной речи. Устная речь – представляет собой средство общения и является специфическим человеческим способом формирования и формулирования мыслей посредством языковых средств. Умение задавать вопросы – основа  построения управляемого диагностического процесса. Умение интерпретировать высказывания отмечается также многими опрошенными врачами. Особенно важна данная характеристика при сборе анамнеза и невозможна без хорошего знания значений слов и правил построения предложений. Умение оценивать эмоциональное состояние основано на эмоциональной отзывчивости и хорошей эмоциональной памяти. Данная характеристика позволяет неформально решать задачи, видеть за пациентом личность с её эмоциями и чувствами.

Литература

1.                 Андронов В.П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования/ Психологическая наука и образование, 1999. №2

2.                 Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1999.

3.                 Иванова Е.М.Психологическая системная профессиография. – М., 2003.

4.                 Климов Е.А. Психология профессионала. – Москва-Воронеж, 2003.

5.                 Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004.

6.                 Ясько Б.А. Психология личности и труда врача. – Ростов н/Д., – 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): характеристика, умение, профессиональная деятельность, эксперт, успешная работа, волевая сфера, воссоздающее воображение, глубина мышления, словесно-логическая память, эмоциональная отзывчивость.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Вне общения, вне деятельности эмоциональная сфера качественно не развивается.

Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия...

Психологические условия формирования навыков...

Иными словами, продуктивность и эффективность мыслительной деятельности зависит и от эмоционального состояния, и от мотивационно-потребностной сферы, и от

Важным этапом в работе с такими школьниками является выработка у них критериев собственного успеха.

Характеристики мышления у студентов, обучающихся по...

Ключевые слова: мышление, характеристики мышления.

Человек, знающий свои стиль и тип мышления, сможет выбрать ту сферу деятельности, которая ему будет интересна, и в которой он будет наиболее успешен.

Растим «элиту знаний». Система развития творческого интеллекта...

Отличительными чертами данного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и

и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение.

Теоретические основы воображения, его виды и функции

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга.

Сущность понятий «воображение», «творческое воображение»...

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие, направленное воображение

То есть приступая к работе человек «видит» цель своей деятельности ее будущий

Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного...

Развитие личностных качеств у школьников | Статья в журнале...

Способности обуславливают успех деятельности.

Развитие механической памяти осуществляется довольно быстро, словесно-логическая значительно медленнее.

Аффективная сфера. Эмоциональное формирование ребенка 6 — 11-летнего возраста...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Эмоциональная отзывчивостьспособность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников...

Вне общения, вне деятельности эмоциональная сфера качественно не развивается.

Динамический аспект эмоций и чувств характеризуется глубиной, продолжительностью

Работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия...

Психологические условия формирования навыков...

Иными словами, продуктивность и эффективность мыслительной деятельности зависит и от эмоционального состояния, и от мотивационно-потребностной сферы, и от

Важным этапом в работе с такими школьниками является выработка у них критериев собственного успеха.

Характеристики мышления у студентов, обучающихся по...

Ключевые слова: мышление, характеристики мышления.

Человек, знающий свои стиль и тип мышления, сможет выбрать ту сферу деятельности, которая ему будет интересна, и в которой он будет наиболее успешен.

Растим «элиту знаний». Система развития творческого интеллекта...

Отличительными чертами данного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Условия развития логического мышления детей старшего...

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и

и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем

Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение.

Теоретические основы воображения, его виды и функции

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга.

Сущность понятий «воображение», «творческое воображение»...

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, развитие, направленное воображение

То есть приступая к работе человек «видит» цель своей деятельности ее будущий

Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного...

Развитие личностных качеств у школьников | Статья в журнале...

Способности обуславливают успех деятельности.

Развитие механической памяти осуществляется довольно быстро, словесно-логическая значительно медленнее.

Аффективная сфера. Эмоциональное формирование ребенка 6 — 11-летнего возраста...

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Эмоциональная отзывчивостьспособность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Задать вопрос