Библиографическое описание:

Чистякова М. К. Формирование инфраструктуры обеспечения малого бизнеса как условие развития российской экономики // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 184-189.

Как в экономике рыночного типа, так и в переходной экономи­ке малые формы хозяйствования являются наиболее уязвимыми, подверженными влиянию таких факторов как инфляция, налоговое бремя, монополизация экономики, уровень развития финансовые отношений. Поэтому, для становления и развития малого предпринимательства в России актуальное значение имеет также выбор направлений государственного регулирования и поддержки.

К специфическим проблемам развития малого бизнеса России, существенно отличающих условия его ведения от зарубежной практики относятся: несовершенство законодательной базы (правовая незащищенность субъектов малого бизнеса, неразвитость и нестабильность законодательства, частые изменения в налоговом законодательстве); недостаток собственных финансовых средств для стартового капитала при сложности получения кредитов и нежелании коммерческих банков кредитовать малый бизнес; имущественные проблемы, связанные с неравенством доступа к получению производственных и служебных помещений; крайняя нестабильность платежеспособности   партнеров   по   бизнесу;  большое    количество    административных   барьеров,    негативно влияющих    на    деятельность    именно    субъектов    малого    бизнеса;   неравноправие    субъектов    малого    и    крупного    бизнеса    в    получении государственных и муниципальных заказов; отсутствие условий для свободной конкуренции на наиболее эффективных сегментах российского рынка, обуславливающее невозможность конкуренции субъектов малого предпринимательства с монополистами в отдельных отраслях экономики (недостатки антимонопольного регулирования); малая результативность механизмов государственной поддержки субъектов малого бизнеса; недостаточно благоприятный имидж малого бизнеса и их деятельности, сложившийся в России и во многом связанный с длительным существованием иной экономической системы в стране, а также лоббированием других ценностей, осуществляемым отдельными политическими силами;  кадровые проблемы, связанные со слабым уровнем подготовки и недостатками действующей системы переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства. Общей проблемой является распространенное практически во всех регионах России давление криминала.

Большинство этих проблем находит понимание и на уровне федеральной государственной политики, что отражено, например, в очередной Федеральной программе государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Приоритетной задачей программы является создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого бизнеса и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции. В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе вошло улучшение предпринимательского климата. В этой связи основные усилия в рамках выполнения Программы предполагается направить на реализацию мер по созданию разумных и стабильных нормативно-правовых условий функционирования малого бизнеса.

Предлагается усовершенствовать модель  инфраструктуры малого бизнеса, которая основана на преимущественном использовании механизмов самофинансирования и привлечения частного капитала при снижении бюджетных затрат (рис.1). В качестве наиболее эффективной институциональной основы для организации микрокредитной деятельности рассматриваются банки и кредитные потребительские кооперативы.

С учетом требований настоящего момента и с учетом перспективы, приоритетным направлением в развитии малого бизнеса должны стать нанотехнологии и новации. Внедрение новых научных технологий и разработок в производство приведет к подъему деловой активности предпринимателей малого бизнеса.

 

 

 Рис. 1  Формирование инфраструктуры малого предпринимательства

Инфраструктурные элементы позволят более плотно реализовать государственную политику в области финансовой поддержки малого предпринимательства, обеспечить равный доступ его субъектов к финансовым ресурсам, создать единый институт по его поддержке, повысить информированность предпринимателей, подготовить высококвалифицированные кадры, что позволит малому бизнесу перейти на высокий уровень развития.

Чтобы обеспечить достаточно мощную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства необходимо проводить рабо­ту в следующих десяти ключевых направлениях:

-образование и профессиональная подготовка для предпринимателей;

-удешевление и ускорение процедуры создания новых предприятий;

-совершенствование законодательства и регулирования;

-обеспечение доступности квалифицированной рабочей силы;

-улучшение доступа малых предприятий к интернет-услугам;

-совершенствование налогового и финансового регулирования;

-укрепление технологического потенциала малых предприятий;

-создание эффективных моделей электронногобизнеса и обеспечение качественной подде­ржки малых предприятий;

-обеспечение более широкого и более эффективного представления интересов малого предпринимательства на уровне ЕС и на национальном уровне.

В «Стратегическом документе ОБСЕ в области экономики и охраны окружающей среды» отмечается: «Людские ресурсы являются главным фактором экономического роста и развития, требующим, помимо прочего, знаний и опыта в области экономики, бизнеса, администрирования, права и науки. Мы будем предпринимать соответствующие шаги, направленные на развитие образования и обучения, а также укреплять сотрудничество, в том числе со специализированными международными учреждениями и организациями, в таких областях, как улучшение и расширение доступа к образовательным и научным учреждениям и центрам обучения посредством расширения программ стипендий и стажировок».

После создания соответствующей нормативно-правовой базы для успешной работы предприятий необходимо обеспечить их доступ к человеческому капиталу. Включение программ обучения предпринимательской деятельности в национальные системы образования является составной частью мер, направленных на обеспечение использования предприятиями человеческого капитала, с тем чтобы они могли выживать и процветать.

Малые предприятия часто ссылаются на нехватку квалифицированных кадров, которая в большей степени мешает их успешному развитию, чем недостаточный доступ к финансовым ресурсам. Большинство МП не имеют ресурсов для обучения внутри компании и профессионального образования, поэтому многие государства – участники ОБСЕ предпринимают активные действия по развитию профессиональных навыков у молодежи. Одним из примеров является албанская национальная программа обучения для МП. Ее цель состоит в развитии культуры предпринимательства, повышении квалификации сотрудников организаций, оказывающих поддержку бизнесу, и повышении конкурентоспособности существующих предприятий.  Программа состоит из основного и продвинутого бизнес-курсов и включает отраслевые и кластерные бизнес-модули, а также вопросы консультирования.

Министерство экономики и труда Австрии разработало оригинальные программы ученичества, уделяющие особое внимание подготовке рабочих для высокотехнологичных производств и других специфических областей и предоставляющие обучающимся возможность получить сертификат об образовании посредством практического обучения.

Сегодня подготовкой специалистов по вопросам предпринимательства и менеджмента занимаются многие образовательные организации, в том числе негосударственные учебные заведения, ориентированные на переподготовку кадров и оказание образовательных и консультационных услуг в сфере малого и среднего бизнеса.

По нашему мнению, задача успешной подготовки таких работников к их деятельности зависит не только и не столько от традиционных организационных факторов, сколько от учета специфики образовательного процесса, коренным образом отличающей его от других форм «подготовки и переподготовки кадров».

Предельно меткое определение этой специфики представляет важнейший концептуальный компонент системы обучения работников сферы малого бизнеса, поскольку именно представления о специфичности формируют особые требования к рассматриваемому учебному процессу. Последнее, в свою очередь, и позволяет ставить вопрос о создании особой системы обучения и особой системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров. Именно специфика проблемы - не позволяет использовать для ее решения уже имеющиеся, готовые формы и методы традиционного обучения.

Учебный процесс должен быть организован и осуществлен при полном понимании преподавателем особенностей обучаемых и при владении методиками учета этих особенностей. При обучении работников сферы малого бизнеса метод преподавания становится столь же важным, как и содержание соответствующих курсов.

Потенциал развития малого бизнеса в значительной степени зависит от способности малых предприятий получать доступ и успешно мобилизовывать достаточные финансовые ресурсы. В этом отношении недостаток финансирования является одной из основных трудностей, с которой сталкиваются российские предприниматели при попытке организовывать и развивать свои предприятия. Многие мелкие предприятия страдают от нехватки капитала, что главным образом отражает дефекты финансовых поступлений, к которым они имеют доступ через рынок, и в используемых методах финансирования.

Таблица 1

Доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам

Потребность в финансировании

 

               98%

Дефицит в ресурсах

более 50%

Сложность получения кредита

54%

 

Высокие процентные ставки

47%

Невозможность предоставить залог

27%

Невозможность предоставить

требуемые банком документы

18%

 

     

Очевидно, что одной из главных проблем малого бизнеса является недостаток финансовых средств, сложность получения кредитов. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы государственных гарантий и лизинговых операций, неразвитость банковской системы в регионах. Все это напрямую зависит от уровня развития в регионах кредитно-финансовой инфраструктуры, как правило, связанного с общей экономической ситуацией. Есть ряд причин, объясняющих несовершенство финансовых рынков по отношению к мелким предприятиям. в настоящее время основными препятствиями в России являются недостаточное развитие финансовых и кредитных услуг, что отражает слабо развитые финансовые рынки и нехватку знаний со стороны менеджеров малого бизнеса современных методов финансирования.

Одним из факторов, влияющим на недостатки в притоке финансов, является то, что малые предприятия рассматриваются коммерческими банкирами как большой кредитный риск, что заставляет их требовать такой уровень залога, которые фирмы часто не могут предоставить. Например, в Москве только одна из семи мелких фирм умудряется добиться коммерческого кредитного финансирования. Вновь открывшиеся предприятия рассматриваются банкирами как особенно рискованные предложения из-за отсутствия деловой репутации.

Отсутствие достаточного залога приводит к отказу от многообещающих проектов из-за недостатка надлежащего финансирования. Если коммерчески жизнеспособные деловые предложения, которые при других условиях гарантируют финансовую поддержку, оказываются неспособными привлечь надлежащего и достаточного финансирования, потому что их авторы не могут выполнить высокие российские залоговые требования (часто от 150 до 300% от суммы кредита), это может истолковываться как признак неполноты рынка. Подобная ситуация может привести к потенциальным потерям для экономики, а также нанести ущерб (потенциальному) предпринимателю.

Во многих странах подобные ситуации послужили основой для избирательного вмешательства государства в рынок путем, например, схем, гарантий и займов. Однако, в России в настоящий момент государство не в том положении, чтобы мобилизовать необходимые государственные ресурсы для обеспечения финансовой поддержки малых предприятий, что подчеркивалась представителями федерального правительства на заседании Рабочей группы ФРПП в Санкт-Петербурге.

Среди других проблем, которые испытывают российские малые предприятия по отношению к кредитному финансированию, - излишне высокие процентные ставки, устанавливаемые коммерческими заимодателями, низкая доступность долгосрочных кредитов и недостаточная заинтересованность банков иметь дело с мелкими заемщиками по сравнению с крупными. Другими словами, российские малые предприятия имеют дело с неразвитым коммерческим рынком кредитного финансирования, в сочетании с недостатком эффективного участия правительства в притоке финансирования для малых фирм, прямо или косвенно, путем предоставления гарантий.

Особое место среди малых инновационных предприятий занимают венчурные фирмы, т.е. «рисковые» фирмы, представляющие собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых инноваций». В некоторых случаях венчурные фирмы являются временными организационными структурами, которые создаются для решения конкретной проблемы. Данные предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений. Наибольшее распространение венчуры получили в наукоемких отраслях экономики, где они специализируется   на   проведении   научных   исследований   и   инженерных разработках.

Для страны в целом инновационная стратегия включает в себя: приоритеты технологического развития, определяющие направления приоритетного финансирования; создание интеллектуальной и информационной инфраструктуры для развития инновационного проектирования; создание условий для развития инновационного менеджмента в России, позволяющего максимально использовать человеческие ресурсы в инновационной сфере, обновление законодательной базы инновационной сферы, прежде всего в области налогообложения; реструктуризация научной сферы с выделение инновационного сектора и поиском наиболее эффективных завершенных исследовательских проектов, которые могут реализоваться в эффективные инновационные проекты.

Таким  образом, развитие венчурного капитала — источника финансирований инновационных проектов — является одним из приоритетных направлений государственной политики в отношении       малого предпринимательства. В результате активного изучения зарубежного опыта развития венчурного бизнеса, проработки и  использования этого опыта в России, с учетом ее сегодняшних особенностей в области экономической и научной  деятельности, должна  быть  разработана долгосрочная правительственная  политика  в  области венчурного  предпринимательства в форме   целевой   программы   развития   венчурного   предпринимательства   в России. Только после этого пропорции российских денег в венчурном капитале в обозримом будущем будут неуклонно расти. Банки наиболее подготовлены для этих структур, а изменения в  законодательстве  позволят пенсионным фондам   действовать в качестве   инвесторов  венчурного   капитала.

Ввиду недоразвитости системы поддержки бизнеса в Российской Федерации, приоритетная задача государства – это предпринимать шаги для создания эффективной и доступной информационной и коммуникационной сети, которая могла бы быть первоначально сфокусирована на объединении существующих справочно-информационных систем.

Одними из самых удачных проектов по отношению к МП в Российской Федерации были инициативы и проекты международных организаций, связанные с развитием инфраструктуры предоставления консалтинга и бизнес-подготовки. Существует сеть агентств поддержки МП в российских регионах. В дополнении к этому, происходит быстрое развитие сети Межрегиональных Маркетинговых Центров (ММЦ). Сеть бизнес центров и центров обучения улучшает обстановку для развития бизнеса и Центр ресурсов малого предпринимательства при Министерстве по антимонопольной политике расширяет свою деятельность, включая в нее структуры предоставления информации и консалтинг.

У МП есть потребности в поддержке, которые лучше всего решать путем консалтинга, но они также нуждаются в обучении и повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых предприятий требует тесной координации между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном и региональном уровнях. Оно также требует консультантов (и преподавателей), которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с которыми сталкиваются владельцы МП по сравнению с владельцами больших предприятий. В свете этого, предоставление консалтинговых услуг более мелким предприятиям представляет собой определенные трудности, особенно если получатель помощи обладает небольшим (или вовсе не обладает) профессиональным образованием и опытом менеджмента. В этом контексте наиболее эффективным оказывается консультирование, основанное на опыте клиента.

Рынок деловой информации и консультаций в Российской Федерации до сих пор недостаточно развит, поэтому многие МП не знают, куда отправиться за получением той небольшой поддержки, которая существует. Вследствие этого, новые и мелкие предприятия не могут легко получить доступ к этим услугам, и существует в значительной степени неудовлетворенный спрос на них. С другой стороны, существуют определенные недостатки рынка консалтинговых услуг, что характеризуется нестабильностью и концентрацией внимания на сиюминутных результатах, а не на долгосрочном развитии.

Несовершенство рынка деловой информации может послужить логическим обоснованием некоторого вмешательства государства, направленного на ликвидацию этих пробелов, признавая то, что улучшение деятельности сектора малого предпринимательства и его конкурентоспособности может оказаться потенциально прибыльным для экономики в целом. Тем не менее, при любых вмешательствах государства в сферу поддержки МП, важно не сдерживать появление вызванного рынком предложения. В дополнение к этому, вмешательство государства должно избегать поддержки неправильно ориентированных программ, предлагая услуги там, где нет реального спроса.

Одним из наиболее важных вопросов остается то, в какой степени должны субсидироваться консультационные и информационные услуги для мелких предприятий. Проблема тесно связана с вопросом устойчивости учреждений, предоставляющих консультационные услуги, особенно после того, как заканчиваются донорские деньги для их поддержки. Сильное давление в этом вопросе может привести к тому, что эти учреждения перестанут оказывать помощь новым и мелким предприятиям (которые более всего нуждаются в поддержке) и предпочтут работать с более крупными клиентами, которые могут оплачивать их услуги. А там, где услуги бизнес консалтинга субсидируются, субсидии должны быть четко оговоренными и поддающимися предвидению. В дополнение к этому они должны предоставляться на определенное время или должны соответствовать четко обозначенным критериям. В то же время все пришли к согласию в том, что предприятия должны вносить финансовый вклад в стоимость услуг и что в целом следует избегать бесплатных услуг. Можно не согласиться с заявлением, что предприниматели будут больше ценить предлагаемую им услугу, если они ее хотя бы частично оплачивают. Устойчивость в разработке и организационном структурировании программ и учреждений бизнес-консалтинговых услуг является важной целью в сочетании с разнообразием источников финансирования. Учреждения, предоставляющие услуги бизнес-консалтинга, не должны полностью зависеть от внешнего субсидирования, поскольку оно представляет собой потенциальную угрозу долгосрочности их устойчивости.

Итак подчеркнем, что поддержка предоставления консалтинговых услуг играет особую роль в более широком контексте политики по отношению к малому бизнесу. МП нуждаются в доступе к информации и часто к консультированию, если они хотят в полной мере воспользоваться другими аспектами этой политики. В этом отношении Министерство по антимонопольной политике играет потенциально важную роль в координации деятельности департаментов с целью предоставления МП информации по таким вопросам, как перестройка секторов, возможности участия в тендерах и контрактах на государственные поставки. В этом отношении существует особая потребность в том, чтобы подобные консультанты, занимающиеся помощью мелким предприятиям, владели полной информацией о масштабах и условиях таких возможностей, чтобы они могли эффективно помогать своим клиентам – малым и средним предприятиям и получить доступ к этим возможностям.

Параллельно с предоставлением профессиональных консалтинговых услуг, важно усиление обмена опытом среди самих МП, используя инициативные предложения, направленные на развитие сети «Бизнес лицом к лицу». Цель подобных мероприятий – это обмен проблемами и положительным практическим опытом в тех случаях, когда уже состоявшиеся предприниматели могут дать совет и наставление своим менее опытным коллегам. Подобные мероприятия могут проводиться на местном уровне в сотрудничестве с государственными органами поддержки МСП и Торговыми и Коммерческими Палатами.

Нельзя не обратить внимание на роль бизнес-инкубаторов, которые помогают предпринимателям организовывать свои предприятия, упрощая и удешевляя этот процесс. Они часто включают в себя совместное пользование помещением, административными и коммуникационными услугами и, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут ассоциироваться с университетами, технологическими парками и т.д. Преимущество бизнес-инкубаторов для предпринимателей включает снижение первичных затрат на помещения, накладных расходов путем совместной оплаты административных и коммуникационных услуг, положительные последствия взаимодействия с другими предприятиями инкубатора и приобретение опыта общения с государственными учреждениями. Обычно предприниматели могут пользоваться инкубаторами ограниченный период времени.

Очевидно, бизнес-инкубаторы нацелены на помощь предпринимателям при организации и развитии предприятий, но основные цели бизнес-инкубаторов разнообразны. Среди них: борьба с безработицей, расширение инфраструктуры, коммерциализация университетских исследований, модернизация технологических мощностей фирм в конкретных областях, помощь социально-неблагополучным группам, таким, как молодежь и меньшинства, и даже предоставление защищенного поля деятельности предпринимателей в тех областях, где преступность является сдерживающим фактором развития бизнеса. Общественный, частный и некоммерческий сектора принимали участие в разработке схем инкубаторов. Местное и региональное правительство, университеты, торговые палаты, научные парки (городки) и частные риэлторы финансировали программы инкубаторов.

Бизнес-инкубаторы могут сыграть важную роль в политике помощи МП, предлагая механизм, с помощью которого предприниматели, выдвигающие хорошие деловые идеи, могут получить материальную, организационную и консультационную поддержку для разработки своих деловых предложений и успешного вхождения их предприятий в рынок. Оказание непрерывной помощи в период бизнес-инкубации от первичной идеи до первого коммерческого успеха является важным принципом развития инновационных предприятий.

В дополнение к этому, предоставляя помощь в создании новых предприятий в зарождающихся секторах, бизнес-инкубаторы вносят важный вклад в экономическое развитие, способствуя процессу экономической перестройки. Это особенно важно, когда деятельность инкубатора концентрируется на помощи новым предприятиям в секторах на технологической основе, когда время на разработку идей и внедрения ее в рынок достаточно продолжительно, а коммерческий риск высок. В этом смысле бизнес-инкубаторы являются важным элементом инфраструктуры, необходимым для поддержки развития и коммерциализации новых производственных технологий, дополняя действия других учреждений, имеющих дело с правами на интеллектуальную собственность и подготовкой патентов.

Подводя итог, обозначим ряд ключевых принципов, которые должны применяться в разработке и развитии надлежащей инфраструктуры поддержки, предоставляющей МП бизнес-информацию и консультации. Исходным пунктом здесь является то, что МП нуждаются в доступе к высококачественным услугам на всех стадиях своего развития, то есть, начиная с подготовительного периода, организации предприятия, его становления и роста. В дополнении к этому важно, чтобы предоставление консалтинговых бизнес-услуг было тесно связано с общим содержанием и проведением политики по отношению к малому бизнесу, а также с установленными правительством более широкими целями экономического и социального развития. Консалтинговые бизнес-услуги должны также рассматриваться в тесной связи с другими потребностями предпринимателей в поддержке (например, финансирование, помещения, и т.д.), а опыт других стран говорит о том, что влияние внешней поддержки МП является наиболее эффективным, когда все вышеуказанные элементы хорошо скоординированы.

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle